Плагиат в научных исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:14, реферат

Описание работы

Плагиат - это порок, который присущ современному обществу. Он получил распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов с развитием информационных технологий .
Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или его часть. Чтобы не быть уличенным в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании научной работы. При использовании чужих мыслей или цитировании всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.

Содержание работы

Введение 3
Плагиат в научных исследованиях 5
Плагиат, причина или следствие? 5
Между плагиатом и исследовательской работой.......................................6
Борьба с плагиатом..........................................................................................7
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

Плагиата в научных исследованиях2.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Плагиат в научных исследованиях 5 
Плагиат, причина или следствие? 5 
Между плагиатом и исследовательской работой.......................................6 
Борьба с плагиатом..........................................................................................7

Заключение 10

Список используемой литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Плагиат - это порок, который  присущ современному обществу. Он получил  распространение среди школьников, студентов, аспирантов, докторантов, журналистов  с развитием информационных технологий1.

Плагиат - это воровство: выданное за свое произведение или  его часть. Чтобы не быть уличенным  в плагиате, необходимо придерживаться определенных правил при написании  научной работы. При использовании  чужих мыслей или цитировании  всегда нужно давать ссылку на источник заимствования.

Актуальность  исследования заключается в изучении проблемы плагиата в научной деятельности на современном этапе развития информационных технологий.

Источниковая  база исследования.

Источником для данной работы послужили: "Толковый словарь иноязычных слов" Крысина Л.П.2, сайт министерства образования и науки Российской федерации, на котором представлены законодательные акты и постановления, принятые в последние годы, а также интервью с представителями этого министерства3, Гражданский кодекс Российской Федерации4.

Так же, для написания  данной работы были использованы: статья Абрамовой Н.Ю. "Проблема плагиата в научных работах" изданная в журнале "Научная периодика: проблемы и решения" №2 за 2011 год5, в которой описываются проблемы плагиата в мире журналистики и способы борьбы с ним; на портале "РиаНовости" в статье "Plagium vulgaris: как предотвратить плагиат в науке"6 приводятся статистические данные опроса студентов и школьником на тему списывания друг у друга и копирования информации из интернет источников без указания автора. В статье "Комплекс мероприятий борьбы с плагиатом от министерства образования и науки РФ"7 рассказывается о проекте "дорожная карта" и этапах его внедрения.

Целью работы является рассмотрение возникновения и развития плагиата в научных исследованиях с развитием информационных технологий.

В рамках реализации намеченной цели в реферате поставлены следующие задачи:

    • изучить происхождение плагиата.
    • охарактеризовать развитие отношения к плагиату.
    • рассмотреть методы борьбы с недобросовестными авторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плагиат в научных исследованиях

 

I. Плагиат, причина или следствие?

На данный момент развитие информационных технологий во многом упростило существование человека, что колоссально отразилось на его работе - появилась возможность с помощью простых алгоритмов и несложных манипуляций решать различные задачи в максимально короткие сроки. Например: быстро производить сложные вычисления или искать нужную информацию.

Достаточно воспользоваться  Интернетом, составить корректный запрос для поисковой программы, а через  секунду уже можно анализировать результаты поиска...

Однако есть и отрицательная  сторона: такая простота и доступность  получения информации дали возможность  недобросовестным студентам, аспирантам, докторантам копировать чужие идеи и мысли.

В действительности, заимствования - это важная часть научного и культурного развития общества. Часто говорят «Зачем изобретать велосипед?»

Заимствования на протяжении всей истории проходили в разных областях, например, в области русского языка. Наши предки также шли по пути наименьшего сопротивления: проанализировав  современный состав русского языка, мы можем встретить множество заимствованных слов8:

• журнал (от фр. journal дневник, jour день);

• периодический, периодика (от фр. periodique < фр. periode < греч. periodos обход, круговещание; цикл);

• плагиат (от нем. plagiat, фр. plagiat < лат. plagiatus похищенный);

• публикация (от польск. publikacja < лат. publication < publicare обнародывать) и мн. др.

