Происхождение языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:35, реферат

Описание работы

Вопросом о происхождении языка люди интересовались с глубокой древности. Как возник язык? Почему существуют разные языки? Какой язык был самым древним? Эти вопросы остаются актуальными и по сей день, так как до сих пор существуют различные точки зрения и различные теории о возникновении языка. Эти вопросы изучаются не только языкознанием, но и психологией, антропологией, биологией и этнографией. Происхождение языка так же связано и с возникновением сознания и общества, а уже эти вопросы изучает такая наука, как философия.

Содержание работы

Введение………
Звукоподражательная и междометная теории…………
Теория о происхождении языка в результате трудовой деятельности……….
Социальны теории(рабочая, трудовых выкриков, культовая)…….
Заключение…….

Файлы: 1 файл

Зухра.docx

— 28.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БашГУ) 
 
                                                                                                                    Факультет башкирской филологии

и журналистики  

 
                           

 

 

 

 

  Реферат     
        по теме: «Происхождение языка».  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

                                               

 

 

                                                Выполнил:Исянгулова З.Р.

                                                 Проверил:Хуснутдинова Р.Я.                  

 

 

 

 

Уфа-2014

 

Содержание

Введение……… 
Звукоподражательная и междометная теории………… 
Теория о происхождении языка в результате трудовой деятельности………. 
Социальны теории(рабочая, трудовых выкриков, культовая)……. 
Заключение…….

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Вопросом о происхождении языка люди интересовались с глубокой древности. Как возник язык? Почему существуют разные языки? Какой язык был самым древним? Эти вопросы остаются актуальными и по сей день, так как до сих пор существуют различные точки зрения и различные теории о возникновении языка. Эти вопросы изучаются не только языкознанием, но и психологией, антропологией, биологией и этнографией. Происхождение языка так же связано и с возникновением сознания и общества, а уже эти вопросы изучает такая наука, как философия. Еще в Древней Греции и Риме, наряду с легендами, появились и попытки научного объяснения происхождения языка. Так, великий римский поэт и философ Лукреций в своем стихотворном философском трактате «О природе вещей» писал: 
Что же до звуков, какие  язык производит, - природа 
Вызвала их, а нужда  подсказала названья предметов… 
Что же тут странного  в том, наконец, если род человека, 
Голосом и языком одаренный, означил предметы  
Разными звуками, все  по различным своим ощущеньям? 
Сложность решения  проблемы о происхождении языка состоит в том, что о первоначальном языке и причинах его возникновения мы можем судить только на основании косвенных источников. Язык примитивных племен, детская речь, звуковая сигнализация человекообразных обезьян – не могут воссоздать его в первоначальной реальности и конкретности. Поэтому проблема происхождения языка ограничивается рассмотрением условий и причин его возникновения, характеристикой возможностей речевого аппарата, структуры и функций древнейших единиц языка.  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звукоподражательная и междометная  теории

 
Биологические теории объясняют происхождение  языка эволюцией человеческого  организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. Положительным в этих теориях является то, что они рассматривают возникновение языка как результат длительного развития природы, отвергая тем самым разовое (божественное) происхождение языка. Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная. 
Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржание коней, блеяние овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Например, Лейбниц считал, что лат. mel (мед) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что leben (жить) и lieben (любить) указывает на мягкость. Сторонниками этой теории были Лейбниц, Гердер, Гумбольдт. 
Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражанием; 2) в слове звучание символично, имеет значение по природе вещи. 
Звукоподражательные слова имеют звуки и формы, уже существующие в языке. Вот  почему утка для русского кричит кря-кря (крякает), для англичанина квак-квак (quack), для француза кан-кан (cancaner), а для датчанина рап-рап (rapper). Различны и позывные слова, с которыми обращается человек к домашнему животному, например, свинье, утке, гусю. 
Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории, - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного общества. Сторонниками рефлексной теории были Штейнталь и Дарвин, Потебня и Кудрявский. 
Если в  звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория толчком для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который выражал более эмоциональные понятия. 
Так, например, Вундт считал, что первоначально  существовало два языка – язык жестов (движение рук и лица) и  язык звуков (движение языка и губ). При помощи звуков выражали чувства, при помощи жестов – представления о предметах. Вундт различал три вида жестов – указательные (например, указание пальцем), изобразительные (например, круговое движение рукой), символические (например, палец у губ). Рукой и мимикой выражали разрешение и запрет, указание и просьбу, угрозу и радость. 
В ходе эволюции человека звуковой язык все более  и более совершенствуется, а язык жестов начинает играть все более  и более вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чем звуки: их не видно ночью и в сумерках, из-за дерева; их нельзя делать, когда  рука занята работой. Звуковые сигналы  могли совершенствоваться как за счет дифференциации звука, так и  за счет сложения звуковых сигналов. Слово  поэтому убило жест.  
 
Звукоподражательные и междометные теории во главу  угла ставят изучение происхождения  механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Недоучёт социального фактора в этих теориях  привёл к скептическому отношению  к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную – «теорией тьфу-тьфу». И действительно, в этих теориях биологическая сторона  вопроса преувеличивается, происхождение  языка рассматривается исключительно  в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием  тот факт, что возникают человек  и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория происхождения языка в процессе трудовой деятельности

 

Данная теория о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Принципиальное значение в ней о происхождении языка имеют следующие положения:

Возникновение человека, общества и языка – очень длительный процесс эволюции живой природы, причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ: человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле. Сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.

Возникновение языка  – это не только очень длительный, но  и очень сложный процесс, вызванный рядом причин. Признание  длительности процесса возникновения  языка и многофакторности этого  развития – таково первое принципиальное положение марксистского учения о происхождении языка.

Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производственная деятельность, которая может быть только в обществе. 

Язык возникает  как средство общения и средство выражения и передачи мысли. 

Для данной постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее не только в связи и с происхождением человека и общества, но и сознания, т.е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов внешнего мира между собой.

Сознание, как и  язык, возникает только в обществе, когда в процессе общественно-производственной деятельности человек постоянно открывает новые свойства предметов природы, давая им то или иное название. Язык закрепляет эти достижения абстрагирующей деятельности человека, оказывая тем самым влияние на развитие сознания.

Звуковой комплекс, становясь таким же общественным достоянием, как камень или собака, превращается в слово. Его признаками становятся: 1) обозначение какой-то общественной потребности; 2) называние общего представления; 3) постоянное соединение в сознании звукового комплекса и его значения. Благодаря своей обобщающей функции слово постепенно начинает обозначать и предметы, которые отсутствуют.

Наконец, важным положением учения о происхождении языка является признание того факта, что первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.

Социальные  теории 
  

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека. Так, уже Диодор Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со звериной жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».   
     
   В данном отрывке изложена теория социального договора: язык рассматривался как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Ж.Ж. Руссо. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода – природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, страсти (passion). «Язык первых людей, – писал Руссо, – был не языком геометров, как обычно думают, а языком поэтов», так как «страсти вызывали первые звуки голоса». Звуки первоначально служили символами предметов, действующих на слух; предметы, воспринимаемые зрением, изображались жестами. Однако это было неудобно, и они стали заменяться звуками-предложениями; увеличение количества издаваемых звуков вело к совершенствованию речи. «Первые языки» были богаты синонимами, необходимыми для выражения «богатств души» природного человека. С возникновением собственности и государства возникла социальная договорённость, рациональное поведение людей, слова стали употребляться в более общем смысле. Язык из богатого и эмоционального стал «сухим, рассудочным и методическим». Историческое развитие языка рассматривается как падение, регресс.  
     
«Человек, - писал В.Г. Белинский, - владел словом прежде, нежели узнал, что он владеет словом; точно так же дитя говорит правильно грамматически, ещё и не зная грамматики».  
     
   В конце 70-х годов прошлого столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков.     
   При совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначально язык был набором глагольных корней.   
     
   Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку – выкрикам, причём язык может и не сопровождать трудовое действие. При таком подходе работа, музыка и поэзия признаются равнозначными.   
     
   Г.В. Плеханов, рассматривая книгу К. Бюхера «Работа и ритм», подвергает критике такой дуализм, считая тезис «мнения правят миром» неправильным, поскольку «человеческий разум не мог быть демиургом истории, потому что он сам является её продуктом». «Основная причина общественного-исторического процесса есть развитие производительных сил». Однако как только человек становится общественным, развитие возникших отношений «совершается по своим собственным внутренним законам, действие которых ускоряет или замедляет развитие производительных сил, обусловливающее историческое движение человечества».     
   Производственные силы определяют организацию того или иного общества, его сознание и искусство. Плеханов убедительно показывает, что охотничьи пляски отражали процесс охоты, военные пляски воспроизводили сцены сражения.     
   
   Культовое происхождение звукового языка признаётся в трудмагической теории Н.Я. Марра. Он полагал, что язык первоначально был орудием жрецов (магов). «Потребность в звуковой речи, – писал Марр, – возникла с образованием зачатков классовой дифференциации, когда в связи с магией выработалась специальная группировка с таинственными магическими действиями в плясках, песнях и играх, где в процессе мерного выкрикивания стали выделяться артикулированные звучания, членораздельные комплексы будущих отдельных звуков, слова-символы магического значения».   
     
   Праязыковое состояние, приведшее в период искусственной обработки камня к образованию языка, имело, по Марру, два социальных типа языка – кинетический (язык жестов и мимики) и звуковой язык. Мышление прошло три стадии – тотемическую , космическую и технологическую.  
     
   Язык жестов наблюдается у многих племён. У австралийского племени аранда известно около 450 различных жестов, которые не только указывают на конкретные предметы, но и обозначают общие представления. Язык жестов у аранда, как и у других племён, дополняет звуковой и применяется в особых случаях. Вдовам австралийского племени варрамунга запрещается говорить в течение года, а между тем, собравшись на стоянке, молча, женщины ведут оживлённый разговор при помощи пальцев и локтей. Индейцы Америки ручную речь используют при межплеменном общении.  
     
   Звуки древнейшей речи не были расчленены как с точки зрения звучания, так и семантически. Звуковые и семантические переходы были самые разные, так как в глубокой древности основным процессом развития племенных языков было скрещивание. «В самом возникновении и естественном дальнейшем творческом развитии языков, – писал Марр, – основную роль играет скрещение. Чем более скрещение, тем выше природа и форма возникающей в его результате речи».  
  
 Заключение

 
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что рассмотренные теории происхождения языка дополняют друг друга.

Человек подражал звукам животных и благодаря  своей эмоциональности старался с помощью звуков выразить свои чувства. Теория о происхождении языка в результате трудовой деятельности делает упор на человека, как  на общественное существо, которому пришлось прибегнуть к выражению своих эмоций словами, дабы быть понятым.

Благодаря словам, люди, как разумные существа, могут объяснить свое поведение  в той или иной ситуации, во избежание  конфликта, познавать новое, передавать свой опыт и  знания для потомков.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы 
1. Л.И.Баранникова  «Введение в языкознание» 
2. В.И.Кодухов «Введение в языкознание» 
3. Б.В. Якушин «Гипотезы  о происхождении языка» 
4. О.А. Донских  «Происхождение языка как философская  проблема»...........

 

 

 


Информация о работе Происхождение языка