Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и «Новые известия» за 2004 - 2006 г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы. Основная цель данной работы - определить закономерности развития, функции и виды репортажа в современной газете. Цель исследования продиктовала необходимость рассмотрения следующих задач:
1. Проанализировать проблемно-тематическое содержание репортажных материалов в исследуемых газетах
2. Изучить творческую лабораторию ведущих репортёров, оценить их вклад в формирование информационного облика каждого канала СМИ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности и виды репортажа в газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»
Глава 2. Мастерство подготовки репортажа
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правда Востока, Новые издания.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Новым формой репортажа  является репортаж-расследование. Здесь  журналист, следуя канонам журналистского расследования, стремится через  возможности репортажа воссоздать событийность всего расследовательского процесса. По сути, в таком материале как бы синтезируются элементы репортажа и расследования. Так, в публикации «Закладывать – себе дороже» автор Н. Дзись-Войнаровский повествует о своём походе в ломбард, в ходе которого он как бы в живую передаёт всё лично увиденное. При этом увиденное позволяет ему выявить тенденцию развития ломбардного бизнеса в современной России. В ходе повествования журналист расследует целую цепочку механизма работы ломбардных точек. В первой части репортажа автор передаёт своё личное первое впечатление от контакта с представителями этого бизнеса: «Не скажу, что я с радостью пошёл в ломбард. Ещё со школы я помнил – Бальзак называл такие заведения «мрачными друзьями юности». Достоевского они вдохновили на образ старухи процентщицы, а мама говорила, что ломбард – это дно. На дне оказалось совсем не страшно: прозрачные двери, яркое освещение, скучающий охранник, информационный стенд и два окошка. Позже для сравнения я посетил ещё несколько «мрачных друзей юности», и все они выглядели если не респектабельно, то, по крайней мере, вполне прилично. Многие ломбарды расположены в помещении ювелирных магазинов. Процентщицы, а точнее, оценщицы – специалисты по оценке ювелирных изделий – оказались не злобными старухами, а молодыми симпатичными девушками. Впрочем, возраст экспертов от пункта к пункту колеблется, но все специалисты почему-то женского пола. Рассмотрев цепь в лупу, взвесив её и проверив кислотой, девушка приветливо заявила: «Можем оформить кредит сроком на месяц на 1100 рублей под 12%. – «Сколько?1 1100 рублей – это меньше 40 долларов, а её покупал за 124!». »16

По сути, первая часть материала полностью содержит в себе все элементы репортажа. Вторая же часть, озаглавленная как «Золотой бизнес» полностью посвящена исследованию нового бизнеса в России. «За последние семь лет количество ломбардов в России увеличилось с 700до 2000. Ежегодные обороты этого бизнеса – 150 тыс.долларов, а доходность – 50% годовых. Средний столичный ломбард стоит около 50 тыс. долларов и приносит в месяц около 12 тыс. «зелёных». 90% прибыли зарабатывается на золоте. Бизнес-моделей в этой области две. Первая – открыть ломбард в самом центре жилого района, скупить как можно больше золота у местного населения и закрыться. Ломбард, в который обратился корреспондент «НИ», видимо относился к этому типу. Вторая – стимулировать посетителей выкупать свои вещи, сформировать постоянную клиентуру и приносить регулярный доход. В таких ломбардах ставки по кредитам ниже, и их сотрудники часто идут навстречу клиентам, не продавая имущество даже по истечении всех предусмотренных законом сроков».17

По своей тональности  и нацеленности на исследование к  репортажу-расследованию близок другой его вид – репортаж-раздумье. Не утрачивая своей оперативности. Наглядности, «эффекта присутствия» такой репортаж вместе с тем представляет собой развёрнутую авторскую оценку, его размышления. По сути. В таком материале все элементы репортажа выступают в сочетании с глубинным анализом сущности отображаемого. При этом авторское «я» обязательно присутствует в материале. Таким, к примеру, представляется репортаж « Фемида » любит начальников» в «НИ» за 18 февраля 2003 года. В данном репортаже речь идёт о вручении высшей юридической премии в той хронологической последовательности, в которой проходила сама церемония. По ходу повествования автор вкрапливал в текст свою оценку, мнение-раздумье в форме эмоциональных отступлений: « Изучая списки лауреатов (высшей юридической премии) за семь лет (почти сто человек), я увидел, что заветной бронзовой статуэтки (а также компьютера в придачу) удостоились все председатели наших федеральных судов, а также их заместители, помощники президента РФ и даже президенты иностранных государств. В то же время ни разу не удостоились «высокой чести» такие знаковые для нашего времени фигуры и организации, как один из авторов судебной реформы С.Пашин».18 В этом небольшом эпизоде представлены небольшие фрагменты социального опыта и отдельные образы. Автор факты реальной действительности размещает в контекст отдельных образов, что создаёт новый слой оценочной информации. Её в психологии называют рефлексивной – от слова «рефлексия» в его буквальном значении: в переводе с позднелатинского оно обозначает «обращение назад».19 В данном примере размышления журналиста служат не только воспроизведению событий, из которых складывается вся картина, не только воспроизведению облика героев, но и воссозданию всей атмосферы происходящего вплоть до деталей.

