Радиожурналистика в условиях перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проследить особенности развития радио в условиях перестройки с 1985 года по 1991 год, выявить основные моменты, дать обзор всесоюзной и республиканской радиожурналистике обозначенного периода.
Задачи исследования:
1. Привести основные факты из истории радиовещания в период перестройки и выявить основные события в развитии радиовещания, их причины и следствия.
2. . Собрать сведения о развитии республиканского радиовещания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Становление и развитие радио России в период перестройки 1985-1991 годов………………………………………………………………. ………….6
Изменения вещания, произошедшие в условиях перестройки….…......6
Характеристика передач 1985-1991 годов……………………..………10
Развитие республиканского радио в условиях перестройки………...........21
Особенности республиканского вещания в 1985-1991 годы……..…...21
Специфика республиканских передач…………………...……………..26
Заключение……………………………………………………………………….31Список использованных источников и литературы…………………………...31

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра журналистики

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему «Радиожурналистика в условиях перестройки»

 

 

 

 

 

                      

 

                      

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Становление и развитие радио России в период перестройки 1985-1991 годов………………………………………………………………. ………….6
    1. Изменения вещания, произошедшие в условиях перестройки….…......6
    2. Характеристика передач 1985-1991 годов……………………..………10
  2. Развитие республиканского радио в условиях перестройки………...........21
    1. Особенности республиканского вещания в 1985-1991 годы……..…...21
    2. Специфика республиканских передач…………………...……………..26

Заключение……………………………………………………………………….31Список использованных источников и литературы…………………………...31

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Несмотря на бурное развитие телевидения и появление Интернета, в конце ХХ – начале XXI столетия радио остается одним из самых оперативных, массовых, доступных каналов распространения информации. Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие. Трудно представить сегодня нашу жизнь без радио и телевидения, они стали необходимостью, духовной потребностью каждого. Радиовещание давно стало атрибутом жизни современного человека. Это и определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования: проследить особенности развития радио в условиях перестройки  с 1985 года по 1991 год, выявить основные моменты, дать обзор всесоюзной и республиканской  радиожурналистике обозначенного периода.

Задачи исследования:

1. Привести основные факты из истории радиовещания в период перестройки и выявить основные события в развитии радиовещания, их причины и следствия.

2. . Собрать сведения о  развитии республиканского радиовещания.

3. Исследовать литературу по теме, изучить доступные научные работы.

Объект исследования: радиовещание в период перестройки 1985-1991 годы.

Предмет исследования: становление системы радиовещания, особенности его развития в период перестройки.

Степень изученности проблемы: Отечественными исследователями накоплен богатый опыт изучения истории радио, процессов, происходящих в советском и российском вещании, и тенденций, прослеживающихся в различные периоды его развития. Исследование радиовещания ведется по нескольким направлениям: история вещания, функционирование радиовещания в системе СМИ, изучение радиопрограмм, форм вещания и системы жанров радиожурналистики.

Вопросам становления и функционирования советского радиовещания были посвящены работы Т.М. Горяевой, В.Г. Ковтуна, Г.В. Кузнецова, Т.В. Лебедевой, В.Н. Ружникова, В.В. Смирнова, А.А. Шереля.

Диссертации М.Л. Айтугановой, Е.Г. Радкевича, О.Н. Тихонова посвящены изучению национального и местного радиовещания, его функционирования в контексте Всесоюзного радио.

Вопросы и проблемы становления современного российского вещания, различные аспекты функционирования современных радиостанций исследуются в монографиях, научных работах и статьях Л.Д. Болотовой, В.В. Гаспаряна, В.В. Егорова, В.А. Колодкина, Т.Ю. Пыниной, В.А. Сухаревой, Е.Н. Васильевой, О.В. Мироненко.

Из современных изданий по практической радиожурналистике необходимо отметить исследования и сборники лекций, выпущенные Фондом независимого радиовещания, где профессиональные редакторы, руководители информационных служб и ведущие крупнейших радиостанций России и зарубежья делятся опытом по организации работы в эфире, описывают жанровое, структурное своеобразие разных типов радиостанций, проблемы и перспективы современного радиовещания.

Методологическая основа и методы исследования. Методологической базой курсовой работы послужили научные труды отечественных исследователей журналистики: по теории и практике радиовещания: работа A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика». В вопросе истории республиканского радиовещания архив ВГТРК Марий Эл, учебное пособие Тихонова О.Н. «Радио и телевидение в жизни российского общества».

С целью комплексного рассмотрения проблемы был использован историко-хронологический метод, позволивший вычленить основные этапы развития системы радиовещания в регионе, а также объединить материал в хронологической последовательности, увидеть основную закономерность его развития.

Был использован метод контент-анализа для анализирования радиопередач.

