Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить процесс разработки стратегии организации, в связи с чем можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
2. Проанализировать концепцию многоуровневого развития фирмы;
3. Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Правила и процедура разработки стратегии. 5
1.2. Выстраивание стратегической пирамиды. 5
1.3. Стратегическое управление организацией 8
1.4. Стратегическое планирование в организации 13
1.5. Концепция многоуровневого развития фирмы 17
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.1. Социально-экономический портрет Унечского района как среды 19
2.2. Организационно-экономическая характеристика и анализ деятельности МУП-35 23
2.3. Анализ внешней среды МУП №35 31
2.4. SWOT–анализ МУП №35 34
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 37
3.1. Основные направления совершенствования разработки стратегии 37
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии МУП №35 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.Анализ внутренней среды.
Вскрывает те внутренние возможности
и тот потенциал, на который
может рассчитывать фирма в
конкурентной борьбе в
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов – определение миссии фирмы; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей. (19, c.95)
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:
Некоторые руководители не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Для них эта миссия кажется очевидной – получение прибыли. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляет
собой полностью внутреннюю
Долгосрочная цель имеет
горизонт планирования приблизительно
равный пяти годам. Краткосрочная цель
в большинстве случаев
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если они правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения. Анализ и выбор стратегии. Этот процесс считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию.
Ограниченный рост. Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.
Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
Сокращение. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
Выполнение стратегии
является критическим процессом, так
как именно он в случае успешного
осуществления приводит фирму к
достижению поставленных целей. Очень
часто наблюдаются случаи, когда
фирмы оказываются не в состоянии
осуществить выбранную
Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.
В процессе реализации стратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:
При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.
В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Планирование вызывает все
больший интерес у
Сначала обратимся к рассмотрению
организационного поведения коммерческих
и некоммерческих организации. Это
необходимо потому, что имеется тесная
связь между стилями
Коммерческие и некоммерческие
организации демонстрируют
Приростный стиль поведения
организации, как показывает само название,
характеризуется постановкой
Предпринимательский стиль
поведения характеризуется
Коммерческие и некоммерческие
организации гораздо реже прибегают
к предпринимательскому стилю поведения,
чем к приростному. Некоммерческие
организации используют предпринимательский
стиль только на ранних стадиях своего
развития, когда они определяют круг
своих задач, формируют организационную
структуру, т.е. в тот период, когда
они формируют свою социальную значимость.
На следующем этапе они, как правило,
переходят к приростному
Организации, придерживающиеся
разных стилей поведения, существенно
отличаются по своим характеристикам.
Например, фирма, придерживающаяся приростного
стиля поведения, видит свою цель
в оптимизации прибыльности, ее организационная
структура сравнительно стабильна,
работа ведется в соответствии с
ходом технологического процесса переработки
ресурсов, экономия на масштабах производства
считается главным фактором эффективной
деятельности, а сами ее виды слабо
увязаны между собой, управленческие
решения представляют собой реакцию
организации на возникшие проблемы
с запаздыванием по отношению
к моменту их появления. Те же характеристики
у организации, придерживающейся предпринимательского
стиля поведения, выглядят по-другому:
цель - оптимизация потенциала прибыльности,
организационная структура
Опыт реорганизации систем
управления коммерческими организациями
показывает, что переход от одного
стиля поведения к другому
связан с глубокими изменениями,
требует много времени и
Информация о работе Разработка стратегии организации МУП №35