Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:41, курсовая работа
Цель исследования: проследить особенности развития радио в условиях перестройки с 1985 года по 1991 год, выявить основные моменты, дать обзор всесоюзной и республиканской радиожурналистике обозначенного периода.
Задачи исследования:
1. Привести основные факты из истории радиовещания в период перестройки и выявить основные события в развитии радиовещания, их причины и следствия.
2. . Собрать сведения о развитии республиканского радиовещания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Становление и развитие радио России в период перестройки 1985-1991 годов………………………………………………………………. ………….6
Изменения вещания, произошедшие в условиях перестройки….…......6
Характеристика передач 1985-1991 годов……………………..………10
Развитие республиканского радио в условиях перестройки………...........21
Особенности республиканского вещания в 1985-1991 годы……..…...21
Специфика республиканских передач…………………...……………..26
Заключение……………………………………………………………………….31Список использованных источников и литературы…………………………...31
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Кафедра журналистики
Курсовая работа
на тему «Радиожурналистика в условиях перестройки»
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Несмотря на бурное развитие телевидения и появление Интернета, в конце ХХ – начале XXI столетия радио остается одним из самых оперативных, массовых, доступных каналов распространения информации. Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие. Трудно представить сегодня нашу жизнь без радио и телевидения, они стали необходимостью, духовной потребностью каждого. Радиовещание давно стало атрибутом жизни современного человека. Это и определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: проследить особенности развития радио в условиях перестройки с 1985 года по 1991 год, выявить основные моменты, дать обзор всесоюзной и республиканской радиожурналистике обозначенного периода.
Задачи исследования:
1. Привести основные факты из истории радиовещания в период перестройки и выявить основные события в развитии радиовещания, их причины и следствия.
2. . Собрать сведения о развитии республиканского радиовещания.
3. Исследовать литературу по теме, изучить доступные научные работы.
Объект исследования: радиовещание в период перестройки 1985-1991 годы.
Предмет исследования: становление системы радиовещания, особенности его развития в период перестройки.
Степень изученности проблемы: Отечественными исследователями накоплен богатый опыт изучения истории радио, процессов, происходящих в советском и российском вещании, и тенденций, прослеживающихся в различные периоды его развития. Исследование радиовещания ведется по нескольким направлениям: история вещания, функционирование радиовещания в системе СМИ, изучение радиопрограмм, форм вещания и системы жанров радиожурналистики.
Вопросам становления и функционирования советского радиовещания были посвящены работы Т.М. Горяевой, В.Г. Ковтуна, Г.В. Кузнецова, Т.В. Лебедевой, В.Н. Ружникова, В.В. Смирнова, А.А. Шереля.
Диссертации М.Л. Айтугановой, Е.Г. Радкевича, О.Н. Тихонова посвящены изучению национального и местного радиовещания, его функционирования в контексте Всесоюзного радио.
Вопросы и проблемы становления современного российского вещания, различные аспекты функционирования современных радиостанций исследуются в монографиях, научных работах и статьях Л.Д. Болотовой, В.В. Гаспаряна, В.В. Егорова, В.А. Колодкина, Т.Ю. Пыниной, В.А. Сухаревой, Е.Н. Васильевой, О.В. Мироненко.
Из современных изданий по практической радиожурналистике необходимо отметить исследования и сборники лекций, выпущенные Фондом независимого радиовещания, где профессиональные редакторы, руководители информационных служб и ведущие крупнейших радиостанций России и зарубежья делятся опытом по организации работы в эфире, описывают жанровое, структурное своеобразие разных типов радиостанций, проблемы и перспективы современного радиовещания.
Методологическая основа и методы исследования. Методологической базой курсовой работы послужили научные труды отечественных исследователей журналистики: по теории и практике радиовещания: работа A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика». В вопросе истории республиканского радиовещания архив ВГТРК Марий Эл, учебное пособие Тихонова О.Н. «Радио и телевидение в жизни российского общества».
С целью комплексного рассмотрения проблемы был использован историко-хронологический метод, позволивший вычленить основные этапы развития системы радиовещания в регионе, а также объединить материал в хронологической последовательности, увидеть основную закономерность его развития.
Был использован метод контент-анализа для анализирования радиопередач.
Обращение к общенаучному методу исследования предоставило возможность сделать ряд выводов и заключений с опорой на многочисленные источники.
Глава 1. Становление и развитие радио России в период перестройки 1985-1991 годов
1.1 Изменения вещания, произошедшие в условиях перестройки
1985 год стал переломным
в жизни огромной страны, в
развитии средств массовой
Политика перестройки была объективно порождена назревшим в обществе протестом против тоталитарной системы и идеологии, нарушений прав человека, а также официозной пропагандистской машины, являвшейся инструментом внедрения идеологических и социальных мифов и стереотипов в массовое сознание; она отвечала стремлению к переменам во всех сферах общественной жизни, к формированию открытого общества, плюрализма взглядов.
Как известно, преобразования встретили активное сопротивление значительной части партийного и государственного аппарата, определенной части общества; проводились они крайне непоследовательно, противоречиво, что и привело в конечном счете, к краху КПСС и распаду союзного государства.1
Но одним из бесспорных достижений перестройки явились глубокие изменения, происшедшие в работе средств массовой информации и сыгравшие, без сомнения, ключевую роль в разоблачении тоталитаризма, в освобождении людей от идеологических пут и страха перед тоталитарной государственной машиной.