Обращение к общенаучному методу исследования предоставило возможность сделать ряд выводов и заключений с опорой на многочисленные источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Становление и развитие радио России в период перестройки 1985-1991 годов

1.1 Изменения вещания, произошедшие в условиях перестройки

1985 год стал переломным  в жизни огромной страны, в  развитии средств массовой информации. Политика перестройки, провозглашенная  новым Генеральным секретарем  ЦК КПСС Михаилом Горбачевым  на апрельском Пленуме 1985 года, должна  была по идее охватить все  стороны жизни общества, все звенья  государственного механизма. Был  официально взят курс на демократизацию  и гласность. Декларировалось непреходящее  значение общечеловеческих идеалов  и ценностей, которым должны были  соответствовать советская политика, экономика, культура и идеология. Подразумевался процесс серьезных  преобразований в общественной  жизни и сознании людей.

Политика перестройки была объективно порождена назревшим в обществе протестом против тоталитарной системы и идеологии, нарушений прав человека, а также официозной пропагандистской машины, являвшейся инструментом внедрения идеологических и социальных мифов и стереотипов в массовое сознание; она отвечала стремлению к переменам во всех сферах общественной жизни, к формированию открытого общества, плюрализма взглядов.

Как известно, преобразования встретили активное сопротивление значительной части партийного и государственного аппарата, определенной части общества; проводились они крайне непоследовательно, противоречиво, что и привело в конечном счете, к краху КПСС и распаду союзного государства.1

Но одним из бесспорных достижений перестройки явились глубокие изменения, происшедшие в работе средств массовой информации и сыгравшие, без сомнения, ключевую роль в разоблачении тоталитаризма, в освобождении людей от идеологических пут и страха перед тоталитарной государственной машиной.

Большая, чем прежде, открытость информации, принятие Закона о печати и отмена цензуры, обращение к прежде запрещенным темам, к сложностям, противоречиям и конфликтам реальной жизни вытесняли мифологизированные представления о советской действительности, о светлом коммунистическом завтра. Потерпела поражение благостная "пропаганда успехов", царившая в годы застоя, формировался совершено новый облик средств массовой информации, в том числе и радиовещания. Конечно, этот процесс протекал мучительно, здесь наряду с удачами и победами были свои жертвы и поражения.

Гостелерадио СССР всегда было мощной централизованной пропагандистской машиной, подчинявшейся непосредственно идеологическим подразделениям ЦК КПСС. Его вещательные программы подвергались строжайшей многоступенчатой цензуре.

В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. В 1985–1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании, посвященные пленумам ЦК КПСС и XXVII съезду партии, широко освещается XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, отмечается 50-летие стахановского движения, 70-летие Октябрьской революции2

В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Партийные документы обсуждались в специальных предсъездовских выпусках "Последних известий" и "Маяка", радиопередачах "Время, события, люди", "Земля и люди" и др. Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной помощи братскому народу", и положение в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались.

Все это, естественно, не укрепляло доверия к радиовещанию. И все же старые принципы вещания постепенно уходили в прошлое. На новом историческом сломе непоследовательно, противоречиво, нередко с оглядкой на начальство журналисты радио начинали поиск новых форм вещания, новых тем, иной тональности репортажей, методов диалога с радиослушателями, стремились избавиться от привычной трескотни, заорганизованности, идеологических штампов, легковесности.

Обращаясь к реалиям нашей жизни, вольно, а иногда и невольно радиожурналистика раскрывала неэффективность социалистической экономики, полную несостоятельность методов хозяйствования, незаинтересованности человека в результатах своего труда, его отчужденности от экономики, обнажала кризис тоталитарной системы и ее руководящей силы – партии.3

Корреспонденты и редакторы радио способствовали формированию нового общественного сознания, и прежде всего активному участию личности в политических и социальных процессах страны. Не менее важным было и обращение к повседневным жизненным проблемам, волнующим людей. Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это внимание к новому герою, социально-психологический интерес к проблемам людей, исследовательский подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки.

Наконец, обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи.

Многие из перечисленных новшеств получили развитие в дальнейшем, как в государственном радиовещании, так и на негосударственных радиостанциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика  передач 1985-1991 годов

Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача "Юности" "Молодежный канал".

Редакция решила возродить прямой эфир, а это требовало от журналистов новых навыков работы у микрофона: умения импровизировать, четкости. Создавая каждый выпуск "Молодежного канала", его авторы и ведущие широко использовали приемы, получившие признание в радиовещании: сочетание документального начала с художественным, включение почты и телефонных диалогов со слушателями. В передаче звучали оперативные сообщения о важнейших событиях в стране и за рубежом, политические, экономические новости, освещалась жизнь комсомольских организаций (именно в "Молодежном канале" прозвучали первые критические материалы в адрес комсомола и говорилось о резком падении его авторитета и роли), спортивные новости, переклички через пульт "Эфир-1", репортажи, интервью, выступления, обзоры печати.4

Теперь ведущий формировал программу по собственному выбору и сценарию: давал сведения о погоде, организовывал юридические консультации, обсуждал проблемы наркомании, преступности, рассказывал о "неформалах", популярных музыкальных коллективах, предлагал кулинарные рецепты.

Полтора часа эфира вмещали до 25 и более разнообразных по тематике сюжетов из 10–15 репортажей. Особая роль отводилась музыке: в утренней программе она была важным компонентом, создающим эмоциональный настрой у слушателя.

Информация о работе Радиожурналистика в условиях перестройки