Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:26, контрольная работа
Примечательная особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которое при необходимости могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Большую роль в обществе играет репутация личности или организации, распространенная, ложная информация может значительно улучшить или испортить отношение общественного мнения, что повлечет за собой серьезные последствия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Свобода слова……………………………………………………………………..4
Право на информацию и свобода массовой информации……………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….11
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Свобода слова…………………………………………………………………
Право на информацию и свобода массовой информации……………………...5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….11
Примечательная особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которое при необходимости могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Большую роль в обществе играет репутация личности или организации, распространенная, ложная информация может значительно улучшить или испортить отношение общественного мнения, что повлечет за собой серьезные последствия. Важнейшим фактором рыночной экономики выступает конкуренция. Побеждает тот, кто лучше, качественнее, дешевле и оперативнее производит и продает. В сущности это универсальное правило рынка. И в этих условиях основным выступает правило: кто владеет информацией, тот владеет миром, именно поэтому об информационной безопасности заботятся многие люди. К информационной безопасности можно отнести:
Защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.
Целостность: неизменность информации в процессе ее передачи или хранения.
Достоверность информации.
Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.
На основании анализа международно-правовых документов и практики Европейского суда по правам человека в настоящее время под свободой слова понимается право не только высказывать свои взгляды, мнения и убеждения, но также распространять их, высказывая в любой форме, в том числе (и главным образом) при помощи средств массовой информации; высказывать не только свои взгляды, мнения и убеждения, но и мнения, не разделяемые говорящим; не только высказывать мнения и убеждения (в том числе и не разделяемые говорящим), но и убеждать других в их справедливости, в том числе при помощи специальных средств и приемов убеждения; не высказывать своих взглядов, мнений и убеждений, быть свободным от любого принуждения к такому высказыванию.
В таком расширенном
виде свобода слова становится
не только необходимым
Право на информацию и свобода массовой информации
С целью исследования содержания конституционного права на информацию мы обратились к законодательному определению информации, содержащемуся в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Сопоставляя содержание информационных процессов, перечисленных в ст. 2 данного Закона, с содержанием свободы информации, закрепляемой в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации свобода информации есть не что иное, как право свободно осуществлять указанные информационные процессы. К информационным процессам относятся поиск, сбор, получение, производство, хранение, обработка, передача и распространение информации. С целью уточнения законодательных формулировок предлагаются изменения в первое предложение ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации и ч. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».
Рассматривая информацию как объект права, можно прийти к выводу, что, наряду с информационными правами на осуществление информационных процессов, отраженными в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации (правом искать, собирать, получать, хранить, обрабатывать, передавать и распространять информацию), существует еще один вид информационных прав – право воспрепятствовать осуществлению этих процессов другими лицами, в основе чего лежит право на конфиденциальность. Конкретными проявлениями права на конфиденциальность являются закрепленные на конституционном уровне права на личную и семейную тайну, тайну переписки, тайну сведений, известных адвокату, нотариусу, врачу, тайну персональных данных и др. Реализация права на конфиденциальность может происходить двумя путями, в зависимости от конкретного типа информации: путем сохранения сведений в тайне или же путем наложения на другое лицо, обладающее этими сведениями в силу своей профессии или полномочий, обязанности сохранять эти сведения в тайне от третьих лиц. Конфиденциальная информация – это информация, которую субъект, обладающий соответствующим правом (правом тайны по отношению к этой информации), вправе скрывать от других либо требовать от ее получателя сокрытия этой информации от третьих лиц, а в случае, если это право окажется нарушенным, требовать его защиты от государства.
Определение конфиденциальной информации, содержащееся в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», неправомерно включает в объем понятия конфиденциальной информации сведения, составляющие государственную тайну, что противоречит определениям Закона Российской Федерации «О государственной тайне», обычному употреблению слова «конфиденциальный» в русском языке и нормам самого Федерального закона «Об информации…». С целью устранения этих противоречий предлагается дополнение в определение конфиденциальной информации ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».
Право на конфиденциальность в совокупности со свободой информации, понимаемой как право свободного осуществления информационных процессов, составляет право на информацию. Хотя Конституция Российской Федерации не содержит обобщающей формулировки, устанавливающей право каждого на конфиденциальность, данное право, вытекающее из ряда конституционных норм и подтверждаемое нормами действующего законодательства Российской Федерации, следует признать в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. Свобода информации и право на конфиденциальность, составляя в совокупности право на информацию, граничат друг с другом: каждое из них образует естественно-правовой предел для другого.
