Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:14, реферат
Плагиат - это порок, который присущ современному обществу. Он получил распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов с развитием информационных технологий .
Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или его часть. Чтобы не быть уличенным в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании научной работы. При использовании чужих мыслей или цитировании всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.
Введение 3
Плагиат в научных исследованиях 5
Плагиат, причина или следствие? 5
Между плагиатом и исследовательской работой.......................................6
Борьба с плагиатом..........................................................................................7
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Содержание
Введение 3
Плагиат в научных исследованиях 5
Плагиат, причина или следствие? 5
Между плагиатом и исследовательской
работой.......................
Борьба с плагиатом.....................
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Введение
Плагиат - это порок, который
присущ современному обществу. Он получил
распространение среди
Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или его часть. Чтобы не быть уличенным в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании научной работы. При использовании чужих мыслей или цитировании всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.
Актуальность исследования заключается в изучении проблемы плагиата в научной деятельности на современном этапе развития информационных технологий.
Источниковая база исследования.
Источником для данной работы послужили: "Толковый словарь иноязычных слов" Крысина Л.П.2, сайт министерства образования и науки Российской федерации, на котором представлены законодательные акты и постановления, принятые в последние годы, а также интервью с представителями этого министерства3, Гражданский кодекс Российской Федерации4.
Так же, для написания данной работы были использованы: статья Абрамовой Н.Ю. "Проблема плагиата в научных работах" изданная в журнале "Научная периодика: проблемы и решения" №2 за 2011 год5, в которой описываются проблемы плагиата в мире журналистики и способы борьбы с ним; на портале "РиаНовости" в статье "Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке"6 приводятся статистические данные опроса студентов и школьником на тему списывания друг у друга и копирования информации из интернет источников без указания автора. В статье "Комплекс мероприятий борьбы с плагиатом от министерства образования и науки РФ"7 рассказывается о проекте "дорожная карта" и этапах его внедрения.
Целью работы является рассмотрение возникновения и развития плагиата в научных исследованиях с развитием информационных технологий.
В рамках реализации намеченной цели в реферате поставлены следующие задачи:
Плагиат в научных исследованиях
I. Плагиат, причина или следствие?
На данный момент развитие информационных технологий во многом упростило существование человека, что колоссально отразилось на его работе - появилась возможность с помощью простых алгоритмов и несложных манипуляций решать различные задачи в максимально короткие сроки. Например: быстро производить сложные вычисления или искать нужную информацию.
Достаточно воспользоваться
Интернетом, составить корректный запрос
для поисковой программы, а через
секунду уже можно
Однако есть и отрицательная сторона: такая простота и доступность получения информации дали возможность недобросовестным студентам, аспирантам, докторантам копировать чужие идеи и мысли.
В действительности, заимствования - это важная часть научного и культурного развития общества. Часто говорят «Зачем изобретать велосипед?»
Заимствования на протяжении всей истории проходили в разных областях, например, в области русского языка. Наши предки также шли по пути наименьшего сопротивления: проанализировав современный состав русского языка, мы можем встретить множество заимствованных слов8:
• журнал (от фр. journal дневник, jour день);
• периодический, периодика (от фр. periodique < фр. periode < греч. periodos обход, круговещание; цикл);
• плагиат (от нем. plagiat, фр. plagiat < лат. plagiatus похищенный);
• публикация (от польск. publikacja < лат. publication < publicare обнародывать) и мн. др.
Но если есть области, в которых людям просто необходимо друг у друга что-то заимствовать, например, новые слова, просто для того, чтобы разговаривать на одном языке, то вместе с этим существуют и объекты авторского права, интеллектуальной собственности и т.п., для которых заимствования недопустимы, так как ущемляют возможности правообладателя.
Заимствования из научного труда, который является одним из результатов научного исследования, как раз не допустимы, так как ущерб плагиата заключается в том, что заимствующий получает возможность использовать часть научного труда для своих целей, не приложив к этому особых усилий.
При этом смысл любого научного труда заключается в элементе научной новизны, а заимствование значительных текстовых и графических фрагментов научной новизны не добавляет.
Вывод: Заимствование в языках является одним из важнейших факторов их развития. Но в современном информационном обществе заимствование чужих идей и мыслей, при провидении научных исследований, что приводит к потере новизны работы, является недопустимым.
