Публицистический стиль речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:18, статья

Описание работы

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Файлы: 1 файл

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

(Д. Лихачев.)

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления — речи, доклады.

Главная задача устного выступления  — это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу.

 

Что поможет успешно  выступить?

1. Во-первых, к устному выступлению  необходимо тщательно подготовиться.  А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

2. Важно хорошо знать тему  выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3. Во-вторых, личная убежденность  оратора, докладчика в том,  о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты авторитеты.

4. Вспомните слова А. С. Пушкина  об одной из героинь своих  сказок: «А как речь-то говорит,  словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей  речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

5. Выделите наиболее важные слова  и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так,  чтобы сразу заинтересовать слушателя  развитием своей главной мысли,  аргументацией, завладеть его  вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

7. Чтобы слушатели поверили, «пошли»  за вашими мыслями, старайтесь  воздействовать не только логикой,  рассуждениями, но и своей волей,  эмоциями, посредством интонации,  выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях — посредством жестов, скупых, но выразительных.

8. Чтобы не потерять нить выступления,  имейте перед собою краткий  его план, в котором должны  быть: начало, первые фразы; основные  положения, краткие тезисы и  обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

9. Постарайтесь по этому плану  предварительно продумать все  свое выступление, а затем наедине  или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Заранее прорепетировав свое выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать  паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

Итак, публичное выступление требует  от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

 

Справка.   Модальность,   модальное   значение —выражение языковыми средствами отношения говорящего к тому, что он говорит, отношения сообщаемого к действительности, т. е. выражение реальности или нереальности сообщаемого, желательности или нежелательности его, возможности или невозможности и т. д. Средствами выражения модальности служат формы наклонения, некоторые вводные слова (конечно, видимо) и предложения, частицы (вроде, разве что), междометия, интонация, порядок слов.

Эмфатическая  речь — речь, отличающаяся особой эмоциональной выразительностью.

Структурная лингвистика — направление в языкознании, стремящееся главным образом к раскрытию структуры языка, отношений между его единицами (звуками, морфемами, словами, предложениями), к строгому формальному описанию языка как знаковой системы.

Грамматическая  связанность — синтаксические связи, грамматические формы, участвующие в строении предложения.

Грамматическая  отмеченность — правильность словосочетаний, предложений.

 

В устном выступлении очень важны  начало речи, убедительность аргументации основной мысли. Огромное значение приобретает это в тех случаях, когда решается судьба человека, например при защите и обвинении в судебном процессе.

Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» смешно и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина П. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар передражнивания, представлял в лицах и начальника своего — шутка невинная!».

В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» — бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михаиле Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «Животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алёны, где ни неба, ни земли, ни воды,— одна зыбь поднебесная и часовой ходит...

Но пуще всего прославился в  этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

 

 

ДОКЛАД

Доклад — это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад — наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис, основное положение, которые надо раскрыть, доказать, и тезисы частные.

Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше (см. «Устное выступление»). Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности:

1. Доклад, как и любое выступление,  готовится заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. В зависимости от главной  мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать, как овладеть вниманием аудитории, как привлечь на свою сторону скептически настроенную ее часть и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой — можно не развертывать или совсем опустить.

И  «Для успеха речи важно течение  мысли лектора,— писал А.  Ф.  Кони.— Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается,  если  главное постоянно  прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить так план, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д. или чтобы был естественный переход от одного к другому».

3. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

4. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

5. Выступая с докладом, можно  пользоваться тезисами и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует (и довольно часто) особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. Поэтому важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, заранее подготовить логические переходы, иметь в запасе примеры, аргументы.

В докладе уместны слова следует, нужно, необходимо, должно быть. Однако надо всячески избегать таких, например, слов: вот, это, это самое, так, ну, того, э-э-э, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать и др.

 

ДИСКУССИЯ

Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?

1.  Старайтесь полемизировать, возражать  аргументированно, с научным,  экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.

2.  Защиту взглядов (своих или  выступающего, если вы его поддерживаете)  превращайте в наступление.

3.  Не  ввязывайтесь  в  пустую  полемику  и  не давайте повода! другим для такой полемики.

4. Старайтесь не прибегать к  средствам, которыми пользуется  недобросовестный оппонент (искажение  фактов, высказываний, уход от главного).

5.  Находите в себе мужество  признавать верное и у противника  вашей идеи.

6. Чтобы опровергнуть  неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента,  есть немало  приемов,  возможностей доказать несостоятельность. Вот некоторые из них:

а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими  фактами, о которых выступающий  умолчал;

б) критикуется система  доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргументов, фактов;

в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать  по-другому (докажите это);

г) ложный (по-вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического  конца и сводится к абсурду.

 

 

Говоря о публицистическом стиле речи, нельзя обойти вниманием  материалы газеты, которая является одним из самых массовых средств  коммуникации, т. е. общения.

Одной из важных функций  газеты является информация. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях отражается и в речевом их воплощении.

Для современной газеты более характерными стали аналитичность, доказательность изложения, доверительный тон беседы.

Но газета призвана и  просвещать массы. Поэтому она выполняет и популяризаторскую функцию: сообщает о новых научных открытиях, новинках техники, проблемах экономики, медицины, забытых или по-новому осмысленных фактах истории.

Для лексики газеты характерно употребление большого количества прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, фразеологических оборотов, терминологических слов и выражений (обязательно комментированных), разговорной и просторечной лексики, иноязычных заимствований.

В синтаксисе газетных материалов отмечаются сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний (особенно в заголовках), использование непринужденной диалоговой формы; употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего.

Особенной экспрессией  и новизной, необычностью словосочетаний отличаются заголовки, а также зачины текстов. Они, кроме прочих функций, выполняют и рекламную. Во многом от заголовка и зачина зависит — прочтут или не прочтут эту статью. В последние годы появились развернутые заголовки.

Информация о работе Публицистический стиль речи