Психология общения журналиста и интервьюируемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Замечу, что содержанием профессии журналиста является общение, контакты с другими людьми, без которых нет и творческого роста. Психологический анализ профессиональных действий журналиста возможен при наблюдении за его работой на стадиях общения с партнерами, при проведении интервью, пресс-конференций, презентаций, организации расследования, подготовке текста.
Надеюсь, что моя работа – исследование психологических приёмов общения – обогатит творчество будущих журналистов.

Файлы: 1 файл

Курсовая назар. журналистика.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

  И вот «келия моя больше мне не кажется убогой», а самое главное – все, с кем встречался журналист, будто бы приблизились к нему, из чуждых и недоступных сделались живыми и близкими.

  Для сравнения обращаюсь к интервью с игуменом Валаамской обители – отцом Панкратием, посвященному этой же теме и опубликованному накануне праздника – дня чудотворца Сергия. Скорее удовлетворяя праздное любопытство, чем постигая истинную суть мира современных монастырей, журналист Н. Зятьков задает светские вопросы: «Насколько допустим церковный бизнес?», «Почему церковная элита ездит на мерседесах?», «Зачем столько драгоценностей в убранствах и облачениях?», «В каком положении оказывается Церковь, когда получает из рук мошенников „грязные“ деньги?». На механически заданные вопросы он получает столь же механические ответы-отговорки. Интервью слишком технологично, чтобы затронуть эмоциональную сферу читателя. Вряд ли у читателя останется в памяти «свет» от такого общения журналиста со своим собеседником. Прочел и забыл. Вопросы только выглядят острыми, но в них нет истинной страсти, за ними не видно настоящей душевной работы журналиста. Цель интервью – не понять мир верующих, а выудить сенсационные моменты. Журналист демонстрирует отчужденность и не выражает свое аффективно-эмоциональное отношение к объекту понимания, в данном случае к отцу Панкратию.

  Можно не разделять взгляды человека, не соглашаться с его установками, но нельзя не уважать его как собеседника. Часто журналисты занимают контрапозицию и с «высоты» своего положения выносят оценки.

  Понятно, если человек вам антипатичен, вызывает у вас раздражение, отрицательные эмоции, то никакого чувства понимания не может быть. Но в данном контексте журналист проявляет полное равнодушие к собеседнику, лишь озвучивая вопросы, подготовленные заранее. Этим зачастую грешат

18

современные журналисты.

  Основная часть акта общения – активное слушание, подбадривание, стимулирование, «отраженное эхо». Российские психологи С. А. Дерябко, В. А. Ясвин в своей книге «Гроссмейстер общения» замечают: «Чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических „плюса“... Существует, конечно, множество возможных „плюсов“, но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значительности». Однако не нужно понимать это буквально.

  В процессе общения можно значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если суметь к нему подстроиться. Подсказку можно найти в словах, которыми он пользуется. Точнее подстроиться к собеседнику поможет наблюдение. Можно заметить, к каким сенсорным каналам человек отдаёт предпочтение: визуальные – я вижу, чего вы добиваетесь…, смотрю и глазам не верю…, это выглядит безупречно…, на мой взгляд, это... наблюдать за вами приятно... не повышайте голос...; аудиальные – заявляю вам..., неслыханный интерес к..., идея созвучна...; кинестетические – ухватить идею…, тяжелый след оставил…, жесткая манера...

  Внимательно слушая собеседника, легко определить предпочтения по употребляемым словам и терминам. Выделяют даже внешние особенности людей с разными репрезентативными системами. Статистика показывает, что 60 % людей – визуалы, 35 % – кинестетики и 1 % – аудиалы.

  Если вы максимально похожи на собеседника – внешне или манерой говорить, то он склонен отождествлять вас с собой, бывает, начинает верить вам как самому себе. Надо использовать этот психологический механизм – сделать свои поведение и речь (манеру и содержание) похожими на его; если он говорит эмоционально, то постараться соответствовать; если речь его спокойна – надо говорить спокойно; если он склонен к общению с юмором, позволить и себе пошутить. Такой метод контакта называется подстройкой.

