Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:19, творческая работа
Владимир Высоцкий писал: «Кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт». Маяковский прожил довольно короткую жизнь, полную жизненных преград, человеческих мучений и разочарований. Но своими стихами он завоевал себе достойное место в пантеоне славы русской поэзии. Особенно плодотворным для поэта стал 1913 год. Именно в этом году выходит первый сборник стихотворений Маяковского «Я» в количестве всего 300 экземпляров. Этой цикл и примыкающее к нему стихотворение «От усталости» (также написанное в 1913 году) объединены единой тематикой.
Отзыв о стихотворении В. Маяковского «От усталости»
Подготовила: Бобок Елизавета
Нас всех объединяет жизнь.
А. Барбюс
«Я – поэт. Этим и интересен.
Об этом и пишу. Об остальном – только
если это отстоялось словом» - так начинает
Владимир Владимирович Маяковский автобиографию
«Я сам». Поэт-бунтарь, поэт-оратор, яркий
представитель школы футуризма, он был
новатором в стихосложении и писал только,
о том, что было действительно значимо.
Для него поэзия представлялась в стремлении
создать новое, ни на что не похожее искусство.
Владимир Высоцкий писал: «Кто кончил
жизнь трагически – тот истинный поэт».
Маяковский прожил довольно короткую
жизнь, полную жизненных преград, человеческих
мучений и разочарований. Но своими стихами
он завоевал себе достойное место в пантеоне
славы русской поэзии. Особенно плодотворным
для поэта стал 1913 год. Именно в этом году
выходит первый сборник стихотворений
Маяковского «Я» в количестве всего 300
экземпляров. Этой цикл и примыкающее
к нему стихотворение «От усталости» (также
написанное в 1913 году) объединены единой
тематикой. Человек и окружающий мир представляются
поэту как единое целое, два одинаковых
существа, созданных природой, которые
разделяют состояние друг друга. Они неразличимы,
ведь в них светится одна и та же жизнь…
Стихотворение «От усталости» посвящено
единению человека и земли, слиянию их
судеб. Как мне кажется, это и является
темой произведения. Лирический герой
стихотворения объединен с родной землей
не только жизнью, но и всеми чувствами,
переживаниями, «жизненными ранами». У
них все одинаковое, одно на двоих, они
оба обречены на вечные тревоги и скитания.
И как мне кажется, основная идея стихотворения
заключена в строках:
Квакая, скачет по полю
Канава, зеленая сыщица,
Нас заневолить
Веревками грязных дорог.
Герой предстает перед нами как вечный
скиталец, «ораненный, загнанный» человек,
измученный одиночеством, недопониманием,
жизненными испытаниями. Его единственной
«сестрой» была и остается земля, где он
родился и жил, земля, которая разделила
с ним его судьбу, земля, которая воспринимает
все переживания и тревоги героя как свои
собственные. Между ними существует определенная
связь, которую может разрушить только
смерть, «канава», «зеленая сыщица».
Интересны композиция и построение стихотворения.
Маяковский не делит его на строфы, однако
мы легко можем мысленно разделить произведение
на три части, каждая из которых начинается
с яркого и эмоционального обращения,
выраженного восклицательными предложениями
(«Земля!», «Ты!», «Сестра моя!»). И с каждым
последующим обращением ощущение близости
между лирическим героем и его землей
только нарастает (можно говорить об оттенке
грации), и сразу понятно: для героя она
самое близкое, что есть сейчас в мире,
и только земля понимает все его мысли,
только земля знает о нем больше, чем он
сам.
