Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:18, статья
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
(Д. Лихачев.)
К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления — речи, доклады.
Главная задача устного выступления — это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.
Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу.
Что поможет успешно выступить?
1. Во-первых, к устному выступлению
необходимо тщательно
2. Важно хорошо знать тему
выступления, разбираться в
3. Во-вторых, личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты авторитеты.
4. Вспомните слова А. С. Пушкина
об одной из героинь своих
сказок: «А как речь-то говорит,
словно реченька журчит».
5. Выделите наиболее важные
6. Вся речь, особенно ее начало,
должна быть построена так,
чтобы сразу заинтересовать
7. Чтобы слушатели поверили, «пошли»
за вашими мыслями, старайтесь
воздействовать не только
8. Чтобы не потерять нить
9. Постарайтесь по этому плану
предварительно продумать все
свое выступление, а затем
Заранее прорепетировав свое выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.
Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.
Справка. Модальность, модальное значение —выражение языковыми средствами отношения говорящего к тому, что он говорит, отношения сообщаемого к действительности, т. е. выражение реальности или нереальности сообщаемого, желательности или нежелательности его, возможности или невозможности и т. д. Средствами выражения модальности служат формы наклонения, некоторые вводные слова (конечно, видимо) и предложения, частицы (вроде, разве что), междометия, интонация, порядок слов.
Эмфатическая речь — речь, отличающаяся особой эмоциональной выразительностью.
Структурная лингвистика — направление в языкознании, стремящееся главным образом к раскрытию структуры языка, отношений между его единицами (звуками, морфемами, словами, предложениями), к строгому формальному описанию языка как знаковой системы.
Грамматическая связанность — синтаксические связи, грамматические формы, участвующие в строении предложения.
Грамматическая отмеченность — правильность словосочетаний, предложений.
В устном выступлении очень важны начало речи, убедительность аргументации основной мысли. Огромное значение приобретает это в тех случаях, когда решается судьба человека, например при защите и обвинении в судебном процессе.
Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» смешно и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина П. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар передражнивания, представлял в лицах и начальника своего — шутка невинная!».
В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.
Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» — бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михаиле Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «Животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алёны, где ни неба, ни земли, ни воды,— одна зыбь поднебесная и часовой ходит...
Но пуще всего прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.
ДОКЛАД
Доклад — это развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Доклад — наиболее сложная и ответственная форма устных выступлений. В нем, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис, основное положение, которые надо раскрыть, доказать, и тезисы частные.
Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше (см. «Устное выступление»). Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности:
1. Доклад, как и любое выступление, готовится заранее. Кратко, в виде тезиса, конспектируется каждое положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.
2. В зависимости от главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе, строится выступление: с чего начать, как овладеть вниманием аудитории, как привлечь на свою сторону скептически настроенную ее часть и постараться убедить в том, о чем вы будете говорить. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой — можно не развертывать или совсем опустить.
И «Для успеха речи важно течение мысли лектора,— писал А. Ф. Кони.— Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить так план, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д. или чтобы был естественный переход от одного к другому».
3. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.
4. Доклад хорошо воспринимается,
если он так или иначе
5. Выступая с докладом, можно
пользоваться тезисами и
В докладе уместны слова следует, нужно, необходимо, должно быть. Однако надо всячески избегать таких, например, слов: вот, это, это самое, так, ну, того, э-э-э, собственно говоря, мол, одним словом, можно сказать и др.
ДИСКУССИЯ
Надо уметь не только делать доклады, вести репортаж, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах и дискуссиях по возникающим проблемам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражениями) по тому или иному вопросу. Что для этого важно?
1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументированно, с научным, экономическим обоснованием доказывать истину, убеждать не силой голоса, а фактами.
2. Защиту взглядов (своих или выступающего, если вы его поддерживаете) превращайте в наступление.
3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода! другим для такой полемики.
4. Старайтесь не прибегать к
средствам, которыми
5. Находите в себе мужество
признавать верное и у
6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зрения, позицию оппонента, есть немало приемов, возможностей доказать несостоятельность. Вот некоторые из них:
а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;
б) критикуется система доказательств: покажите, что выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргументов, фактов;
в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);
г) ложный (по-вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.
Говоря о публицистическом стиле речи, нельзя обойти вниманием материалы газеты, которая является одним из самых массовых средств коммуникации, т. е. общения.
Одной из важных функций газеты является информация. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях отражается и в речевом их воплощении.
Для современной газеты более характерными стали аналитичность, доказательность изложения, доверительный тон беседы.
Но газета призвана и просвещать массы. Поэтому она выполняет и популяризаторскую функцию: сообщает о новых научных открытиях, новинках техники, проблемах экономики, медицины, забытых или по-новому осмысленных фактах истории.
Для лексики газеты характерно употребление большого количества прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, фразеологических оборотов, терминологических слов и выражений (обязательно комментированных), разговорной и просторечной лексики, иноязычных заимствований.
В синтаксисе газетных материалов отмечаются сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний (особенно в заголовках), использование непринужденной диалоговой формы; употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего.
Особенной экспрессией и новизной, необычностью словосочетаний отличаются заголовки, а также зачины текстов. Они, кроме прочих функций, выполняют и рекламную. Во многом от заголовка и зачина зависит — прочтут или не прочтут эту статью. В последние годы появились развернутые заголовки.