Большая, чем прежде, открытость информации, принятие Закона о печати и отмена цензуры, обращение к прежде запрещенным темам, к сложностям, противоречиям и конфликтам реальной жизни вытесняли мифологизированные представления о советской действительности, о светлом коммунистическом завтра. Потерпела поражение благостная "пропаганда успехов", царившая в годы застоя, формировался совершено новый облик средств массовой информации, в том числе и радиовещания. Конечно, этот процесс протекал мучительно, здесь наряду с удачами и победами были свои жертвы и поражения.
Гостелерадио СССР всегда было мощной централизованной пропагандистской машиной, подчинявшейся непосредственно идеологическим подразделениям ЦК КПСС. Его вещательные программы подвергались строжайшей многоступенчатой цензуре.
В первые годы перестройки Всесоюзное радио продолжало работать по сложившимся стереотипам, в рамках устоявшейся за долгие годы жесткой вещательной сетки. В 1985–1987 годах в программах радиовещания проводятся пропагандистские кампании, посвященные пленумам ЦК КПСС и XXVII съезду партии, широко освещается XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов, отмечается 50-летие стахановского движения, 70-летие Октябрьской революции2
В центре вещания, как говорилось в соответствующих отчетах, были трудовые будни народа, крупные мероприятия в партийной и общественной жизни страны, встречи государственных деятелей на высшем уровне, интервью М.С. Горбачева зарубежным средствам массовой информации. Партийные документы обсуждались в специальных предсъездовских выпусках "Последних известий" и "Маяка", радиопередачах "Время, события, люди", "Земля и люди" и др. Совершенно очевидно, что, несмотря на официально объявленные новые критерии работы, в радиопропаганде действовали старые стандарты. Замалчивались острые темы, касающиеся истории страны, особенно ее советского периода, межнациональных конфликтов. Запретными темами оставались позорная война в Афганистане, преподносившаяся под флагом "интернациональной помощи братскому народу", и положение в армии. С большим опозданием радио сообщило об общенациональной трагедии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции в апреле 1986 года, причем в репортажах с места события хотя и рассказывалось о героической работе ликвидаторов аварии, размеры трагедии преуменьшались, ее последствия замалчивались.
Все это, естественно, не укрепляло доверия к радиовещанию. И все же старые принципы вещания постепенно уходили в прошлое. На новом историческом сломе непоследовательно, противоречиво, нередко с оглядкой на начальство журналисты радио начинали поиск новых форм вещания, новых тем, иной тональности репортажей, методов диалога с радиослушателями, стремились избавиться от привычной трескотни, заорганизованности, идеологических штампов, легковесности.
Обращаясь к реалиям нашей жизни, вольно, а иногда и невольно радиожурналистика раскрывала неэффективность социалистической экономики, полную несостоятельность методов хозяйствования, незаинтересованности человека в результатах своего труда, его отчужденности от экономики, обнажала кризис тоталитарной системы и ее руководящей силы – партии.3
Корреспонденты и редакторы радио способствовали формированию нового общественного сознания, и прежде всего активному участию личности в политических и социальных процессах страны. Не менее важным было и обращение к повседневным жизненным проблемам, волнующим людей. Радиожурналисты стали показывать человека с нелегкой судьбой, реальные трудные жизненные ситуации. Это внимание к новому герою, социально-психологический интерес к проблемам людей, исследовательский подход, аналитичность явились феноменом радиоэфира периода перестройки.
Наконец, обозначились существенные сдвиги в программировании: появилась новая радиоформа – каналы (информационно-музыкальные, публицистические, литературные и др.) как самостоятельные передачи.
Многие из перечисленных новшеств получили развитие в дальнейшем, как в государственном радиовещании, так и на негосударственных радиостанциях.
1.2 Характеристика передач 1985-1991 годов
Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций "Юность" и "Маяк". С января 1987 года по III программе Всесоюзного радио начала выходить новая утренняя передача "Юности" "Молодежный канал".
Редакция решила возродить прямой эфир, а это требовало от журналистов новых навыков работы у микрофона: умения импровизировать, четкости. Создавая каждый выпуск "Молодежного канала", его авторы и ведущие широко использовали приемы, получившие признание в радиовещании: сочетание документального начала с художественным, включение почты и телефонных диалогов со слушателями. В передаче звучали оперативные сообщения о важнейших событиях в стране и за рубежом, политические, экономические новости, освещалась жизнь комсомольских организаций (именно в "Молодежном канале" прозвучали первые критические материалы в адрес комсомола и говорилось о резком падении его авторитета и роли), спортивные новости, переклички через пульт "Эфир-1", репортажи, интервью, выступления, обзоры печати.4
Теперь ведущий формировал программу по собственному выбору и сценарию: давал сведения о погоде, организовывал юридические консультации, обсуждал проблемы наркомании, преступности, рассказывал о "неформалах", популярных музыкальных коллективах, предлагал кулинарные рецепты.
Полтора часа эфира вмещали до 25 и более разнообразных по тематике сюжетов из 10–15 репортажей. Особая роль отводилась музыке: в утренней программе она была важным компонентом, создающим эмоциональный настрой у слушателя.
Информация о работе Радиожурналистика в условиях перестройки