Основные требования к качеству оформления книг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой работы объясняется тем, что в наше время объём выпускаемой книжной продукции с каждым годом увеличивается, а поскольку каждое печатное издание (книга) нуждается в оформлении, в которое входит: оформление обложки, форзаца, титульного листа, отрисовка иллюстраций, подборка шрифта и т.д.

Файлы: 1 файл

худ тех оформление.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  имени академика  С.П.КОРОЛЕВА

(национальный  исследовательский университет)» 
 

ИНСТИТУТ  ПЕЧАТИ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине:  «Художественно-техническое оформление печатной продукции»

на тему: « Основные требования к качеству оформления книг» 
 
 
 
 

                Выполнил: студент гр. ИП 41з

                Иванова О.В.

                Проверил: Вечкутова Т.М.

                Оценка: 

Самара 2012

 

Введение

  Актуальность  этой работы объясняется тем, что  в наше время объём выпускаемой  книжной продукции с каждым годом  увеличивается, а поскольку каждое печатное издание (книга) нуждается в оформлении, в которое входит: оформление обложки, форзаца, титульного листа, отрисовка иллюстраций, подборка шрифта и т.д.

  В наше время, в условиях технического прогресса данную работу выполняют  с помощью компьютерных технологий, что позволяет увеличить скорость и качество выполняемой работы, а так же сделать её более дешёвую по исполнению.

  Объектом  данной работы являются не посредственно компьютерные технологии в конкретной обозначенной сфере их применения (книжное оформление).

  Вследствие  постоянного обновления технической  и программной базы новых информационных технологий, применение компьютера при изучении той или иной области знаний требует постоянного обновления знаний. «Информатика - одна из самых быстроразвивающихся отраслей науки и техники, многие ее термины и понятия претерпевают постоянные изменения»

  В данной работе я использовала метод  теоретического исследования, теоретический  анализ.

  В практике работы многих издательств  оформление изданий осуществляется производственными отделами. Лишь в наиболее крупных издательствах технические редакции выделены в самостоятельные отделы. Однако оформление книги по существу является задачей, которая должна разрешаться не только в плане производственной техники книги, но также и как одна из сторон редакционной работы издательства. Это положение определяется, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми к оформлению издания в смысле его полного соответствия содержанию и типу книги в целом, а с другой стороны — тем, что те или иные приемы оформления оказывают в разных случаях различное влияние на эффективность усвоения книги читателем. Все это вместе взятое выдвигает требование тесной увязки работы оформителя с работой редактора; практика нашей издательской работы показала жизненность и необходимость этого требования; практика нашей издательской работы показала также и то, что невыполнение указанного требования ведет часто к грубым ошибкам в оформлении книги. Поэтому в настоящем издании большинство вопросов оформления рассматривается в тесной связи с отдельными моментами редакционной работы над книгой.

 

  1. Основные требования к качеству оформления книг.

  Оформление  книги – качество переплета, иллюстрации, бумага – имеет важное значение, если вы приобретаете книгу. Стоит обратить внимание на её прочность,формат и размер книги тоже имеет значение.

  Художественно-техническое  оформление – первый этап создания книги. Следующим этапом является её полиграфическое исполнение. Вот  как раз для качественного  исполнения этой чрезвычайно трудоёмкой работы и нужен высокопрофессиональный специалист в области полиграфического оформления печатных изданий. Именно качество исполнения этой работы определяет лицо издания. Качество полиграфического исполнения зависит от целого ряда факторов. Сюда относится качество изготовленных художникам оригиналов оформления, качество материалов и качество всех полиграфических работ. Безусловно, работа художника очень важна, но существует целый ряд изданий, в которых его труд сведён к минимуму, и вот тогда качественная работа профессионального полиграфиста становится вовсе незаменимой. Опытный и умелый полиграфист может сделать книгу изящной и красивой, используя только полиграфические средства оформления. Зачастую красота издания заключается не только в качественно выполненных иллюстрациях, но и былой бумаге с оттиснутыми на ней ровными строчками текста. Кроме того, важны пропорции страницы, ширина полей. Если в выбор пропорций закрадётся ошибка, то её результаты будут видны всем, кто возьмёт книгу в руки. Используя только полиграфические средства оформления – наборные шрифты, орнаменты и орнаменты, формат издания, полосу набора, сорт бумаги – можно очень хорошо и красиво оформить книгу.

