Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:14, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в 90-е годы в нашей стране была напряжённая обстановка, происходило множество важных событий и такой жанр как журналистское расследование в полной отразил современную действительность. Как правило, все расследования посвящены поискам решения актуальных в те времена проблемам: преступность, коррупция, наркомания. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие «кричащих» фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции.
Введение……………………………………………………………... …..2
ГЛАВА 1. Жанр журналистского расследования…………………….. .4
1.1. Расследование как жанр………. ……………………………………4
ГЛАВА 2. Расследовательские структуры в СМИ. Разновидности и примеры.
2.1.Периодическая печать…………… ………………………………….6
2.2. Агентство журналистских расследований……………………………………………………………10
2.3. Телевидение……………………………………… …………………12
ГЛАВА 3. Журналистское расследование на примерах выпуска программы 3.1 «Независимое расследование». ……………………………….. …...13
3.2.Газеты «Совершенно секретно»………………………………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………….. ….24
«Деловой Петербург решил на этом не останавливаться и копнул глубже. Он обнаружил большое количество захватывающей информации. Газета опубликовала последующие статьи, например, о странном решении
монополиста на электрическую энергию "Ленэнерго" приобрести две квартиры в этом здании по цене в два раза превышающей рыночную.
Узнать о коррупции
в сфере приватизации недвижимости
было не новостью для Санкт-Петербурга,
но сами открытия в статье были сенсационными
и, что более важно, это было связано
с именем Анатолия Собчака. Однажды,
встреченный как блестящий
1.2.Агентства журналистских расследований.
В 1998 году впервые в России в Санкт-Петербурге возникла организация под названием «Агентство журналистских расследований» («АЖУР»). Она была создана Андреем Константиновым. Агентство не просто публикует результаты своих расследований, что считают основной задачей многие средства массовой информации, но и, при необходимости, продает добытые сведения частным лицам и организациям. «АЖУР» издает газету «Ваш тайный советник», о которой уже говорилось. Необходимость в ней возникла в силу того, что по ходу расследований в агентстве накапливается много интересной информации, которая не всегда покупается теми, кому она могла бы пригодиться. Как раз в газете эта информация и находит выход в свет.
«Деятельность АЖУРа способствовала раскрытию резонансных преступлений, совершенных в Петербурге. К самым громким из них относятся поимка Александра Малыша и «Телепата», разоблачение рейдерских захватов и неонацистских группировок.
Весной 1996 года военный переводчик
и журналист Андрей Константинов,
автор многих нашумевших публикаций
перестроечной «Смены», предложил
руководству ИД «Шанс» создать Службу
журналистских расследований, которая
вскоре громко заявила о себе документальными
книгами «Коррумпированная
В феврале 1998 Служба расследований была реорганизована в самостоятельное Агентство журналистских расследований.
В 1999 году Агентство начало
выпуски Ленты оперативной
Агентство провело несколько уникальных журналистских расследований, которые принесли ему широкую известность в городе. В конце 1999 года журналисты АЖУР, которые вели поиск убийц депутата Виктора Новоселова, нашли соучастников этого преступления.»8
8.Официальный сайт «Агентства журналистских расследований»;[ Электронный ресурс ] : http://www.ajur.info/
1.3.Телевидение России не могло в те времена похвастаться обилием расследовательских передач, хотя, скажем, криминальную тематику освещало довольно широко. Ближе к расследовательским стоит передача «Независимое расследование.
«Независимое расследование - детективное ток-шоу, выходившее на НТВ с октября 1999 года по июль 2001 года, на ОРТ (ныне Первый канал) с июля 2001 года по апрель 2003 года и на ТВС с апреля по июнь 2003 года. С 26 сентября 2011 года выходила на РЕН ТВ. Ведущий — Николай Николаев.»
Цель передачи – рассказывать о громких преступлениях, имеющих большой общественный резонанс. В аудитории всегда присутствовали гости – самые разные люди: свидетели и участники событий, сотрудники Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, независимые эксперты, врачи, журналисты, а иногда и представители криминального мира. В передаче подробно рассказывалось о нюансах преступления или происшествия, излагались малоизвестные факты.
В студии демонстрировались видеосюжеты: архивные материалы, оперативные съемки, фотокарточки. «Независимое расследование» – это показ лишь тех преступлений, актуальные подробности которых не были известны широкой аудитории.
ГЛАВА 3.
Журналистское расследование на примере выпуска программы «Независимое расследование».
3.1.Мы рассмотрели структуру журналистского расследования на примере выпуска «Независимого расследования» за январь 2000 год под названием: «Вильнюс. Телецентр. “Наши” по всем программам» .