Автор наглядно демонстрирует  свою включённость в событие при помощи лирико-публицистических отступлений, обладающих своей конкретно-чувственной природой: « Справедливости ради надо сказать, что среди номинантов, особенно в прошлые годы, были всё-таки фигуры, широко известные обществу».20

Таким образом, можно заключить, что функциональные и видовые возможности репортажа в полной мере реализуются журналистами «Новых известий». «Правда Востока» же, к сожалению, использует лишь информационные факторы репортажа, что значительно снижает действенность материалов такого рода. В узбекской газете в основном встречаются событийный и реже познавательный репортажи.

 

Глава II. Мастерство подготовки репортажа

 

Эффективность любого журналистского материала в первую очередь зависит  от профессионального мастерства, компетентности автора. Это особо проявляется в труде репортёра. «Репортёр - не пассивный зритель или наблюдатель, он исполняет главную роль « достань-принеси новости. У него должна быть активная гражданская позиция. «Меньше нравоучений, больше сопереживаний» - это непреложное качество хорошего репортажа»21. Самое сложное для репортёра – создание «эффекта присутствия». Для маститых журналистов это – само собой разумеющееся. Для новичков – непреодолимый барьер. И всё же журналисты, несмотря ни на какие преграды, стремятся вновь и вновь в каждом репортаже добиваться поставленной цели.

Мастерство репортёров «Правды Востока» нацелено, прежде всего, на достижение достоверности отражаемого события. К примеру, в событийном репортаже «Неисчерпаемые возможности предпринимательства» в номере за 24 марта 2006 года автор Д. Аипова рассказала читателям о ходе республиканского этапа конкурса «Ташаббус». Её творческая удача в создании «эффекта присутствия» заключается в использовании журналистского «я» в нужном месте: «У стенда с лакокрасочной продукцией сразу подумалось о лете- поре, когда обычно делают ремонты в квартирах ». Кроме того, в репортаже говорят сами участники конкурса. К примеру, в первой части репортажа говорит фермер из столичной области:

«- В 1991 году мы начинали работать в качестве частного малого предприятия. ….

В 2000 году стали фермерским хозяйством. Выращиваем кур, крупный  рогатый скот, корма на 30 гектарах земли. Производим около 30 видов вареных  колбасных изделий, 15 видов копчёных, а также около 10 видов макаронных изделий. В 2005 произвели 183 тонны мяса. Поставляем продукцию во все города республики. В прошлом году открыли в Ташкенте четыре фирменных магазина, в которых продукция реализуется по цене производителя. Но мы не хотим стоять на месте, работаем над расширением ассортимента»22.

Здесь хотелось бы отдельно сказать об общих недостатках  в работе узбекистанских репортеров. Представляя оперативный и актуальный репортажи, они ,всё же, не обращают внимание на такие детали и элементы, которые и делают материал репортажем. В том же репортаже из дома известного академика Г.Пугаченковой в «Правде Востока» за 23 марта 2006 года , автор не смогла выйти за рам Ки официальной встречи. Конечно же, послы Германии и Франции – люди сугубо официальные. Но ведь встреча- то проходила не в посольстве, а в домашней обстановке. Здесь-то и представлялась журналисту возможность для творческого поиска, нахождения оригинальных мыслей, поворотов в ходе самого события. По всем параметрам материал получился лишь правильным, но не прекрасным и тем более, творчески оригинальным. А ведь правильно и прекрасно – категории в журналистике совершенно разные. Сухое протокольное изложение текста во многом «смазало» впечатление читателей об интереснейшей встречи не просто послов, но и людей науки, учёных в сфере философии и права. Наверняка, в ходе встречи Г.Пугаченкова и послы много говорили об известных исторических событиях и личностях, о достопримечательностях и удивительных качествах народов трёх стран. Живое общение, открытость человеческих сердец, к сожалению, были обойдены журналистским вниманием.

«Сделано в Узбекистане» - так называется событийный репортаж в «Правде Востока» за 7 марта 2006 года. В нём журналист рассказывает о микроавтобусе новой модификации «Дамас В-150», который сошел с главного конвейера Асакинского автозавода. В репортаже полностью показан весь конвейерный ход производства нового отечественного автомобиля. Репортёр вместе сор специалистом завода И. Ашуровым прослеживают технологический процесс. Представитель завода по необходимости разъясняет журналисту отдельные звенья технологической цепи:

«- Теперь кузов подхватывается «подвесками», - обращает наше внимание на робот менеджер по стандартизации Ильхом Ашуров. – Начинается работа под кузовом. Чуть позже будут установлены мосты и двигатель, которые собираются на отдельной линии»23.