  Здесь я вспоминаю, как умело подстраивался к людям известный гоголевский персонаж – Чичиков: с Коробочкой он такой же «дубинноголовый», с Маниловым – слащавый и сентиментальный, с Ноздревым – стремительный и энергичный, с Собакевичем – обстоятельный и деловитый. Недаром все принимали Чичикова за своего. Легкое лицедейство журналисту не помешает, однако тут важно не «заиграться». За журналистом также наблюдают и также оценивают. Обезьянничанья ему не простят.

 

19

  Вот пример подстройки: «Мы пили кофе «Паулинг» из разных кружек – Парфенова из зеленой, я из синей. Катали по столу цветные карандаши, листали модные журналы и болтали».

  Особый вид контакта – присоединение. Мы обращаемся во множественном числе: «коллеги», «земляки», «мужики», «девочки», что прочитывается теми, к кому обращаемся, как «ты такой же, как я». Нередко сами люди не замечают, как подстраиваются к другому, ищут подход. С момента установления контакта между людьми складывается пространство взаимодействия, в котором участвующие в общении стараются взять инициативу, либо передать ее добровольно, либо, не желая этого, теряют ее.

  Хороший способ присоединения предлагают О. Коннер и Д. Сеймор: «Не использовать слово «но», а заменять его союзом «и». «Но» может быть деструктивным словом. Оно подразумевает, что вы слышите то, что вам говорят, но имеете ряд возражений, которые не принимают в расчет. «И» – безобидно. Оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано».

  Присоединение часто используется журналистами. Сначала журналист вторит сложившимся в обществе мнениям, а потом видоизменяет их и подводит собеседника и публику к своим выводам.

  Понимание содержания акта общения зависит от физического окружения, мизансцен, атрибутов, в которых проходит действие.

  Умение слушать не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувств.                  

  Хороший журналист – хороший коммуникатор. Хороший коммуникатор – хороший психотерапевт. Часто партнер по общению обеспокоен своей проблемой, испытывает чувство неуверенности, боится произвести плохое впечатление (например, показаться глупым или нелепым), оказаться непонятым. Мастер общения, в роли которого выступает конкретный журналист, помогает ему справиться с внутренним напряжением, изменить поведение, раскрыть внутренние ресурсы, по-новому взглянуть на привычные вещи. Процесс слушания подразумевает «гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Он требует определенной дисциплины и „затраты энергии“», сосредоточенности на собеседнике. В повседневном общении большинство людей не умеют проявить искренний интерес к партнеру по общению. Нам от партнера требуется что-то материальное («дайте», «помогите», «посоветуйте») либо нечто осязаемое. Но и профессиональная беседа тоже не бескорыстна. Корысть собеседника в том, чтобы его правильно поняли. Для этого нужно правильно слушать. Каковы условия эффективного слушания? Если свести

20

все рекомендации психологов воедино, получится небольшой перечень правил, способствующих правильному  слушанию: не притворяйтесь, будто слушаете; ни в коем случае не перебивайте собеседника, если у вас есть время с ним поговорить; не старайтесь говорить за собеседника; излишняя чувствительность к эмоциям собеседника может заслонить смысл беседы; при беседе с другим человеком нужно выбросить из головы посторонние мысли; в процессе слушания необходимо анализировать скрытую в речи собеседника информацию, причины, толкнувшие его на разговор (почему он это говорит? почему он говорит это мне? что он хочет этим сказать? что в действительности он чувствует?); пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи; нужно стараться преодолевать желание сменить тему, особенно если разговор не из приятных (иначе время для того, чтобы расставить все точки над «i», будет потеряно, и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной – плохой слух, неверно интерпретированные жесты и слова); сконцентрируйте свое внимание на сущности разговора.

  Все это работает на «поощряющее» отношение к говорящему, придает ему чувство уверенности в себе. Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это: «саморазъясняться» и передавать партнеру определенную интерпретацию собственной личности. Можно несколькими способами дать понять, что вы слушаете собеседника. Во-первых, повернуться к собеседнику лицом (а не стоять или сидеть к нему боком, ибо это признак незаинтересованности); если же вы сидите, то не стоит сидеть развалясь (это признак неуважения), лучше сесть прямо. Во-вторых, лучше принять открытую позу, при которой руки и ноги не скрещены. В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т. е. смотреть на него, однако не слишком пристально. Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление. Только при этом нужно помнить, что слишком долгий взгляд в глаза может быть воспринят вашим собеседником превратно – не как интерес к разговору, а как личный интерес к его персоне, навязчивость или враждебность.