«13 января 1991 года части Советской Армии взяли под контроль Вильнюсский телецентр. Во время операции погибли 13 мирных жителей. В ходе “Независимого расследования” установлено: штурм телецентра являлся частью плана по укреплению союзной вертикали власти»- начальный текст отражает суть выпуска.
В начале передачи, как и всегда, ведущий Николай Николаев озвучил обсуждаемую проблему. Она была заявлена она была в кратком телесюжете, который, представлял собой предысторию вопроса. Ведущий предложил зрителям познакомиться с некоторыми присутствующими, которые имеют какое-то отношение к теме. В начале передачи журналист познакомил аудиторию с первым этапом журналистского расследования, с процессом и результатом сбора информации. После, участникам передачи было предложено высказать свои мнения по данной проблеме. Дальше сюжет развивался следующим образом: присутствующие были подвергнуты проверке заранее подготовленными интервью, сюжетами, видео хроникой, которые по ходу дискуссии демонстрировал журналист. Николаев не выдавал всю информацию заранее, предлагая оценить лишь то, что уже представлено. Информации было много, но её восприятие облегчало тот факт, что мнения и факты вовлеченных в события людей высказывались постепенно. Такая подача информации создала ощущение полного погружения в процесс расследования.
Особенностью передачи стал традиционный телемост – видеосвязь в прямом эфире с людьми, которые не имеют возможности в данный момент присутствовать в студии. По ту сторону телемоста мы могли наблюдать особо важных участников событий. Так как ими явились те люди, которые в тот момент находились в Вильнюсе, использование телемоста было оправдано. (Артурас Паулаускас и Казимира Прунскене – бывшие генеральный прокурор и премьер-министр Литовской республики).
В первой части передачи были собраны те сведения, установить которые не составляло особого труда -исторические факты. Было установлено, что 13 человек погибли. Кто виновники гибели этих людей? При выяснении стало известно, что литовская сторона считает виновными в гибели этих мирных жителей советских десантников. Опровергает это мнение Валерий Иванов-бывший лидер организации «Единство». Он говорит, что сидел в литовской тюрьме два раза. В первый раз его посадили на 3 года после произошедших событий, хотя он не был ни в чем виноват. Потом его посадили за книгу «Литовская тюрьма», в которой он делает некоторые юридические разоблачения. На вопрос Н. Николаева, что это были за юридические разоблачения, В. Иванов отвечает: «Документы относительно смерти людей подделывались». Он предлагает зрителям посмотреть принесенную с собой кассету, которой может доказать свою правоту.
Артурас Паулаускас считает, что господин Иванов был уже однажды осужден за бездоказательную клевету. Вскоре телемост пришлось прервать, и студия вернулась к обсуждению проблемы.
В завершении первой части передачи «было установлено, что штурм телецентра в Вильнюсе являлся частью плана по укреплению союзной вертикали власти, а ответственным за проведение операции был заместитель министра обороны СССР Ачалов».
Ачалову и было дано слово. С этого и начинается обсуждение проблемы. Министр обороны заявил, что, если бы эта операция была спланированной, сделать все было бы просто: были бы закрыты границы, взяты под контроль государственные и правительственные учреждения, средства связи и жизнеобеспечения – от теле- и радиостанций до заводов по выпуску хлеба – все, «кроме воздуха». И, по его утверждению, никогда десантник не будет стрелять в безоружного человека, если тот не стреляет в него.
После нескольких реплик из зала слово снова взял Валерий Иванов. Он предложил всем присутствующим посмотреть кассету, на которой были отражены кадры той ночи. Зрители увидели уникальные кадры, снятые в больнице, куда в ту ночь привезли 21-летнюю Лоретту Агонавичути, самую трагическую фигуру тех событий. Эта девушка, по общепризнанной версии, была раздавлена танками. В. Иванов пытался доказать, что советские десантники не имели отношения к ее смерти. Он оперировал тем фактом, что по медицинскому заключению Лоретта умерла в 2.30 утра 13 января 1991 года и была привезена в больницу уже без пульса, в состоянии коллапса. Однако, на пленке видно, что девушка, несмотря на ранение, находится в сознании .В медзаключении написано, что она умерла в 7.00 после операции, однако ее мать утверждает, что уже после этого Лоретте делали кардиограмму. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что умерла она не под танками, а в больнице. Причина смерти девушки не известна. После слов Валерия Иванова слово было предоставлено Виктору Емелину – судмедэксперту высшей категории. После ближайшего рассмотрения на экране ран Лоретты, он высказал мнение, что они свидетельствуют именно о том, что нанесены танком. Иванов стал возражать Емелину, утверждая, что если бы танк весом в 46 тонн переехал эту девушку, то на месте ее ног вообще ничего бы не осталось. Дискуссия была приостановлена Николаевым, который пригласил в студию двух потерпевших той ночи.
