Пражурналистика в России. Рукописная газета «Куранты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:30, реферат

Описание работы

В 16-17 веке появились первые газеты в Европе. «Gazzetta» - Венеция, сводка новостей, продавалась за мелкую монету. Коммерческие новости. Пражурналистика: ораторское искусство, таблички, летописи, проповеди, глашатаи, герольды. В России – куранты (рукописные газеты, столбцы, листовые письма). Куранты – текущий. Внешне – длиной в несколько метров, узкие, складывающие листы бумаги, писали на них без перерывов сверху донизу. Они существовали для царей. 1621 г. – первые дошедшие до нас куранты. Михаил Федорович, Алексей Михайлович.

Файлы: 1 файл

ист журнал.docx

— 222.46 Кб (Скачать файл)

 

Защита идей монархизма в журнале Собеседник любителей  российского слова. Сатирическая журналистика Д.И. Фонвизина в журнале.

Выходил с июня 1783 по сентябрь 1784 года. 1773-1775 – крестьянская война под предводительством  Пугачева. Екатерина посчитала необходимым  усилить местные власти. Надо было усилить надзор. 75 год – Россия разделена на 40 губерний вместо 8 как  при Петре. В 85 году расширены права  дворян – «Жалованная грамота  дворянству». Система фаворитизма. Стремится забыть о либеральном  правлении. Двойная политика: просвещенный монарх для зарубежья и жесткий  правитель для своих. В 1783 году создается  Российская Академия, которую возглавляла  Екатерина Романовна Дашкова. Княгиня. Поддержка Екатерины Второй. Внешняя  цель нового издания – помочь Российской Академии в создании Академического словаря русского языка. Первый журнал, который сознательно отказывается от переводов. Тираж: 1800 экз. Ежемесячный, 16 номеров.

Дашкова – президент Российской Академии, Академии наук и журнала. Негласный  редактор – сама Екатерина.

Державин  «Ода к Фелице» - 1783. Информационный повод для продвижения журнала. Показал Козодавлеву, начинающему  литератору. Тот – Дашковой. Та –  Екатерине. Эта ода дает две линии  в журнале. Первая – прославлении монархии вообще и Екатерины Второй как образца просвещенной монархини. Вторая – сатирическая, выпады против вельмож, двора, недостатков общественного  быта. В целом, Екатерина Вторая тяготела к сатирической журналистике.

Как только Екатерина Вторая охладела к журналу, тот закрылся. 1 мотив – деятельность новой академии. 2 мотив – Державинская ода, 3 – желание императрицы участвовать  в журналистике и влиять на общественное мнение. Воспроизведение истории  «Всякой всячины». Пришлось отстранить Н. Панина из коллегии иностранных дел  и его секретаря – Фонвизина. Предводитель дворянских либералов.

В конце  марта 1783 умирает Н. Панин. Многие винили в этом Екатерину Вторую. Он Ане  только отстранила его, но и арестовала многих близких ему людей. Панин  влиял на наследника Павла Петровича. «Панинская партия» разгромлена. Роль сыграла и постановка «Недоросля». В списках распространилось политическое завещание Панина, которое, скорее всего, было написано Фонвизиным. Павлу Петровичу  навязали путешествие, а затем отослали в Гатчину, чтобы ограничить влияние  на него Панина.

«Ода к  Фелице» появляется для Екатерины  очень своевременно. Екатерина изображается там как идеал, которой мешают либеральные вельможи. Борьба с галломанией. Подхалимством, лестью – опять абстрактная  сатира.

В журнале  принимали участие: М. Державин. Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин. И. Богданович, М.М. Херасков. Естественно сама Екатерина. Она выступает еще и как  историк. Сатирические заметки «Были  и небылицы» об обыденных происшествиях. Повествовательная манера очень  напоминала одного английского автора. Второй цикл – «Записки касательно российской истории». Примерно половина всех страниц.

В 3-м номере помещены вопросы анонимного автора (Фонвизина на самом деле) к автору «Былей и небылиц». Екатерина публикует  их и дает на них ответы. Некоторые  вопросы обращены к ней дважды в разных формулировках. Метод сбора  информации – интервью. Самые острые вопросы: законодательная система, система фаворитизма. Разгром панинской  партии.

От проблем  сугубо политических Фонвизин переходит  к литературным – винит Екатерину  в бессодержательности.

После этого  Фонвизин предпринимает «покаянное письмо». Покаянное только по форме.

Затем. Филологические исследования – под ними скрывалась сатира. «Опыт российского сословника». 4 номер. Тут же еще один материал «Челобитная российской Минерве  от российских писателей». Вопрос о  статусе писателя в русском обществе. Следующее произведение Фонвизина  было приготовлено. Но не напечатано. «Всеобщая  придворная грамматика».

 

Друг честных людей  или Стародум Д.И. Фонвизина. Запрещение издания.

