Пословицы и поговорки в периодическом печатном издании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Изучить толкования пословиц и поговорок, определить их функции в языке.
2. Путем сплошной выборки выявить пословицы и поговорки в газете «Московском комсомольце».
3. Проанализировать особенности функционирования рассматриваемых языковых единиц в периодическом печатном издании.

Содержание работы

Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора, их сходство и различие…
2. Художественные функции малых фольклорных жанров………………...
3. Использование пословиц и поговорок в газете «Московский комсомолец».
3.1. Пословицы и поговорки как своеобразный бренд периодического издания
3.2. Авторские преобразования пословиц и поговорок………………………
Заключение
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Пословицы и поговорки в периодическом печатном издании.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

В пословице «Один с сошкой, семеро с ложкой» метонимия количественная (синекдоха): вместо множества крестьян, вообще крестьянства, назван один.

Образность пословиц, содержащих отвлеченные этические понятия: добра, зла, правды, кривды — или состояния человека: горя (лиха), беды, радости, голода,— создается посредством метафор и метонимии. Это уже метафоричность внутренняя. Отвлеченные понятия приобретают свойства живых существ: «Правда тонет, а кривда всплывает», «Голод и волка гонит из колка», «Счастье если придет, то и на печи найдет». Такие пословицы обладают внутренней иносказательностью. Отвлеченные понятия посредством метафор превращаются в зримые образы, понятные всем и эмоционально окрашенные.

Часть пословиц представляет собой прямые сентенции, благие пожелания, правильные советы: «Грамоте учиться — всегда пригодится». Но чаще образность пословиц-советов, прямых назиданий создается посредством тропов: «Береги платье слову, а честь смолоду», «В какой народ приедешь, такую и шапку надень».

Часто используются в  пословицах разнообразные антитезы, сопоставления противоположных по смыслу слов: «От умного и брань на пользу, от дурака и ласковое слово ни к чему», «От маленькой искры большой пожар бывает». Широко применяются в пословицах сравнения: «Счастье, что волк: обманет, да в лес уйдет». Не менее часты олицетворения: «Хмелек-щеголек: сам ходит в рогоже, а нас водит нагишом». Используются тавтологии: «Здоровому все здорово», «Злее зла злая жена». Перечисленными тропами далеко не исчерпываются поэтические средства пословиц и поговорок.

Композиционный строй  пословиц вполне соответствует лаконизму  жанра. В большинстве случаев  пословицы двучленны, хотя встречаются  и одночленные, и трехчленные, и  многочленные. Одночленные (или одночастные) суждения, как правило, утверждают какую-то истину или содержат совет: По одежке протягивай ножки; Чужой мед горек. В двухчленных, трехчленных и многочленных пословицах сопоставляются разные явления, предметы, понятия. Каждая часть представляет собой простое предложение: «Слово — серебро, молчание — золото», «Лыс конь — не увечье, плешив молодец — не бесчестье», «Тупо ковано — не наточишь, глупо рождено — не научишь». Синтаксический параллелизм лежит в основе «складности» пословицы, ее «мерности», одинаковое расположение членов каждой поддерживается ритмическим строем. Большую роль в пословицах играют звуковые повторы: конечные точные рифмы, ассонансы и рифмы внутренние. Созвучием связывается не только конец стихов или полустиший, но и их начало или середина: «Сало было, стало мыло».

Многие пословицы скреплены  также звуковыми повторами, причем повторяются как гласные, так и согласные звуки: «У Фили были, у Фили пили, Филю же и побили», «Старость не радость, и смерть не корысть».

Веками формировался состав русских пословиц и поговорок. Пословичный фонд, отраженный во многих печатных сборниках и рукописных собраниях, составляют изречения, разные по времени возникновения, происхождению, источникам и социальной среде, их породившей. Однако основа их возникновения едина — социальный, трудовой опыт, наблюдательность, острый ум русского народа, а также художественные свойства и возможности нашего языка. Какая-то небольшая часть пословиц произошла из сказок, басен, загадок, десен, анекдотов.

В каком-то отношении  пословицы можно назвать исторической памятью народа. В них живут  воспоминания о многих событиях и  фактах истории русского государства.

Многие пословицы переходили из эпохи в эпоху, не меняя своего смысла и утверждая «вечные» истины добра, справедливости и красоты. Другие, вслед за сменой исторических и общественных условий, ушли из живого бытования, третьи изменились (а подчас превратились в свою «противоположность»). Но многие древние русские пословицы остались в летописях, старинных рукописных сборниках как живые голоса наших предков, споривших между собой, отстаивавших или отрицавших какие-то истины, принципы, взгляды, голоса, насмешливые и горестные, уверенно-спокойные и саркастические.