Первый, инженер, рассказал, как он с другими мирными жителями вышел навстречу танкам , тем самым выражая протест против захвата литовского телевидения и как танк наехал на него. Его слова подтверждались видеокадром, на котором была изображена Лоретта под танком и какой-то человек, которым, по словам инженера, был он.
Другой свидетель, Рулас Романовичус, студент 5-го курса Вильнюсского университета, утверждает, что видел, как советские десантники избивали женщин и детей. Один из десантников нацелил автомат и в него, но Руслас сумел опустить ствол вниз, и таким образом пуля попала ему в ногу. Медицинские бумаги, которые принес собой потерпевший, подтверждали, что он лечился в Венгрии и Германии, но одна пуля разорвалась на мелкие осколки, и они до сих пор находятся в ноге.
После слов потерпевших ведущий вновь обратился к В. Иванову с вопросом, считает ли он по-прежнему, что советские десантники не избивали мирных жителей, или нет. Тот ответил: «...Почему этих людей не было на суде, когда я получал годы? Почему они находятся здесь, на телепередаче, когда у меня каждая секунда на счету?..»
«Затем – снова бегущий текст: «...В студии “Независимого расследования” эксперты и участники событий, анализируя кадры видеохроники, подтверждают акт применения войсками стрелкового оружия и бронетехники...» В формулировке ничего определенного и четкого, она корректна и никто не говорит: было доказано, что Лоретта Агонавичути погибла под советским танком. Но факты применения советскими десантниками силы и оружия были зафиксированы на пленке, и опровергнуть это невозможно.
Закончилась передача как бы пророчески. Один из зрителей произнес несколько фраз, выведя проблему на более крупный социальный план. Он спросил Николаева, уверен ли он как журналист НТВ, что не войдут сейчас в студию люди с автоматами, не выключат рубильник и не запретят все, что здесь происходит? Ведущий ответил, что полной уверенности у него нет, и уже сам задал вопрос залу: если такое случится, выйдут ли они, как тогда литовские граждане, на защиту своего телевидения и своей свободы?..»
Мы вкратце описали сюжет одного выпуска, посвященного немаловажным событиям времен перестройки.
Сюжет сложился из следующих элементов:
1) телемост с Вильнюсом;
2) выступлений пострадавших;
3) свидетельства приглашенных в студию людей, имевших какое-либо отношение к делу;
4) демонстрация взятых заранее интервью с людьми, имеющими отношение к делу;
5) показ подготовленных заранее видеосюжетов;
6) просмотр готовых видеорядов;
7) бегущий текст.
Разнообразие содержательных элементов, на которых была построена программа Н. Николаева, говорит о том, что готовилась она довольно тщательно и продуманно. Ведущий был готов представить материал по разным аспектам дела, которые рассматривалось в студии. Поэтому, несмотря на то, что создавалось впечатление свободно идущего в студии разговора, никак не запланированного, проходил он в намеченных рамках.
Вероятно, у многих, смотревших ток-шоу Н. Николаева, сложилось представление о том, что присутствуют они, скорее, при судебном разбирательстве, чем при расследовании.
На то, что «Независимое расследование» построено по модели судебного разбирательства, а не следственного действия, намекает уже оформление названий. Они исполнены особым шрифтом, имитирующим шрифт старой печатной машинки, и представляют ток-шоу как импровизированное судебное разбирательство. А оно по своему характеру, целям отличается от следствия и, в частности, от журналистского расследования. Ведь процесс расследования – это в первую очередь поиск, сбор фактов, выявление документов, мнений.
Этот процесс был завершен прежде, чем журналист и зрители оказались в студии. Подготовлены видеосюжеты, изучена проблема, демонстрируются документы, подтверждающие ту или иную точку зрения. Некоторые элементы непосредственного следствия, конечно же, в ток-шоу присутствуют. Например, одного из участников передачи могут попросить пройти тест на детекторе лжи. Изучение кадров видеопленки, предоставленной на суд зрителей, – тоже процесс следствия. Однако в студии нет достаточных условий для того, чтобы устроить настоящее следствие: ни времени, ни специалистов, ни подходящей техники. Поэтому элементы следствия присутствуют лишь для привлечения внимания, для эффектности зрелища.
3.2.В нашей работе мы так же рассмотрели некоторые выпуски газеты «Совершенно секретно».
«Газета «Совершенно секретно»
была придумана знаменитым писателем
и журналистом Юлианом