Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:12, курсовая работа
Тема курсовой заключается в рассмотрении деятельности российской императрицы Екатерины II в области создания и издания сатирических журналов. Эта тема достаточно хорошо изучена в настоящее время, но это не умаляет ее важности для развития современной журналистики. Как известно, без знания прошлого не будет будущего, поэтому подобного рода работы помогают лучше узнать об истоках зарождения журналистики в России, проследить тенденцию ее развития, и таким образом избегать ошибок прошлого в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Идеи Просвещения в России……………………………………… 5
Глава 2. Журнал «Всякая Всячина» Екатерины II.………………………. 8
Глава 3. Развитие российской периодики………………………………… 11
Заключение…………………………………………………………………. 15
Список литературы………………………………………………………….. 16
Журналистика заняла такое место в русской литературе XVIII века потому, что Екатерина поощряла е различными способами, помогая рождению изданий, принимая конкретные меры по печатанию книг и журналов. Любой человек, желавший основать типографию, имел на это право, согласно указу от 1783 года, при условии регистрации в полиции. Конечно, существовала какая-то цензура: было запрещено критиковать религию, власти или оскорблять нравственность. Но такая цензура, как правило, осуществлялась самими издателями, старающимися избегать всякой темы или автора, из-за которого могло последовать запрещение издания. Иногда местные полицейские органы, больше движимые своими собственными убеждениями, чем ясными директивами, играли роль цензоров. Лишь в 1796 году Павел I ввел цензуру как учреждение.
Императрица поощряла переводы 6произведений иностранных авторов, что сыграло немаловажную роль в развитии русской культуры. «Кружок переводчиков» в 1762 году совершил удивительную по объему работу. По его инициативе были переведены и вскоре поступили в продажу десятки книг. Среди них – произведения, разнообразные по жанру, представляющие культуру разных стран. Аббар Прево Экзиль, Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг, Джонатан Свифт, волшебные сказки, рассказы на мифологические темы и многие другие произведения способствовали созданию национальной литературы, развитие которой в России шло путем подражания, что вместе с тем привело к замечательному обогащению русской культуры, даже если сначала этот процесс проходил беспорядочно. В западноевропейской прозе, ставшей доступной благодаря переводам, русские авторы заимствовали сюжеты, жанры и технику изложения, приспосабливая их к своему языку и культурному окружению.
Так, в русской литературе появился жанр «иронического изложения», позаимствованный у Поля Скаррона, и переданный разговорным языком, украшенным народными поговорками. Лучше других эту тенденцию выразил Михаил Чулков, знаменитый автор «Пересмешника», настоящего «бестеллера» того времени. По предложению Екатерины он применил свой талант так же в области журналистики, основав сатирический еженедельник «И то, и сио». Он был основным, но не единственным сотрудником этого издания.
В 1769 году Чулков сменил «И то, и сио», который публиковал главным образом развлекательные рассказы, на ежемесячный журнал «Парнасский щепетильник». В нем к литературной прозе прибавились материалы, предназначенные для более глубокого осмысления. Но успеха эта замена не имела: время русских толстых журналов, столь распространившихся в XIX веке, еще не наступило, однако показательно то, что проект такого издания относится к 1770 году.
Интеллектуальный либерализм Екатерины II в первые десятилетия ее царствования способствовал появлению рационалистического мышления, черпающего свое вдохновение в трудах французских философов.7 После публикации «Наказа» профессора Московского университета и высокопоставленные государственные чиновники решились изложить свои виды на будущее России, причисляя себя к вольтерьянству. Так, Семен Десницкий, профессор права Московского университета, высказал предложения о политических реформах, вдохновленных английской системой, в своем «Докладе об установлении законодательной власти в России». То же можно сказать о конкурсе, организованном «Вольным экономическим обществом», создание которого получило поддержку императрицы; тема для обсуждения была сформулирована так: «Право крепостных на обладание землей». Победитель конкурса горячо защищал это право. Примечательно, что эта весьма свободная дискуссия состоялась в 1766 году, незадолго до того, как тот же вопрос разделил самым драматическим образом членов Большой законодательной комиссии.
Говоря об этом достижении общественной мысли, следует упомянуть утопический роман князя Щербатова «Путешествие в землю Офирскую», написанный в 1788 году частично по мотивам «Приключений Фенелона». В этом произведении автор совместил, с одной стороны, ностальгическое видение золотого века, где самодержавие ограничено высшей аристократией, где общество упорядочено иерархическим способом, где всеобщее процветание является результатом мифической организации общества, а с другой стороны – сугубо современные политические предложения: изобретательный принцип и введение конституционной монархии. Эта некоторая непоследовательность отражает ускоренное развитие идей, связанное с увеличением количества литературных и философских моделей, неожиданно предложенных русскому мыслящему обществу.
Заключение
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепосных крестьян). В губернских городах возникают главные, а в уездных – малые народные училища.
История правления Екатерины II - это история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Благодаря деятельности императрицы, в России наконец-то появилась периодическая печать, и относительная, но реальная свобода слова и мнения. Разумеется, не все было гладко, но, тем не менее, оглядываясь в прошлое, на эпоху правления Екатерины II, можно с уверенностью утверждать, что эта великая женщина дала толчок к развитию духовности в стране, открыла необозримые границы литературы и искусства, поставила Россию в один ряд с европейскими странами. Более того, она наладила прямые контакты с знаменитейшими мыслителями эпохи Просвещения.
Журналистика продолжила свое существование даже после кончины Екатерины II, переживала свои взлеты и падения, как и все в этом мире, но неизменным оставалось одно – то, что Екатерина заложила в основу периодических изданий, осталось, и неустанно напоминает о себе. Кто знает, быть может, без Екатерины II в наши дни и не было бы столь развитой журналисткой деятельности, которую мы имеем в данный момент.
Екатерина II была незаурядной и неподражаемой женщиной. Она – первый монарх, который ввел в России журналистику и иностранную литературу, и внесла тем самым неоценимый вклад в историю и духовную культуру России.
Список литературы:
1 де Мадариага, И. Россия в эпоху Екатерины Великой/ И. де Мадариага – М.:Новое литературное обозрение, 2002. – С.457.
2 Аксёнова, М. История России и ее ближайших соседей, от дворцовых переворотов до Великих реформ/ М. Аксёнова – М.: Астрель, 2006. – С.105.
3 Левин Ю.Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII в. //Эпоха просвещения: из истории международных связей русской литературы. Л., 1967.С.44.
4 Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1951.С.16.
5 Каменский, А.Б. Под сению Екатерины, вторая половина XVIII века/ А.Б. Каменский – СПб.; 1992.С.101.
6 Д’Анкосс, Э. Екатерина II: Золотой век в истории России/ Э. Д’Анкосс – М.: РОССПЭН, 2006. – С.78.
7 Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой/ А.Б. Каменский – М.: 1997.С.56.
Информация о работе Роль Екатерины II в создании сатирических журналов