Рукописный  вариант, так как Фонвизину запрещено  печататься. «Друг» в отличие от «Курантов» является журналистским  произведением. Всего один номер. Тиражировался  от руки. В заголовок Фонвизин выносит  «периодическое сочинение, посвященное  истине». Персональный журнализм. Продолжение  о тех персонажах, которые уже  были введены в комедии «Недоросль». Хотел публиковать переписку  Стародума с различными корреспондентами – эпистолярный жанр. Тема распада  дворянской семьи, нравственные проблемы, проблемы воспитания. Еще герои –  Тарас Скотинин, госпожа Простакова. Он ей пишет, что у него умерла любимая  свинья Аксинья, он вне себя от скорби, поэтому решил стать воспитателем – нравоучителем с розгами  в руках. Фонвизин хотел опубликовать ряд других сатирических произведений, которые не смог опубликовать в «Собеседнике». «Всеобщая придворная грамматика» - в форме вопросов и ответов. 6 родов подлых придворных душ. Новые  падежи и формы – придворный падеж  – наклонение сильных к наглости, а слабых к подлости. Действительный, страдательный и отложительный  залог. Самое часто употребительное  слово – «быть должным», не используется в прошедшем времени, потому что  долги не отдают. Грамматика так  и не опубликована.

«Письмо надворного советника Взяткина». Многие считают, что это продолжение  образа советника из комедии «Бригадир». В литературе Фонвизин придерживался  классицизма, а в публицистике заметны  реалистические черты. Просветительский реализм. Неодномерная характеристика. Для классицизма герои либо исключительно  хорошие, либо плохие. А у советника  приличные дети. Сын Взяткина Митюшка  – создатель Сводного Уложения, намек на Наказ Екатерины. До этой статьи считалось, что мошенниками  могут быть только мелкие чиновники, Фонвизин разрушает это представление. Письмо обращено к Милостивцу, его  превосходительству – тоже мошеннику. Подписано датой «Москва 1777». Много  политических аллюзий. В письме Взяткин  поздравляет Милостивца с тем, что  тот совершенно случайно занимает высокий  пост, без всяких трудов. Потом идет ответ его превосходительства. Разрушение идеализации крупных сановников.

«Наставление  дяди своему племяннику» - то же, самое, разбогател из-за взяток.

Драматическая сценка «Разговор у княгини Халдиной». Представители высшего света, которые  праздно проводят время. Стародум утверждает, что в Росси нет хороших  ораторов, потому что им негде применять  свое умение и предлагает создать  парламент, где могли бы обсуждаться  новые законы и деятельность министров. Основной жанр – письмо. Главный  герой – Стародум. В 1785 года Фонвизина  разбивает паралич, на этом его деятельность останавливается.

 

Беседующий гражданин - издание Общества друзей словесных  наук. Публицистика А.Н. Радищева.

Ежемесячное издание. С января по декабрь 1789. Издавался  Обществом Друзей словесных наук. Петербург. Общество возглавлял Антоновский, в прошлом студент МУ, участвовал в журнале «Вечерняя заря». А.Н. Радищев член этого общества. Статья в последнем номере журнала. Жанр беседы. «Беседа о том, что есть сын отечества». Связана с книгой Радищева. До этого он предположительно участвовал в журнале «Живописец». В целом, журнал кроме этой статьи малоинтересный. Скорее всего, цензура  проморгала этот текст. Старается соблюсти жанр беседы. Начало утверждает, что  не все сыны отечества являются патриотами. Потом объясняет, кто может быть патриотом, а кто нет. Развернутая  характеристика русского крестьянства. Крестьянство не может быть патриотичным. Потом характеристика правящего  класса - тоже не патриоты. Сатирические персонажи: Щеголиха, Корыстолюбец, Обжора-Чревоугодник. Наивная программа – не говорит, где искать патриотов, но говорит, что  у них есть такие качества, как  честолюбие, благонравие и благородство. Честь для Радищева – это естественное чувство, которое заставляет его  развивать способности, заставляет любить других людей, подтверждается спокойной  совестью. Масонские установки. Конечный вывод – самосовершенствование. Благонравный человек выполняет  все общественные законы, скромен, служит отечеству в любых проявлениях. Благородство не зависит от происхождения  человека, благороден тот, кто совершает  мудрые поступки, разумный, заботится  о пользе своей страны. Каждый должен стать лучше. Нравоучительный характер.

1790 в своей  домашней типографии Радищев  напечатал брошюру «Письмо к  другу, начальствующему в Тобольске». Август 1782 – дата, описание открытия  памятника Петру Великому в  Питере работы Фальконета. Это  журналистский отчет. Публицистический  характер, антимонархические настроения. Некоторые считают, что Фонвизин  участвовал еще в журнале «Утренние  часы», в провинциальных изданиях  в ссылке («Иртыш, превращающийся  в Иппокрену»). С 1790 по 1797 Радищев  проводит в Ильине. Возвращается  только с правлением Александра. 11 сентября 1802 года принимает смертельную  дозу яда.

