Реализация тактики ссылки на авторитетное мнение в казахстанских СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 19:27, статья

Описание работы

Переход к антропоцентрической парадигме языка, активное развитие в лингвистике коммуникативно-прагматического подхода привело к исследованию речевой ситуации, участников общения, интенций и стратегий коммуникации. Формирование прагмалингвистики происходило в пределах философии языка, но по мере своего развития все более тесно соприкасалась со сферой его функционирования. В рамках новой науки актуальным становится не предложение, а речевой акт как минимальная коммуникативная единица речи. Вслед за Н.Д. Арутюновой мы понимаем под речевым актом целеустремленное речевое действие, которое происходит в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единицу нормативного социоречевого поведения, которое рассматривается в пределах прагматической ситуации [Арутюнова, 1988, с. 48].

Файлы: 1 файл

статья моя в Челябинск.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТАКТИКИ ССЫЛКИ НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ В КАЗАХСТАНСКИХ СМИ

У.И. Глазко, О.К.Андрющенко

Павлодарский государственный педагогический институт

In the article are considered the tactics of reference to the authoritative opinion important for argumentation in the media. The author classifies references by type of a source, marking out the source of person and the source of normative deed. 

                                                                         

Переход к антропоцентрической парадигме языка, активное развитие в лингвистике коммуникативно-прагматического подхода привело к исследованию речевой ситуации, участников общения, интенций и стратегий коммуникации. Формирование прагмалингвистики происходило в пределах философии языка, но по мере своего развития  все более тесно соприкасалась со сферой его функционирования. В рамках новой науки актуальным становится не предложение, а речевой акт как минимальная коммуникативная единица речи. Вслед за Н.Д. Арутюновой мы понимаем под речевым актом целеустремленное речевое действие, которое происходит в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единицу нормативного социоречевого поведения, которое рассматривается в пределах прагматической ситуации [Арутюнова, 1988, с. 48].

В русле исследований речевого акта назрела необходимость рассматривать конкретную реализацию данного акта в речи, в связи с чем в структуре коммуникации выделяют стратегии как «совокупность речевых действий, направленных на решение коммуникативной задачи говорящего. Стратегия реализуется посредством речевых тактик, понимаемых как конкретные речевые ходы в процессе осуществления речевой стратегии» [Сковородников, 2004, с. 6].

Таким образом, понятие речевая стратегия и речевая тактика взаимосвязаны как род и вид, так как тактика соотносится не с коммуникативной целью, а с набором отдельных коммуникативных намерений.

 В нашей работе будет проанализирована речевая тактика ссылки на авторитетное мнение в рамках коммуникативной стратегии аргументации на материале казахстанских газетных текстов. Основной функцией газетного текста является функция воздействия с целью формирования общественного мнения на ту или иную ситуацию в сфере политики, культуры, быта и т.д. Исходя из этого, автору статьи необходимо представить доказательную базу представленных материалов, потому одной из наиболее важных стратегий, используемых в СМИ, является стратегия аргументации, так как без доказательств правдивости излагаемого материала не будет реализована функция воздействия, а также базовая функция информативности, что, в конечном счете, будет свидетельствовать о несостоявшейся коммуникации.

Необходимо взять во внимание и то, что репутация любого издания находится в прямой зависимости от достоверности сообщаемых им фактов, и неточный материал способен дезориентировать читателя и, как следствие, привести к судебному иску против редакции.

В газетных текстах казахстанских изданий стратегия аргументации в большинстве своем реализуется при помощи тактики ссылки на авторитетное мнение. Под ссылкой мы понимаем атрибуцию информации, ее персонификацию (при ссылке на источник–лицо). При использовании  ссылок автор преследует следующие цели: подтвердить точность и надежность фактов; представить информацию как объективную за счет того, что автор находится как бы над ситуацией, вводя в повествование первоисточник, апеллируя к его знаниям, осведомленности, степени его полномочий и т.д. Использование ссылок на авторитетное мнение способно расположить читателя к восприятию нужной информации, так как читатель в большей степени склонен доверять информации, подкрепленной цитатой авторитетного лица / документа. При этом очень важно определить понятие авторитетного мнения. В словаре С.И. Ожегова дается следующая дефиниция слову «авторитетный»: «2. Заслуживающий безусловного доверия. 3. Не допускающий возражений.»

Важным для нас является первое значение данной лексемы. Безусловное доверие необходимо заслужить, либо представить информацию так, чтобы заинтересовать читателей, так как для читательской аудитории ссылка на авторитет является первостепенной при подтверждении правоты слов автора. Рассматривая целевую аудиторию читателей газетных текстов, нужно отметить, что, в основном, это люди старшего возраста. Анализируя возрастную аудиторию с точки зрения речевого воздействия,  И.А. Стернин приходит к выводу, что большую заинтересованность газетной информацией проявляют люди старшего возраста, которые рассматривают печатные тексты как наиболее приемлемые: «Аудитория старшего возраста характеризуется преобладанием интересов, связанных с повседневным бытом и воспитанием молодежи. Для этой аудитории характерен высокий интерес к общественно-политической тематике. Люди пожилого возраста больше доверяют газетам, чем какому-либо другому источнику информации, и обычно хорошо информированы о том, что содержится в последних газетах. Люди старшего возраста ждут четкого указания источников информации» [Стернин, 2004, с. 175].