Но если есть области, в  которых людям просто необходимо друг у друга что-то заимствовать, например, новые слова, просто для  того, чтобы разговаривать на одном языке, то вместе с этим существуют и объекты авторского права, интеллектуальной собственности и т.п., для которых заимствования недопустимы, так как ущемляют возможности правообладателя.

Заимствования из научного труда, который является одним из результатов научного исследования, как раз не допустимы, так как  ущерб плагиата заключается в  том, что заимствующий получает возможность  использовать часть научного труда  для своих целей, не приложив к этому особых усилий.

При этом смысл любого научного труда заключается в элементе научной новизны, а заимствование  значительных текстовых и графических  фрагментов научной новизны не добавляет.

Вывод: Заимствование в языках является одним из важнейших факторов их развития. Но в современном информационном обществе заимствование чужих идей и мыслей, при провидении научных исследований, что приводит к потере новизны работы, является недопустимым.

 

II. Между плагиатом и исследовательской работой.

Раньше закрывали глаза  на плагиат в студенческих работах, старались его не заметить, а может, просто не было возможности или желания  быстро проверить его? История упоминает  лишь о серьезных литературных трудах и о всевозможных спорах, связанных  с авторством («Тихий Дон» Шолохова и под.).

С появлением VI части ГК РФ9, информационных средств, программ и специализированных поисковых систем, позволяющих выявить недобросовестность авторов, бороться с плагиатом стало проще.

Чтобы понять, насколько  данный вопрос актуален, стоит ознакомиться с громкими цифрами исследования, проведенного в Соединенных Штатах Америки10.

- 8о% студентов признаются, что хотя бы раз в жизни списывали, 36% студентов списывают регулярно.

- 90% учащихся убеждены, что их плагиат никогда не будет обнаружен.

- 58% американских школьников в 1969 году уже давали свои работы для списывания своим соученикам. 97,5% - в 1989 году. 54% студентов признаются в том, что они списывали из Интернета. 74% студентов признают, что они достаточно регулярно списывали.

Проблема плагиата достаточно широко распространилась в сфере  образования, науки. Но уже сегодня  ее не игнорируют, а стараются решать.

В уставе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова допускается  даже возможность отчисления студентов  за плагиат при написании дипломных  или курсовых работ.

Вывод: Раньше закрывали глаза на плагиат в научных исследованиях по причине невозможности или крайней трудоемкости его выявления. Но с появлением специализированных поисковых систем и программ, позволяющих выявить недобросовестных авторов, бороться с плагиатом стало проще.

 

III. Борьба с плагиатом.

В последние годы Интернет стал основным источником информации для учащихся, студентов российских ВУЗов и научных сотрудников, которые всё меньше прибегают  к изучению ресурсов библиотечных фондов. В теории, доступ к колоссальному  объему литературы, периодики и статистической информации приводит к повышению  качества дипломных работ и диссертаций  на соискание научных степеней. Но на практике, студенты и аспиранты  зачастую скачивают из сети готовые  работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.

Для борьбы с плагиатом  в системе высшего образования  Департамент государственной научно-технической  политики Министерства образования  и науки РФ разработал проект "дорожной карты" - рассчитанный на 3 года комплекс мероприятий по борьбе с недобросовестным заимствованием в квалификационных работах бакалавров, магистров и аспирантов.

Этапы внедрения проекта подразумевают11:

1. Добровольное создание  систем обнаружения плагиата  в ВУЗах, сопровождаемое разработкой  соответствующих нормативов и  базы контрольных экземпляров.  Предположительно, на стадии тестирования  в проект будут вовлечены около  70-100 ведущих университетов, порядка  1.3-1.5 млн. учащихся, не менее 20% действующих диссертационных советов.

2. Применение системы  антиплагиата станет одним из  показателей качества образования  и весомым критерием репутации  ВУЗа.

3. Открытая публикация  дипломных и квалификационных  работ, а также контроль недобросовестного  заимствования войдут в перечень  обязательных требований при  аккредитации учебных заведений.