Маяковский использует простые предложения,
но каждое из них распространяет многочисленными
второстепенными членами, причастными
и деепричастными оборотами, становится
сложно прочесть его с первого раза. Глагол
«жить» в русском языке является непроизводным,
он ни от чего не образован и является
своеобразным истоком для таких слов,
как «жизнь», «живой», «ожить» и многих
других. Состоящее всего из четырех букв,
это слово представляется маленьким и
таким простым. Кажется, что может быть
проще, чем просто жить!? Но на самом деле
жизнь, возможно, самое тяжелое, что дается
человеку при рождении, потому что никто
не знает, какие «сюрпризы» она преподнесет,
и сколько испытаний нас ждет. И Владимир
Маяковский мастерски подтверждает это
своими предложениями:
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Важную роль в стихотворении играет прием инверсии, часто использующийся Маяковским на протяжении всей творческой деятельности. Изменяя привычный порядок слов, поэт акцентирует внимание читателя на ключевых словах, размышления героя становятся более близкими и понятными, стихотворение обретает новое необычное звучание:
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Яркие и необычные эпитеты («лысеющую голову», «впалые груди», «нас двое, ораненных, загнанных…», «догнивающих огней», «окровавленный рог»), многочисленные образные метафоры («лохмотьями губ», «губ в пятнах чужих позолот», «дымов волос… дай обовью», «над пожарами глаз из олова», «впалые груди болот», «оседланных смертью коней», «мутью озлобив глаза», «догнивающих в ливнях огней», «в богадельнях идущих веков мать мне сыщется», «окровавленные песнями рог», «нас заневолить веревками грязных дорог»), олицетворения («вздыбилось ржанье», «дым из-за дома догонит…») делают стихотворение «От усталости», на мой взгляд, маленьким произведением искусства. Маяковский создает ленту потрясающих, ни на что не похожих, невероятно красочных и реалистичных образов, которые вместе составляют полную картину переживаний, размышлений лирического героя, откровенный и искренний монолог. Вот он, прямо перед нами, человек, потерявший и переживший многое, одинокий, отчаянный, он исповедуется перед единственным, что имеет для него значимость – перед своей землей, частичкой своей души. И читатель не может не проникнуться к этому человеку, не прочувствовать его мучения, не выслушать его откровения, потому что каждый может увидеть в них себя.
Маяковский говорил: «Гвоздями
слов прибит к бумаге я». Безусловно,
поэт являлся настоящим мастером
слова, новатором в русском языке.
В произведении присутствуют и неологизмы,
созданные Маяковским («ораненных», «заневолить»),
и устаревшие слова («дланями»), и многочисленные
части речи, передающие цвет («позолот», «дымом», «пожарами»,
«олово», «окровавленный», «зеленая»,
«грязных»), поэт применяет омофоны
(«сыщется – сыщица»). Таким образом,
Владимир Маяковский не только придает
своему произведению особое звучание,
неповторимость и яркость, но и в полной
мере показывает все богатство и функциональность
русского языка, неисчерпаемого источника
для создания новых слов, нового искусства,
нового чуда.
Примечательно, что поэт в своем стихотворении
использует множество личных форм глаголов
( «дай», «вздыбилось», «догонит», «сыщется»,
«бросил», «скачет»), а в обращении
к земле применяет личное местоимение
«ты». Все эти приемы делают само стихотворение
очень личным, показывают близкую связь
человека и окружающего мира, помогают
читателю глубже проникнуть в суть произведения,
сближают не только с лирическим героем,
но и с самим Маяковским.
На фонетическом уровне, чтобы передать свои переживания, поэт блестяще применяет ассонанс [о] и аллитерацию [д], создает ощущение протяженности, томления, долготы и неопределенности, мучительного ожидания чего-то неизвестного:
[Д]ымом вол[о]ос над пожарами глаз из [о]лова
[д]ай обовью я впалые груди бол[о]т.
[Д]ым из-за [д][о]ма [д]ог[о]нит нас [д]линными [д]ланями.
О стихосложении Владимир Маяковский говорил так: "Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело». Именно поэтому стихи поэта нельзя вместить в определенные каноны какого- либо стихотворного размера, Маяковский разрушает гармонию силлабо-тонического стиха, создает новую форму стихосложения. Поэтому, нельзя сказать о единой ритмической структуре стихотворения «От усталости»: она очень разнообразна. Мужская рифма чередуется с женской, рифмовка перекрестная (абаб), однако она перебивается, рифма неполная (голову – олова, веков – рог):
Сестра
моя!
В богадельнях идущих веков (А)
Может быть, мать мне сыщется; (Б)
Бросил я есть окровавленный песнями рог. (А)
Квакая, скачет по полю
Канава, зеленая сыщица (Б)
Нас заневолить
Веревками
грязных дорог. (А)
«Действительно современной
Информация о работе Отзыв о стихотворении В. Маяковского «От усталости»