  Психологи выделяют три уровня слушания – сопереживающее, слушание с внешним отключением и предвзятое слушание. Но стоит ли говорить о том, что для журналиста крайне необходимо умение слушать на первом уровне –

 

21

понимая намерения и чувства  говорящего. Наблюдая за телевизионными ведущими, мы иногда замечаем их высокомерно-предвзятое отношение к собеседникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Выбираю героя

 

  Одной из профессиональных задач журналиста является точный выбор собеседника, знание того, кто может предоставить редкую и яркую информацию, причем такую, которая привлечет внимание большого круга лиц.

  В журналистике есть понятие «целевая аудитория». Такая аудитория может быть у определенной газеты, теле- или радиоканала, рубрики, темы, автора. Журналист учитывает ее информационные потребности и ожидания. Всякий раз, готовя свое произведение, он видит перед собой образ собеседника, который может максимально заинтересовать аудиторию, решает для себя вопрос, будет ли приглашенный человек уместен, особенно если речь идет об электронных СМИ. Обладание эксклюзивной информацией – это только половина успеха. Имеет значение личность говорящего. Это делает общение более близким и содержательным. Журналист обдумывает, сможет ли собеседник преподнести не только информацию, но и себя, насколько будет открыт и приятен для аудитории.

  Где же искать героев, интересных аудитории? Среди друзей, приятелей и их знакомых, обрастать связями, делать тематические подборки об интересных людях. В крупных редакциях хранятся досье на известных людей. Можно поговорить с коллегами, которые уже встречались с интересующим вас человеком. Воспользуйтесь их советом. Берясь за перо с целью создать портретное интервью, конечно же, нужно ознакомиться с публикациями коллег об этом человеке, но напоминать ему об этих публикациях стоит лишь в том случае, если журналист почувствует в этом необходимость. Полезно также узнать заранее взгляды, привычки, особенности характера собеседника, позицию, занимаемую по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение

 

  Цель моего исследования – подробно узнать о психологических процессах массовых коммуникаций – предполагала решение следующих задач:    провести наблюдение за работой журналиста во время общения с коллегами, во время беседы с интервьюируемыми, обозначить вопросы психологических проявлений контакта журналиста и аудитории, рассмотреть и охарактеризовать проблемы возникновения и проявления индивидуальности журналиста, исследовать психологические приёмы общения.

  Исследуя это, я  пришёл к следующим выводам.  Во-первых, и, наверное, в главных, это творческое состояние журналиста. Что под этим подразумевается? Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Журналисту просто необходимо умение общаться. 

  Как творческая личность журналист проявляет свои качества на трех уровнях развития – биопсихическом, на уровне психических процессов и опыта и на системообразующем уровне.    

  Во-вторых, журналист приобретает профессиональный опыт, повседневно овладевая искусством общения, ведь большую часть своего времени он тратит на общение с героями своих будущих произведений. Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость, наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, а также коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.

  В-третьих, восприятие журналистом других людей базируется на поиске впечатлений, которые отражают основные характеристики личности.  Журналист старается определить, является ли конкретное поведение постоянным или случайным, однотипно или различно оно в сходных условиях.

  В-четвёртых, повседневное общение с различными людьми многому учит, увеличивает эффективность общения. 

  В-пятых, в процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям.

  Профессиональный журналист всегда помнит о стремлении к выполнению ожиданий, потребности в познании и одобрении, альтруистических мотивах,

24

потребности в понимании и сочувствии, приобретении нового опыта. Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста. В общем, стоит всегда помнить о главном правиле профессионального общения – человеческом интересе и понимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

    Цель:    узнать о психологических процессах массовых коммуникаций.

 

 

    Задачи:   *провести наблюдение за работой журналиста во время общения с коллегами, во время беседы с интервьюируемыми.

Информация о работе Психология общения журналиста и интервьюируемого