  Существенное  влияние на качество полиграфического оформления издания оказывает выбор  способа печати. Полиграфист должен уметь быстро сопоставлять все существующие задания с реальными возможностями, что позволит ему выбирать оптимальный вариант, а видов печати в современной полиграфии существует достаточно много. Впрочем, для получения оттисков при любом способе печати необходима хорошая печатная форма. Под печатной формой понимают носитель изображения, который служит для многократной печати изображения на материал. С такой формы полиграфист получает оттиск текста, иллюстрации и т.д. Стоит отметить, что качество изготавливаемой печатной формы оказывает большое влияние на восприятие печатного произведения, ведь красиво оформленную книгу приятнее взять в руки. Не смотря на самые передовые технологии, ни одно печатное издание нельзя изготовить без применения опыта и умений профессионального полиграфиста. Естественно, профессиональному полиграфисту необходимо владеть компьютерными технологиями, но и непосредственного производственного труда его рук никто заменить не сможет. Труд полиграфиста всегда является востребованным, но есть в современном мире у полиграфистов, дизайнеров полиграфии и других специалистов печатного дела и масса способов применения своих навыков, многие из которых не требуют больших усилий и временных затрат, то изготовление книги – это очень трудоёмкий процесс, который иногда сравнивают с искусством. В процессе изготовление книги необходимо совместить творческий поход и умение обращаться с печатной техникой.

  Очень важно понимать, что к текстовым  и иллюстрационным формам предъявляются  различные требования. Так, иллюстрационная  печатная форма должна точно передавать графическую форму оригинала, текстовая  – содержание произведения, представленного  к печати.

  Целью выпуска любого печатного издания  является удовлетворение потребностей в печатной продукции как средстве получения информации. Оформление современной  книги характеризуется целенаправленным характером, выражающегося в нахождении наиболее удобного варианта подачи материала  читателю. В практике оформления книги  перед полиграфистом ставятся несколько  первостепенных задач, которые и  предопределяют то, каким получится конечный продукт. Стоит отметить, что издательству всегда выгодно раскрыть художественный образ книги и её архитектоники, обеспечив читателю возможность удобного получения информации. Разумеется, любое издательство стремится достичь максимального результата при минимальном вложении средств.

  Хорошее полиграфическое оформление зависит  от качества изготовления печатных форм, печати тиража, брошюровочно-переплётных работ. Огромное значение имеет качество бумаги и правильность соотношения разных материалов. Каждое из звеньев этой цепи требует от специалиста знаний разнообразных профессиональных тонкостей и нюансов. Нет сомнений, что для получения таких знаний необходим опыт работы и желание совершенствоваться. В процессе профессионального совершенствования каждый полиграфист должен ориентироваться как на специализированную литературу, так и на советы более опытных коллег, которые умеют качественно выполнять поставленные задачи и хорошо разбираются в технических аспектах достижения цели. Важно понимать, что полиграфическое исполнение является звеном искусства оформления книги, основанного на единстве двух начал: художественно-образного и производственно-технологического. Здесь от мастера полиграфического оформления книг требуются не только знания и умения, но и желание продолжать учиться чему-то новому.

2. Редакторский анализ художественно-технического оформления на примере серии книг «История книжного искусства». 

  Наш анализ следует начинать с 70-х годов  ХХ века, когда в отечественном  книжном искусстве наступает  своеобразный перелом: в эстетическом движении произошел переход к фотонабору и офсетной печати.

  В авангарде дизайнерских инноваций  оказался альманах «Искусство книги» (Приложение 3), который в 60-80-е годы прошлого столетия стал для ведущих книжных оформителей своеобразной экспериментальной площадкой. Например, издания Н.Калинина, одного из талантливых мастеров той поры, сплошь состоят как бы из одних левосторонних полос, о чем говорят и сдвинутые к корешковому сгибу колонцифры на правых страницах, и более широкие, чем противоположные, внутренние поля на левых. От первой до последней страницы книги дизайнер четко и последовательно выдерживает асимметрию построения.

  Ритм  смещения задается уже переплетом, где три из четырех строк текстовой  информации резко сдвинуты влево. Вопреки привычным представлениям текст расположен в левом углу и на авантитуле.