 Сокровищница русского  языка богата пословицами и поговорками. Веками пословицы и поговорки собирали ценители языка, фонд пополнялся выдающимися писателями и поэтами. Систематическая работа по собиранию пословиц и поговорок начинается в России с XVII века. Дошедшие до нас коллекции представляют собой рукописные сборники, составители которых неизвестны, В настоящее время наукой учтено более тридцати сборников, датированных XVII—началом XX века. Старинные рукописные сборники были рассчитаны не только на «домашнее» пользование, но и на более широкое обращение в читающей среде, то есть существовали как явление литературы того времени. Вместе с тем состав сборников свидетельствует о той, что их составители вели свои записи, вслушиваясь в живую речь современников, людей, разных по социальному положению.

Следует отметить, что  традиция создания рукописных сборников  продолжается и до настоящего времени, хотя в корне изменились и их социальная функция, и задачи современных нам  собирателей. Завороженные красотой и  мудростью народных изречений, наши современники собирают иногда внушительные коллекции и издают их или передают в государственные архивы.

В первой половине XVIII века в собирании пословиц возникает  новая тенденция: появляются собиратели, которые ставят цель подготовить  свои собрания к печати. В. Н. Татищев, А. И. Богданов, М. В. Ломоносов и другие ученые, преследуя свои научные и общественно-просветительские цели, вели работу по собиранию и систематизации пословиц. Созданные ими сборники предназначались не только для поучительного и развлекательного чтения, но и для научных занятий. В этом подходе к пословицам проявилось уважение к народной культуре, к народному языку. К сожалению, сборники эти не были опубликованы при жизни собирателей, пролежали в архиве более двух столетий и были опубликованы лишь в советское время.

( Пословицы, поговорки,  загадки в рукописных сборниках  XVIII-XX веков. Сост. М. Я. Мельц,  В. В. Митрофанова, Г. Г. Шаповалова. М.—Л., 1961. (Памятники русского фольклора).

Кажется, нет такой  стороны человеческих отношения  и качеств, которую не осветили бы пословицы и поговорки.

 

 

 

 

 

Использование пословиц и поговорок в периодическом  печатном издании

           Для изучения и исследования малого жанра фольклора в периодическом печатном издании, мы выбрали общероссийскую газету «Московский комсомолец». При работе с ней, мы убедились, что  использование пословиц и поговорок является важной составляющей качественной прессы. Причина – основная функция пословиц и поговорок. А это, в первую очередь, есть краткость излагаемого и легкость восприятия. Как раз функции малого жанра подходят для использования пословиц, поговорок в газетах. Любое СМИ преследует цели:

- быть полезными и  интересными для людей;

- излагать мысли четко  и кратко;

- аргументы должны  быть весомыми, а доказательства исчерпывающими.

Не одно, из существующих средств выразительности в русском  языке, не может подходить периодике  по всем трем параметрам кроме пословиц и поговорок.

           Пословицы и поговорки четко формулируют основную проблему. То главное, о чем говориться, благодаря особенностям пословиц, становится без усилий понятно. Информация, в которой присутствуют пословицы и поговорки легко воспринимается и запоминается. Из-за этих качеств   данный жанр фольклора весьма популярен в СМИ.

Исследовав использование журналистами пословиц и поговорок в  общероссийской газете «Московский Комсомолец», можно сделать выводы:

- в «Московском комсомольце»  широко используются пословицы  и поговорки;

- использование пословицы  и поговорки  в этом печатном  издании – это способ избежать штампов, что позволяет проявить оригинальность и выразить тонкий юмор;

- в данном периодическом  издании излюбленными средствами  выразительности являются пословицы  и поговорки, подверженные авторским  преобразованиям;

- обычно автор использует  пословицы и поговорки в заголовках или подзаголовках;

Теперь следует пояснить каждый вывод и подтвердить их аргументами.

           В «Московском комсомольце» большая часть рубрик и заголовков имеют в качестве названия пословицы и поговорки. Примером утверждения служит название рубрики  Никогда не говори – никогда (05.02.07). Эта рубрика ведется несколькими журналистами. В ней пишется о невероятных случаях, которое случаются со звездами эстрады, кино.

           В «Московском комсомольце» использование пословицы и поговорки свидетельствует о том, что журналисты предпочитают с помощью малого жанра фольклора проявить индивидуальность.

 

Название статьи, в  основе которой лежит пословица  или поговорка, выступает своеобразным брендом периодического издания:

Утром – роды, вечером деньги (05.01.07);

Дурной пример поразителен (11.01.07), автор АлександрРозензафт, МК «Охота и рыбалка XXI»;

 Договор дороже нефти (11.01.07), автор Валентин Звегинцев, Марина Перевозкина, Михаил Романов, МК «Охота и рыбалка XXI»; 

В тихом городе черти водятся (13.01.07), автор Анастасия Гнединская, МК – мобиль;

К олигарху зараза не липнет (13.01.07), автор Инга Кумскова, МК – Мобиль;

Сам не ам и  другому не дам (18.01.07).

К тому же в них проявляются  ирония авторов. В таком заголовке  статьи выражается основная мысль информации. Юмор усиливает интерес читателей.