По словам С.Ю. Матвеева, заместителя  главы Департамента Министерства образования и науки РФ, "дорожная карта" представляет собой не просто систему антиплагиата, а «механизм создания нового стандарта научно-образовательной коммуникации, с помощью которого студенты приучаются к грамотному позиционированию своих работ» 12.

Создание межвузовского  каталога научных работ предполагает включение в перечень обязательных экземпляров документов (ФЗ №77-ФЗ «Об  обязательном экземпляре документов»  от 29.12.1994 г.) 13современных учебников, дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней в электронной форме. В Минобрнауки планируют объединить каталог контрольных экземпляров с электронной базой диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), а также с Единой информационной системой Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

Открытую публикацию авторских  научных работ запланировали  осуществлять с помощью свободных  лицензий, предусмотренных в проекте  поправок к 4-й части ГК РФ14 то есть, по собственному желанию авторов и, вероятно, в добровольно-принудительном порядке.

К разработке программного обеспечения для отслеживания недобросовестного  заимствования будут привлечены частные предприятия, а учебным  учреждениям предоставят свободу  выбора конкретной программы-антиплагиата. Соответственно, после третьего проектного этапа предполагается изменение  нормативов при аттестации учащихся и присвоения степеней кандидата  и доктора наук.

Как видно из материалов проекта15, в ходе проверки дипломов и диссертаций на антиплагиат будет применяться метод «кнута и пряника». Для нарушителей предусмотрены моральные и административные санкции, а система поощрения самостоятельного творчества будет включать:

  • возможность публикации резюме и ссылок на квалификационные работы в социальных сетях с целью трудоустройства;
  • участие добросовестных учащихся в серьезных научных проектах;
  • выплата повышенных стипендий авторам наиболее популярных работ в студенческой сети взаимного цитирования.

Так или иначе, такая "дорожная карта" будет насильно заставлять соблюдать авторские права и повышать качество высшего образования в российских ВУЗах.

Вывод: Свободный доступ через интернет к литературе, периодики и статистической информации привёл к росту плагиата в научных исследованиях. Электронные программы по выявлению плагиата оказались на практике не пригодны к использованию из-за колоссального объема информации в сети с обработкой которого они не справлялись. Для борьбы с плагиатом Департамент государственной научно-технической политики Министерства образования и науки РФ разработал проект "дорожной карты", который методом кнута и пряника должен будет бороться с воровством научных идей и мыли.

 

 

 

 

 

Заключение:

Развитие информационных технологий привели к росту плагиата в научных исследованиях. В теории, доступ к колоссальному объему литературы, периодики и статистической информации должен был привести к повышению качества дипломных работ и диссертаций на соискание научных степеней. Но на практике, нерадивые студенты и аспиранты зачастую скачивают из сети готовые работы и допускают плагиат, нарушая при этом авторские права.

В рамках реализации намеченной цели в реферате были решены поставленные задачи:

    • Идея заимствования в языках стала основой для возникновения современного плагиата, а развитие информационных технологий и как следствие свободный доступ к источникам и литературе, оказались плодотворной почвой для роста количества недобросовестных авторов.
    • Раньше, наличие плагиата в работах школьников, студентов, аспирантов и кандидатов игнорировалось из-за трудностей в распознании. С развитием информационных технологий, стали появляться всевозможные программы для выявления плагиата в тексте, но, к сожалению, отношение к плагиату у школьников и студентов не только не изменилось, но и ухудшилось.
    • Современные программы по выявлению плагиата в тексте оказываются малоэффективными из-за большого объема информации в сети и не способны выявить элементы плагиата в работе или выявляют несуществующие. Что бы пресечь саму идею плагиата на корню Департамент государственной научно-технической политики Министерства образования и науки РФ разработал проект "дорожной карты", который должен изменить само отношение к плагиату и не допустить возможности его появления в научных исследованиях.

Информация о работе Плагиат в научных исследованиях