  Художник  тонко учитывает эффект визуального  восприятия книги, согласно которому взгляд зрителя-читателя по левой полосе скользит, а на правой задерживается. Калинин как бы лишает его возможности остановиться: неравновесность разворота побуждает читателя перевернуть страницу, но и там его ждет подстегивающий толчок к дальнейшему движению.

  В каждом новом разделе книги сравнительно с предыдущим уменьшается высота наборной полосы. Подобный «ход» одновременно и обнажает логику рубрикации в духе функционального дизайна, и воплощает пафос движения, непостоянства.

  Уменьшение  форматов привело к удешевлению  книг, способствовало увеличению тиражей. Наряду с феодалами и церковниками потребителями книг становится «третье сословие» - незнатные и небогатые люди. Современниками это воспринимается как настоящая революция на книжном рынке. Становится модным носить книги с собой. Для этой цели в одежде появился «кармашек для книги». Поэтому иногда и говорят, что Эльзевиры открыли эпоху карманной книги.

  Передать  всю прелесть и изысканность этих описанных шедевров спустя века –  сложная задача. Поэтому в основу взаимодействия «старого» и «нового» в серийном издании «История книжного искусства» В.Аронов и В.Лазурский закладывают не принципы интеграции, а принцип контраста. Их авторские тексты заверстаны в современной экспрессивной манере: флаговый набор, обратный абзацный отступ, резкий сдвиг наборной полосы к верхнему краю страницы при отсутствии колонтитулов, превышение размера внутренних полей над величиной боковых. Все эти приемы оттеняют, позволяют острее почувствовать уравновешенность наборных композиций репродуцируемых старых книг, симметрию их разворотов, гармоничность соотношений полей.

  Дизайнеры используют прием контраста и  организуя движение читателя по книге. Насыщенный зрительный ряд не выделен  в специальную зону, он перемежается с текстом, и читатель, соответственно, должен все время переключаться с чтения на визуальное восприятие и обратно. Недостаток подобного общения с книгой-прерывистость освоения ее как вербального, так и зрелищного содержания-компенсируется остротой перехода от одного к другому и активизацией внимания реципиента, которое неизбежно ослабевало бы при получении информации в однородной форме. Контраст оказывается особенно эффектным и эффективным благодаря применению иллюстрационных вклеек-гармошек, неожиданно меняющих формат книги на альбомный и каждый раз открывающих взору читателя некую увлекательную панораму.

  Книга - «Псалтирь» (1517 г.), - положила начало тематической серии, озаглавленной «Библия русская». Впоследствии Скорин продолжил свое дело в Литве, в ее столице Вильно, где издал такие богослужебные книги, как «Малая подорожная книжица» и «Апостол» (1523-1525 гг.). Адресуя свои издания «простым русским людям», печатник имел в виду, находящихся под польско-литовским гнетом, но естественно, что его книги вошли в церковный обиход и в Московском государстве.

  Не  «искусство в книге», а «искусство книги» – эти слова могут стать  эпиграфом к работе, посвященной изданиям белорусского первопечатника.

 

Заключение

  В данной работе подробно описан процесс  оформления печатной продукции, с помощью компьютерных технологий. Проведена аналогия с оформлением книги в период до появления компьютерных технологий. Где чётко прослеживается, что появление компьютерных технологий в деле производства печатной продукции, ускорило и облегчило довольно сложную процедуру издания какой – либо печатной продукции.

  В работе по мимо всего прочего рассказывается о подготовке книги в печать, учитывая все аспекты (подготовка текстовой части, иллюстраций и обложки).

 

Список  литературы

  1. «Справочник художественного и  технического редактора» П. Гиленсон.

  2. А. Херлберт «Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг»

  3. «Оформление периодических изданий/Под ред. А. Киселева. М., 1988.

  4. Буковецкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., 1999. С. 24–33.

  5. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб., 1999. С. 134.

  6. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер: Пер. с англ. М., 1997. С. 12.

 

Практическая  № 1.

Вопрос№1.

Общие правила составления  библиографического описания

Библиографическое описание (определение)

  В основе любого вида библиографического аппарата лежит библиографическое  описание - совокупность таких библиографических сведений об издании, его части, группе изданий или о неопубликованном документе, которые приведены по установленным правилам и предназначены для его идентификации и общей характеристики.

Информация о работе Основные требования к качеству оформления книг