Автор газетного текста, ссылаясь на тот или иной авторитет, руководствуется стремлением аргументировать информацию, подать ее наиболее полно, объективно, правдиво. Исходя из вышеперечисленных мотивов, представляется возможным привести следующие принципы, которыми руководствуется автор при отборе авторитетных источников: 1) авторитет должен обладать полномочиями при оглашении тех или иных фактов, при этом полномочия заключаются в степени владения необходимыми знаниями, умениями, навыками в той или иной сфере человеческой деятельности; 2) авторитет должен восприниматься как истина в высшей инстанции, такие авторитеты зачастую представляют собой письменные источники нотариально заверенные, имеющие законное основание своего авторитета, либо религиозные книги, относящиеся к всемирно признанным религиям.

Рассмотрим источники ссылки на авторитетное мнение. На основе изученного нами материала мы выделяем следующие типы источников: источник-лицо, источник - нормативный документ.

Источник-лицо также может подразделяться на два подтипа: лицо, названное конкретно  и лицо названное обобщенно.

Например:

1) По словам начальника управления энергетики и коммунального хозяйства Сунгата Есимханова, 3,3 тысячи бюджетных организаций потребляют 3 % электроэнергии в области. «Звезда прииртышья» №112 (17911) 2009г. В данном отрывке приведен пример ссылки на авторитетное мнение с указанием источника-лица, оговариваются имя и фамилия, сфера его деятельности и должность данного лица. Этим подчеркивается, что данное лицо действительно обладает полномочиями озвучивать факты, связанные с его непосредственной деятельностью, поэтому его мнение расценивается как авторитетное.

2) Как стало известно «Свободе слова», на проходящем сейчас в Степногорске процессе все было поставлено с ног на голову. Так утверждают близкие подсудимых, рассказывая о невероятных метаморфозах следствия, согласно которому заключенные изолятора сами напали на своих охранников, желая убедить их в своей правоте. «Свобода слова» №36 (231) 2009г. В данном примере представлена ссылка на источник-лицо, вернее группу лиц, которые названы обобщенно, так как автору в данном случае важны не сами эти лица, а их отношение к виновникам процесса. Авторитет базируется на противопоставлении простых граждан и, как утверждается в статье, «коррумпированных представителей власти». Автор статьи В. Сурганов поддерживает авторитет близких подсудимым людей, заявляя, что процесс может разрешиться «либо официально, либо правдиво», тем самым приравнивая понятия официальный = лживый, имплицитно используя тактику «игра на снижение авторитета», за счет чего мнение простых граждан в противовес официальным лицам выступает наиболее авторитетно. Отметим, что зачастую такие ссылки употребляются в оппозиционных газетах, от содержания которых зависит и выбор авторитетных лиц.

 Ссылка на источник - нормативный документ характеризуется тем, что автор не просто дает отсылку к тому или иному нормативному документу, но и зачастую цитирует его с целью большей убедительности либо кратко формулирует основное положение данного документа.

Например:

3) Мы считаем нужным сообщить, что, публикуя критические материалы, действуем в рамках статьи 20 Основного закона и аналогичной статьи 2 Закона РК «О средствах массовой информации». В обоих законодательных актах гарантируется свобода слова.  «Казахстанская правда» № 242 (25689) 2008г. В приведенном примере автор отстаивает свои права, повышая свой авторитет за счет ссылки на нормативный документ. Ссылка на законодательные акты достаточно распространенна в  газетах Казахстана, так как данный источник признается наиболее авторитетным.

Таким образом, тактика ссылки на авторитетное мнение является наиболее удачной тактикой в стратегии аргументации. Объем статьи не позволяет сделать полный анализ данной тактики, ограничимся лишь указанием процентного соотношения употребления данной тактики в СМИ Казахстана. Наиболее частотно употребление ссылки на источник-лицо, в общей сложности 70% от общего количества тактики ссылки на авторитетное мнение. Процент употребления ссылок на нормативный документ равен 30%.

Нужно отметить,  что ни одна статья, содержащая важную/новую, общественно-значимую информацию не публикуется без ссылок на  авторитетное мнение, так как указанная тактика позволяет не только определить специфику аргументации в СМИ, но и  выявить тончайшие оттенки значения ссылки, где зачастую тип ссылки позволяет автору реализовать тактики, играющие на повышение или снижение авторитета источника.

 

 

Литература:

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений (Оценка, событие, факт). – М.: Наука, 1988, С. – 339.

2. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», речевой жанр» в практике терминологической  лексикографии // Риторика – Лингвистика: сб. статей. Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. - С. 5-11

3. Стернин И.А. Фактор адресата в речевом воздействии // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 1. – С. 171-178.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реализация тактики ссылки на авторитетное мнение в казахстанских СМИ