           Легко заметить, что  в данном периодическом издании излюбленными средствами выразительности являются пословицы и поговорки, подверженные авторским преобразованиям. Примерами становится вышенаписанное. О том, что это самое популярное средство свидетельствует преобладающее количество пословиц и поговорок над другими приемами  русского языка в периодике. В одном номере  «Московского комсомольца» есть несколько рубрик берущих пословицы за основу названия. Но они употребляются не в прямом значении, а видоизменяются авторами. Несмотря на это, читателям легко удается узнать общеупотребляемое народное выражение. Аргументами данного утверждения служат названия статей:

Шулу в мешке  не утаишь (05.01.07),

Через прения – к звездам (10.01.07), автор Ольга  Божьева, МК «Атмосфера»

Чем богаты депутаты  (10.01.07), автор Ольга Божьева, МК «Атмосфера»

Стоять! Бояться! Деньги не прятать  (11.01.07),

Солдат сидит, свадьба идет (11.01.07), автор Дарья Захарова, МК «Охота и рыбалка XXI» 

Сертификата три года ждут (12.01.07),

Дред сивой  кобылы(13.01.07), автор Анастасия Гнединская, МК – мобиль,

Фанера над  Смоленском (15.01.07), автор Сергей Феклюнин, МК

На «нет»  и базара нет (16.01.07), автор Константин Новиков, Татьяна Зимахина,  Ольга Грекова, Александр Гришин, МК – Бульвар,

Тиф на нашу голову(17.01.07),

Делу - время, потехе – Чак (18.01.07),

Званый гость  едет к татарину(19.01.07),

В прорубь  с головой(19.01.07),

Дума вынесла  ссоры из избы(20.01.07),

Звание –  сила(23.01.07)

По одежке встречают, по лицу не пропускают (25.01.07),

Пан или пахан(25.01.07),

Год хорошо, а  два лучше (26.01.07),

Не жизнь, а  шахам (28.01.07),

Воровать –  так оптом (29.01.07),

Первый робот  на деревне (№0.01.07),

Любовь козла  – зла (31.01.07),

 

Пыль да «каша» - трасса наша (06.02.07),

Все пойдет как  по маслу (06.02.07),

ВИЧное счастье  – был бы милый рядом (08.02.07), 
Наука в конце тоннеля (08.02.07),

От России до Ирландии – один «Мир» (09.02.07),

Москва мылам  не верит (10.02.07),

Первый блин – коМАМ (10.02.07),

Из сената – на нары (14.02.07),

Тело «Оскара» боится (04.03.07),

Не родись красивым  (11.03.07),

Век  свободы  не видать (15.03.07),

Круз на лыжи - концы в воду (15.03.07),

Бросай рулить, вставай на лыжи (17.03.07),

40 Беда не приходит одна (23.03.07),

 

 

 

 

 

Заключение

Это периодическое издание  имеет огромное количество пословиц. Меньше поговорок, но они являются излюбленными средствами выразительности авторов  статей.

          В ходе проделанной работы, мы пришли к следующим заключениям:  1. пословицы, поговорки, загадки – древнейшие традиционные жанры русского фольклора, продолжающие свое активное бытование и в наши дни.

Пословицы — это народные изречения, в которых отражен  многовековой социально-исторический опыт народа, имеющие устойчивую, лаконичную, ритмически организованную форму и поучительный смысл. Пословицы и поговорки — элемент русской устной речи и наряду с другими устоявшимися разговорными формулами: присловьями, приговорками, побасенками, пожеланиями, приветствиями, шутливыми советами, небылицами — красят речь, делают ее красной, образной.

Как уже отмечалось, в  пословицах выражаются обобщения и  заключения по самым разнообразным  жизненным явлениям («Правда светлее  солнца», «Каково сеется, таково и  веется», «Ученье—свет, а неученье—тьма»).

           В пословицах выражается народная мудрость. Их заключения и выводы имеют силу неписаного закона. Об этом говорят сами пословицы: «На пословицы ни суда нет, ни расправы», «От пословицы не уйдешь». По наблюдению Н. А. Добролюбова, «пословицей оканчивается иногда важный спор, решается недоумение...»

При исследовании пословиц и поговорок как жанр фольклора, мы столкнулись с трудностями  классифицирования народных изречений. Подчас предпринятая в теоретическом  исследовании классификация представляется предельно убедительной, пока она не приложена к тысячам конкретных текстов. Однако при практической классификации элементов живой речи редко кому удается не смешивать виды изречений: пословицы и присловья, афоризмы и поговорки. Виды народных изречений близки друг другу, сам народ никогда четко их не разграничивал, выделяя, лишь пословицу и поговорку. Поскольку цель работы  -  изучить два вида народного красноречия (пословицы и поговорки). Уже первые исследователи пословиц и поговорок (Ф. И. Буслаев, Л. А. Потебня) отмечали такие особенности их поэтической системы, пак краткость, метафоричность, складную мерную речь. Эти особенности определяются тем, что общие суждения о природе, мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены в конкретных образах, взятых из реальной жизни. 

Информация о работе Пословицы и поговорки в периодическом печатном издании