II. Между плагиатом и исследовательской работой.
Раньше закрывали глаза на плагиат в студенческих работах, старались его не заметить, а может, просто не было возможности или желания быстро проверить его? История упоминает лишь о серьезных литературных трудах и о всевозможных спорах, связанных с авторством («Тихий Дон» Шолохова и под.).
С появлением VI части ГК РФ9, информационных средств, программ и специализированных поисковых систем, позволяющих выявить недобросовестность авторов, бороться с плагиатом стало проще.
Чтобы понять, насколько данный вопрос актуален, стоит ознакомиться с громкими цифрами исследования, проведенного в Соединенных Штатах Америки10.
- 8о% студентов признаются, что хотя бы раз в жизни списывали, 36% студентов списывают регулярно.
- 90% учащихся убеждены, что их плагиат никогда не будет обнаружен.
- 58% американских школьников в 1969 году уже давали свои работы для списывания своим соученикам. 97,5% - в 1989 году. 54% студентов признаются в том, что они списывали из Интернета. 74% студентов признают, что они достаточно регулярно списывали.
Проблема плагиата достаточно широко распространилась в сфере образования, науки. Но уже сегодня ее не игнорируют, а стараются решать.
В уставе Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова допускается
даже возможность отчисления студентов
за плагиат при написании
Вывод: Раньше закрывали глаза на плагиат в научных исследованиях по причине невозможности или крайней трудоемкости его выявления. Но с появлением специализированных поисковых систем и программ, позволяющих выявить недобросовестных авторов, бороться с плагиатом стало проще.
III. Борьба с плагиатом.
В последние годы Интернет стал основным источником информации для учащихся, студентов российских ВУЗов и научных сотрудников, которые всё меньше прибегают к изучению ресурсов библиотечных фондов. В теории, доступ к колоссальному объему литературы, периодики и статистической информации приводит к повышению качества дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней. Но на практике, студенты и аспиранты зачастую скачивают из сети готовые работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.
Для борьбы с плагиатом
в системе высшего образования
Департамент государственной
Этапы внедрения проекта подразумевают11:
1. Добровольное создание
систем обнаружения плагиата
в ВУЗах, сопровождаемое
2. Применение системы
антиплагиата станет одним из
показателей качества
3. Открытая публикация
дипломных и квалификационных
работ, а также контроль
По словам С.Ю. Матвеева, заместителя главы Департамента Министерства образования и науки РФ, "дорожная карта" представляет собой не просто систему антиплагиата, а «механизм создания нового стандарта научно-образовательной коммуникации, с помощью которого студенты приучаются к грамотному позиционированию своих работ» 12.
Создание межвузовского каталога научных работ предполагает включение в перечень обязательных экземпляров документов (ФЗ №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г.) 13современных учебников, дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней в электронной форме. В Минобрнауки планируют объединить каталог контрольных экземпляров с электронной базой диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), а также с Единой информационной системой Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Открытую публикацию авторских научных работ запланировали осуществлять с помощью свободных лицензий, предусмотренных в проекте поправок к 4-й части ГК РФ14 то есть, по собственному желанию авторов и, вероятно, в добровольно-принудительном порядке.
К разработке программного
обеспечения для отслеживания недобросовестного
заимствования будут привлечены
частные предприятия, а учебным
учреждениям предоставят
Как видно из материалов проекта15, в ходе проверки дипломов и диссертаций на антиплагиат будет применяться метод «кнута и пряника». Для нарушителей предусмотрены моральные и административные санкции, а система поощрения самостоятельного творчества будет включать:
Так или иначе, такая "дорожная карта" будет насильно заставлять соблюдать авторские права и повышать качество высшего образования в российских ВУЗах.
Вывод: Свободный доступ через интернет к литературе, периодики и статистической информации привёл к росту плагиата в научных исследованиях. Электронные программы по выявлению плагиата оказались на практике не пригодны к использованию из-за колоссального объема информации в сети с обработкой которого они не справлялись. Для борьбы с плагиатом Департамент государственной научно-технической политики Министерства образования и науки РФ разработал проект "дорожной карты", который методом кнута и пряника должен будет бороться с воровством научных идей и мыли.
Заключение:
Развитие информационных технологий привели к росту плагиата в научных исследованиях. В теории, доступ к колоссальному объему литературы, периодики и статистической информации должен был привести к повышению качества дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней. Но на практике, нерадивые студенты и аспиранты зачастую скачивают из сети готовые работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.
В рамках реализации намеченной цели в реферате были решены поставленные задачи: