Роль и место фотографии в современном СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

По мере активного применения фотоиллюстраций в средствах массовой информации стали формироваться и жанры фотожурналистики – фоторепортаж, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюрморт, фоторепродукция, фотоочерк.
Актуальность нашей работы заключается в том, что фотография в современной журналистике – не просто остро востребованный аудиторией жанр, но и жанр, обеспечивающий более эффективную передачу и восприятие информации в условиях все возрастающих информационных потоков, а также компенсирующий относительные недостатки чисто текстовой коммуникации.

Файлы: 1 файл

ЗЮКОВА курс2 Новая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Фоторепортаж является основной формой подачи изобразительного ряда в современной периодике. К нему близок публицистический жанр фотозарисовки. Важно, что фоторепортаж может быть представлен как серией фотографий, так и одной единственной работой. В первом случае читатель получает возможность оценить событие в действии, что очень важно при восприятии материала. Причем, процессы чтения и просматривания фотографий могут быть не связаны друг с другом. Обычно серия дается из 4-5 фотографий на полосу или 5-6 разворот. При этом учитывается размер фотографий и их ориентация по отношению к тексту. При единичной же фотографии репортаж приобретает форму фотоинформации, но все же отличен от нее, прежде всего, яркой формой, иллюзией присутствия, фазой действия, композицией. Иногда одна фотография может оказаться выигрышней для статьи, чем серия снимков. Фоторепортаж, в отличие от других информационных жанров, требует либо грамотного монтажа с текстом статьи, либо полного отсутствия текста (т.е. читателю предлагается только зрительный ряд, к которому возможна подпись или краткий комментарий).

Анри Картье-Брессон, один из самых авторитетных фотографов мира, стал одним из первых теоретиков и практиков современного фоторепортажа и фотожурналистики (см. Приложение 1).

Фотопортрет может быть индивидуальным или групповым. Главное, чтобы он не был мелким и не искажал внешность изображенных на нем людей. Одним из известнейших фотографов в этом жанре является Бретт Уолкер. Ему удается запечатлеть своих героев так, что просто невозможно оторвать от них взгляд: слезы, глубокий, пронзающий до глубины души взгляд, рубцы и морщины на лицах – все это фотограф передает с необыкновенном чувством жизни (см. Приложение 2).

Такой взгляд на фотожанры в прессе предлагает В.В. Тулупов. Но есть классическая теория жанров фотожурналистики, в которой все фотоматериалы делятся на информационно-публицистические (фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация) и художественно-публицистические.

Фотоинформация, фоторепортаж, фотокорреспонденция  и фотоиллюстрация - жанры фотожурналистики, которые применяются наиболее часто. Все эти жанры представляют определенный способ структурной организации сообщения (коммуникативного действия), позволяющий дать наглядное представление о событии, факте, явлении и с помощью минимального текста показать их суть. Различаются они по конкретному назначению, а также по целевому и ценностному использованию зрителем заложенной в них информации.

Как мы уже упоминали, в основе фотоинформации лежит единичный факт. В практике отечественной фотожурналистики выделяются три разновидности фотоинформации: некомментированная, комментированная и развернутая. Объем текстовой информации в них, как правило, заключается в рамки сообщения об одном факте. Различие мы находим лишь в обрисовке деталей, в тех или иных подробностях события.

Фоторепортаж подразделяется на хроникальный фоторепортаж, фоторепортаж-отчет, фоторепортаж с оценочным началом.

Фотокорреспонденция не отображает напрямую развитие какого-либо события. В ней происходит осмысление сложившегося положения дел в ходе тех или иных событий и явлений действительности, подводится результат определенных действий, дается их оценка и возможный прогноз.

От развернутой фотоинформации этот жанр отличается тем, что фиксирует не единичный факт, а раскрывает взаимосвязи между несколькими фактами и событиями.

Фотоиллюстрация дает зримый образ в момент осуществления  вербального коммуникативного действия. Т.е. смысл фотоиллюстриции не может быть понятен без пояснения текстом. В отличие от фотоинформации, здесь важна именно тематика сопровождаемого иллюстрацией текста, его смысловой стержень. Говорит это о том, что сама фотография требует комментария, изображение дополняет статью, причем не всегда событийным материалом, как в репортаже и некоторых формах фотоинформации.

Добавим, что это излюбленный жанр Екатерины Рождественской, которая является фотоиллюстратором журнала «Караван историй» (рубрика «Частная коллекция») (см. Приложение 3).

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка – предтеча фоторепортажа. Как отмечает С.Морозов2, истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок «про жизнь», с ее социальными контрастами.

Для многих фотографов передача настроения в снимке становилась лейтмотивом в их творчестве. Драма жизни отображалась лирическими, мелодраматическими, комедийными средствами.

Позднее, уже в 20-30 годы ХХ века, по-прежнему одухотворяя снимок, фоторепортеры  все же старались сочетать эмоции со строгой документальностью. Происходило обогащение фотоязыка, что и создало благодатную почву  для жанра современной фотозарисовки.

Строгая идеологичность не позволяла  жанру развиваться свободно, тем  самым вгоняя его в определенные рамки. Разновидности фотозарисовок были таковы: пейзажные лирические, информационно-познавательные.

Более продуктивно, нежели фотозарисовка, развивался в отечественной журналистике жанр фотоочерка, хотя и он часто ограничивался рамками героической драмы - жизни и судьбы человека, того или иного коллектива.

Фотоочерк – жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием  к человеку. Он призван показать человека, социальную действительность во всей полноте ее бытия и развития. Отсюда и важная функция фотоочерка – рассказать о людях и ситуациях, которые их окружают. Причем ситуация в фотоочерке – это контекст личности, ее выражение. Этот жанр фотопублицистики сегодня охватывает все слои социума. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Широко известный в России и  за рубежом фотожурналист Юрий Рост выработал своеобразный тип портретного  фотоочерка, обычно на целую полосу газеты, где вербальный текст неотрывен  от визуального. Рост публиковался в  «Литературной газете», в «Общей газете», где вел постоянную рубрику «Свободное пРОСТранство». Так, в номере от 28 января 1999 г. был помещен его «Групповой портрет на фоне века» с короткими рассказами о жителях коммунальной квартиры, о чистильщике обуви, о поэтессе Белле Ахмадулиной (см. Приложение 4).

Для жанров фоторепортажа  и фотоочерка характерен многокадровый  изобразительный ряд.

Фотопейзаж – характерен для путевых очерков, публикаций на темы экологии.

Фотонатюрморт (интерьерная съемка) – изображения новых электронных устройств, модных интерьеров, мебели, автомобилей и проч.

Фоторепродукция – копия документа, фрагмент газетной или журнальной публикации. Впрочем, сегодня документы чаще копируют посредством сканера.

Фотореклама – снимки, сделанные по лекалам рекламы, все чаще украшают информационные рубрики, посвященные стилю, культуре.

Документальная фотография – это больше вид искусства, нежели жанр фотожурналистики. Среда бытования фотодокументалистики – выставки и альбомы. По сути, это тот же фотоочерк, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Работа над некоторыми документальными проектами, такими как исследования немецкого общества Августа Зандера (August Sander), «Индейцы Северной Америки» Эдварда Куртиса (Edward Curtis) длились десятилетиями.

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж – эти жанры фотожурналистики объединяют в одном кадре несколько сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате – синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры – синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст. Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для комического и сатирического эффекта. Также эти жанры широко используются при создании рекламных материалов. Основоположником и классиком жанра фотомонтажа является Джон Хартвильд. В основном он разрабатывал антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположником же коллажа с использованием фотографий в изобразительном искусстве является художник Макс Эрнст.

Таким образом, границы  между жанрами весьма условны: фотозаметки  бывают похожи на фоторепортаж, или фотоинформация на фотопортрет. Но главное при этом должно ощущаться: собственный стиль, отсутствие «штампов».

Не стоит забывать и о том, что аудитория различных  изданий всегда диктует журналистам  свои «правила». В чем публика  заинтересована, то и будут печатать, какой фотожанр более соответствует аудиторным характеристикам, тот и будет чаще других появляться на страницах издания.

Глава II.

Как известно, от характера  аудитории во многом зависит и  характер печатных изданий и иллюстративной составляющей в нем. На примерах четырех изданий русской и зарубежной прессы мы рассмотрим, какие фотожанры на данный момент наиболее популярны в печатных СМИ; какие наблюдаются сходства и различия в использовании фотожанров в российских («Русский репортер» и «Комсомольская правда») и зарубежных (The New York Times и The Sun) газетах «серьезного» и «желтого» типа; как визуально освещаются актуальные события (в нашей курсовой примером служит взрыв на ежегодном Бостонском марафоне в апреле 2013 года) в «серьезных» и «желтых» изданиях.

    1. Описание изданий

От аудитории напрямую зависит типология издания. То же относится и к иллюстрациям в  них. Если газета рассчитана на «серьезную»  аудиторию, то фотографий будет немного, а на полосах издания будут  преобладать графики и таблицы. Если газета массового характера, то она будет просто пестрить фотографиями, - при этом фотографии будут иметь по большей части развлекательный и информационный характер. В специализированных изданиях узкой направленности, посвященных, например, садоводству, материнству и детству, моде, фотография будет равносильна тексту, включая как иллюстративное, так и информационное начало.

2.1.1. «Русский репортер»

«Русский репортер» относится к типу «серьезных» изданий; это еженедельное печатное издание, первый номер которого вышел в свет в 2007 году. Объём издания составляет 96-120 страниц, а заявленный тираж - 168 100 экземпляров. С первого номера «РР» позиционирует себя как «журнал для людей, которые не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни». Аудиторией «Русского репортера» в основном является мужское население страны с высшим образованием, т.е. умные, начитанные люди, которые хотят быть в курсе всех важных событий во всех социальных сферах. 

 

2.1.2. The New York Times

The New York Times - ежедневное  печатное издание, относится к типу «серьезных» изданий. Первый номер газеты увидел свет в 1851 году. Ежедневный тираж составляет 876 638 экземпляров, а в воскресенье доходит до 1 352 358. The New York Times является третьей по популярности газетой в США после  The Wall Street Journal и USA Today. Как и многие американские газеты создана как региональное издание, но концепция регионального СМИ ничуть не помешала ей стать одной из самых влиятельных в стране. Читатели газеты хорошо образованы, многие из них имеют ученую степень. The New York Times – надежная, заслуживающая доверия, умная, высококачественная, социальноответственная и достоверная. Читатели считают, что газета — «наиболее глубокое и всестороннее издание в США», «дает первоклассное освещение важнейших событий, более подробные, нежели у других газет, материалы по всем событиям, затрагивает темы, к которым не обращаются другие газеты... И публикует статьи, нередко являющиеся сюрпризом для читателей».

 

2.1.3. «Комсомольская правда»

«Комсомольская правда» - ежедневное печатное издание, которое относится к типу «желтой» прессы. Первый выпуск появился на прилавках киосков в 1925 году. Объем газеты составляет 20 страниц; приблизительный тираж – около 655 тысяч экземпляров. Как известно, «Комсомольская правда», имеющая довольно большой тираж, в первое десятилетие XXI века вытеснила c российского рынка СМИ большое количество изданий, относящихся к так называемой «желтой прессе», в частности, первую массовую бульварную газету «Мегаполис-экспресс». Так же «Комсомольская правда» выходит за рубежом в 48 странах мира, а в Европе обгоняет по тиражам такие русскоязычные издания, как «АиФ», «Новое русское слово», «Известия». Казалось бы «Комсомольскую правду» читают одни мужчины, их очень часто можно увидеть с газетой в руках в электричках, метро, автобусах, но, как оказалось, большую часть аудитории составляют женщины со средним образованием, чаще всего это работающие дамы, пенсионеры, домохозяйки.

 

2.1.4. The Sun

The Sun – ежедневное британское печатное издание из разряда «желтой» прессы. Одна из крупнейших массовых газет, первый номер которой вышел 15 сентября 1964 года. Тираж таблоида составляет сегодня ни много ни мало 2 806 746 экземпляров. Основные темы публикаций вращаются вокруг индустрии развлечений, больших денег и спорта. Газета использует приемы так называемых «мыльных опер»: издание рассказывает о неприятных ситуациях и казусах из жизни топ-личностей, показывая их «в домашней одежде». Особое внимание уделяется иллюстрациям. Несмотря на массовость, The Sun считается одной из самых влиятельных газет Соединенного Королевства, поскольку охватывает большую часть читательской аудитории страны. Читатели газеты – самые разные: начиная от подростков и заканчивая политическими деятелями.

 

    1.  Сравнение фотожанров «серьезной» и «желтой» прессы

На страницах  различных печатных изданий сейчас отмечается серьезная конкуренция различных фотожанров. Но пока место лидера удерживают фоторепортаж, фотоочерк, фотопортрет и фотозарисовка. В «качественных» изданиях процентное соотношение фотографии и текста вирируется от 40/60%  до 60/40%. В «желтой» прессе это соотношение вирируется от 65/35% и до 90/10%. Из такого соотношения мы можем сделать вывод, что количество иллюстрации в «желтой» прессе намного превышает количество иллюстраций в «серьезных» изданиях.

Чаще всего  в «качественной» и «желтой» прессе иллюстрируются фотографиями такие  темы как теракты, эпидемии, природные  катаклизмы, выборы, именитые люди.

Информация о работе Роль и место фотографии в современном СМИ