 

Традиции русской сатирической журналистики в журнале И.А. Крылова  Почта духов.

Крылов (1769-1844). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой – канцеляристом  в Земском суде. Сначала занимался  драматургией.

1787 участие  в журнале «Лекарство от скуки  и забот». 1788 журнал Рахманинова  «Утренние часы». Рахманинов –  помещик, перевел и издал всего  Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил  доступ к своей библиотеке, давал  советы, посоветовал издавать свой  журнал и предложил свою помощь.

- Почта духов.

Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку  арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями  стихий. 1789 – с января по август. Водяные, воздушные и подземные  духи. Большинство вещей Крылов постигал сам. Родился в год издания  «Всякой всячины». Его журнал перекликается  с «Адской почтой» (1769). Критика  дворянства и произвола, бюрократизма, режима и т.д. Не в открытой форме. Не было разбивки материала на отделы, нет авторов Персональный журнализм. Задумал это, как связное произведение. 48 писем, общий сюжет. Опирался на традиции сатирической журналистики 69 года, перечитал  все сатирические журналы того времени. Это журнал – роман в письмах, относится еще и к литературе. Повествование опирается на рассказчика  – обычно это главный герой. В  «Адской почте» это были бесы, в  «Трутне» - лентяй, во «Всякой всячине» - благонамеренный автор. Романы в  письмах появляются раньше журналов в письмах – прообраз. Вступление, где рассказывается, как к рассказчику  попали эти письма. Рассказчик –  беглый литератор, который все время  ходил в приемную вельможи, но не попадал. Как-то раз он возвращался  оттуда и спрятался от стужи в  развалинах, где и встретил волшебника Маликульмулька. В рассказчике видны  черты самого Крылова. Тема маленького человека.

48 писем  разделены на 4 части. Корреспонденты  – гномы (земля) Вестодав, Зор  и т.д., сильфы (воздух) Дальновид,  Световид и т.д., ондин (вода) Бореид. У каждой стихии свои функции,  свой стиль и свои темы. Гномы  ведают тем ,что относится к  теме человеческого быта. Ондин  связан с человеческими размышлениями.  Сильфы отвечают за самые тонкие  темы – философия, размышления  о природе, обществе, месте человека. Саламандры (огонь) не представлены, хотя они считались самыми  сильными.

Духи часто  бывали среди людей. Два письма самого Маликульмулька. Гном Хор отправлен  на землю из ада за модным головным убором для Прозерпины. Мотивировки  выхода в мир людей есть всегда. Несмотря на то, что все письма четко  закреплены за структурой, каждое из них  может рассматриваться как отдельное  произведение. География писем разнообразна. На равных правах выступают боги, философы, помещики, чиновники и крестьяне. Персонажами также могут быть олицетворенные предметы, например, косынка  и английская шляпка.

Серьезный критический характер. Показаны отрицательные  стороны действительности – сатирический гротеск. Эзопов язык – язык иносказаний, чаще всего вынужденных. Аллегорический стиль. Прежде всего автора беспокоят  нравы дворянства. Говорящие имена: молодой дворянин Промот, его любовница  Неотказ, тема галломании. Увлечение  всем французским, пренебрежение к  русскому. Господин Припрыжкин женится, использует для этого крестьян.

Тема фаворитизма. 6 письмо – намек на систему фаворитов  Екатерины. Гном Буристон. Крупный чиновник. Автор пытается закрепить за Буристоном стиль, создает видимость участия  в журнале разных авторов.

Литературная  тема. Пародия на Державина. Ухватился  за две противоречивости в творчестве Державина – кладбищенские мотивы, мотивы тленности и тема эпикурейства, наслаждения. В 43 письме сильф Световид пишет, что подслушал разговор двух людей на прогулке, которые производят впечатление умных. Они сетовали на горести и бессмысленность  жизни, а потом отправились в  трактир. Принцип сатирического  гротеска.

Развитие  русского литературного языка. Использовал  диалектные наречия, народную тематику.

Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.

 

Журналы И.А. Крылова и  его группы («Зритель», «Санкт-Петербургский  Меркурий»).

Потом в  течение двух лет Крылов не печатается. Ему удается наладить сотрудничество с молодыми авторами, с актером  Иваном Дмитриевским, литератором Клушиным. Мысль создать собственную типографию. Порывает с персональным журнализмом. Позже к ним присоединяется Петр Александрович Плавильщиков – актер  и литератор. С февраля 1792 типография Крылов аи товарищей выкупает ежемесячный  журнал «Зритель». Выпускается журнал по декабрь. Подписчиков в два  раза больше, чем у «Почты духов». Неизвестно, кто главный. Нет основания  считать главным Крылова из-за того, что его имя вынесено в  название типографии. Материалы авторов  не перемешивались: сначала только Плавильщиков, потом Крылов и т.д. Первым обычно были материалы не Крылова.

Информация о работе Пражурналистика в России. Рукописная газета «Куранты»