Далее журналист стремится  самостоятельно описать характеристики нового автомобиля: « Вот он «Дамак В-150», поднимается на эстакаду, обувается в резиновые «башмаки». Сверкающие диски отечественного производства. Изготавливают их всего в полусотне километров от Асаки – в Ферганском областном центре. Привлекает внимание комфорт и дизайн «В-150». Он на 265 мм длиннее старого образца. Новая модель отличается более сорресенной отделкой интерерв. Водитель-испытатель заводит двигатель и миниатюрная «карета» уже своим ходом разворачивается на последнюю прямую – третий участок. Где проводятся диагностика, делаются окончательные регулировки. И ещё одна тщательная последняя проверка – и авто выходит за ворота гигантского сборочного цеха. Далее «Дамас В-150» ждёт заводской трек - специальная испытательная дорога».

Столь подробная выдержка из репортажа приведена не случайно. В ней, несомненно, приведены все  технические параметры новинки. Однако автор не удосужился сказать о самом главном – насколько комфортно себя почувствует в новом автомобиле водитель и пассажиры. Автор не удосужился сесть сам вместе со специалистами завода в машину, проехаться с ними по треку и передать собственные впечатления и наблюдения. Такой поход к делу во много крат повысил бы эффективность репортажа. Здесь следует обратить внимание и на использование автором соответствующей специальной терминологии. Что значит резиновые башмаки? Авторский ответ вроде бы есть: «сверкающие диски отечественного производства». У несведущего читателя такое объяснение вызывает другую ассоциацию - о компактных компьютерных дисках. Здесь – то и нужно было ему объяснить, что речь идёт о дисках колёс. Также непонятно что такое «подвески», которые подхватывают кузов. В первоначальном значении слова «подвески» означает предмет женского туалета – ювелирное украшение. Использование такой терминологии в переносном значении должно было быть разъяснено автором. К сожалению, таких разъяснений в тексте нет.

В целом, репортаж, посвященный презентации нового микроавтобуса получился слишком уж «технологичным», т.е. в тексте присутствуют описание конвейерного процесса, технических характеристик, приведено очень много статистических данных, но нет самого главного – человека, соотнесённости новой марки автомобиля с человеческими потребностями .Ведь, в конечном счёте, материал обращённый к живому человеку и должен быть нацелен на его умонастроения, интересы и запросы.

В «Новых Известиях» публикуются репортажи, в которых суждение автора выступает как мнение компетентного специалиста. Яркой представительницей мастер-класса в «НИ» является Елена Ямпольская, театральный критик, настоящий мастер своего дела.

Её репортаж «Постой, паровоз, не стучите, колёса …»24 - являет собой пример профессионального отношения к объекту журналистского исследования, хотя сам автор и не претендует на звание театрального критика. Её субъективная позиция достаточно обоснован: « Сформулируем вопрос иначе: понравилась ли «Анна Каренина» Андрея Житинкина лично, например, мне? Ответ будет: очень. Очень понравилась. Ибо я никогда прежде не предполагала, что смогу хохотать над лучшим (на мой взгляд) романом Льва Николаевича, а вот Андрей Альбертович предоставил нам всем такую возможность».25

Публикация содержит в себе также и из интервью с режиссёром постановки, где представлен развёрнутый рассказ о премьере спектакля на Малой Бронной. В ходе репортажа журналист стремится раскрыть личностные качества каждого своего героя, мотивацию их поступков через психологический анализ. Он здесь применяется как инструмент, помогающий создать рельефные образы актёров и героев, отобразить социально-нравственный, сложный мир театра. Приёмы анализа автора следующие:

- через изображение  действий героев раскрываются особенности их характеров. Например: « Итак, Каренин ориентирован нормально, но человек он действительно малосимпатичный. Карикатурный, анекдотичный персонаж, который заламывает руки, заплетает ноги, рыдает, по-цыгански встряхивая плечами, пронзительно вскрикивает и столбенеет от дурных известий как подстреленный»26;

- здесь же автор  дает оценку игре актеров: «Зато  Крюкова не просто украшает  сцену, но ещё и прилично  работает»27;

- средствами психологического анализа автор исследует сложную творческую жизнь актёров и режиссёров на сцене: « Житинкин согласился прийти к Когану наёмным служащим, с громкой должностью и полным отсутствием всяких прав, то есть сам себя поставил в дурацкое положение, за что и был наказан»28;

Информация о работе Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и «Новые известия» за 2004 - 2006 г.г.)