Наряду с правом на конфиденциальность свободу информации ограничивает предел, связанный с категорией государственной тайны и обусловленный конституционно значимой целью обеспечения безопасности государства.
Требование ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации о том, чтобы перечень сведений, составляющих государственную тайну, определялся федеральным законом, выполненное в ст. 5 и 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и устанавливающее конституционный предел возможным ограничениям свободы информационных процессов, нуждается в дополнении симметричным требованием, касающимся конфиденциальной информации. В действующем законодательстве пока не существует обобщающего перечня видов информации, которые не могут быть отнесены к конфиденциальной. Перечень сведений, по отношению к которым не может быть установлен режим коммерческой тайны (ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»), как и перечень видов документов, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»), не охватывают всех видов конфиденциальной информации. В связи с этим было предложено соответствующее дополнение в ч .4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.
Наряду с правом на информацию, включающим свободу информации и право на конфиденциальность, у людей могут возникать информационные обязанности в отношении определенной информации, в том числе обязанность неразглашения, обязанность раскрытия информации, публично-правовая обязанность сообщать определенные сведения государственным органам. В отличие от первых двух обязанностей, имеющих факультативный характер, обязанность предоставлять государственным органам необходимую информацию, содержание и объем которой устанавливается федеральным законом, составляет публично-правовую обязанность каждого гражданина, и эта обязанность, как считает автор, должна быть закреплена на конституционном уровне в виде обобщающей нормы.
Свобода массовой информации рассматривается как конституционный принцип, охватывающий целый комплекс конституционных прав и свобод разных субъектов, участвующих в деятельности средств массовой информации в качестве потребителей массовой информации, журналистов, членов редакций и главных редакторов, издателей, учредителей средств массовой информации, лиц, от которых журналисты получают информацию, в том числе государственных служащих и должностных лиц.
Взаимоотношения между участниками деятельности средств массовой информации носят сложный, асимметричный, цепной характер и в силу этого непредставимы в виде бинарных корреспонденций прав и обязанностей.
Значительной помехой в процессе разработки системы нормативно-правового регулирования реализации прав и свобод участников деятельности средств массовой информации является искаженное понимание сущности и содержания прав и свобод вне их связи с естественно-правовыми пределами каждого права. Правовая природа этих пределов обусловлена системными взаимосвязями и взаимозависимостью прав и свобод. Как явствует из результатов, полученных в ходе исследования, целый ряд прав и свобод, реализуемых в сфере деятельности средств массовой информации, находится между собой в пограничных отношениях, взаимно ограничивает друг друга. Таковы, например, свобода слова и свобода мысли, свобода информации и право на конфиденциальность и др.
С учетом сложной и многосубъектной структуры общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью средств массовой информации можно увидеть реальный путь к заполнению пробелов законодательного регулирования их деятельности в развитии корпоративного права журналистов и работников средств массовой информации. В частности наличие кодекса профессиональной этики, предусматривающего систему дисциплинарной ответственности за нарушения пределов свободы массовой - информации, сможет послужить надежным гарантом конституционных прав и свобод в сфере деятельности средств массовой информации . На основании полученных результатов можно прийти к выводу о том, что только авторитетная профессиональная корпорация журналистов, действующая на основе демократических принципов и руководствующаяся кодексом профессиональной этики, обязательно предусматривающим систему дисциплинарной ответственности за нарушения пределов свободы массовой информации, может служить надежным гарантом прав и свобод, реализуемых в сфере деятельности средств массовой информации.
В Российской федерации свобода слова признается и гарантируется государством. Она защищается им наравне с другими правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но в той лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальных прав. Однако несовершенство законодательства и недостаточный уровень правового сознания граждан препятствует его полной реализации.
Вместе с тем есть и другие формы проявления свободы слова. Их можно разделить на две группы. Одна из них связана с правом получения информации. К ней относятся: свободный доступ к информации о деятельности государственных органов, общественных объединений по различным вопросам общественной жизни; к документам и материалам, которые касаются лично гражданина; свободное пользование результатами творческого труда, Интернетом. Другая группа связана с правом учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также организовывать техническое обеспечение производства и распространения информации. Значимость этих форм проявления свободы слова нисколько не ниже, чем свободное высказывание мнения в устной или письменной форме. Без доступа к информации, без возможности свободно выпускать в свет печатную продукцию, организовывать техническое звено средств массовой информации и коммуникации свобода слова не сможет найти свою реализацию.
Потому понятия «свобода печати» и «свобода массовой информации» можно рассматривать как составляющие понятия «свобода слова». Но чаще всего они рассматриваются как синонимы.
Информация о работе Право на информацию и свобода массовой информации