Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Журналистика"

Файлы: 1 файл

Shpori.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Создаются новые  издания большевиков. В 1922 г. выходит  “Рабочая газета” – массовое всероссийское издание. Оно делало ставку на общение с читателями (письма в редакцию).  Журналы-приложения: “Крокодил”, “Работница”, научно-популярныйжур-л “Хочу все знать”, детский “Мурзилка”, иллюстрированный журнал “Экран”, “Листокрабкора”.

Словом, большевистская пропаганда никого не забыла. Созд-сь много газ и журн на национальных языках. Организ-ся специализ-е СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образ-я.

В 1925 г. в стране изд-сь 589 газет. Возникли новые центр-е газ – “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, военная газета “Красная звезда”. Последняя была создана спец для обсужд-я и осущ-я военной реформы в армии. Большой популярн-ю польз-сь «Крестьянская газета», кот вых тиражом более млн.

Радиовещ-е началось в стране в ноябре 1924 г. первонач передачи созд-сь как радиоверсии газет.

Главное управление по делам лит-ры и изд-в был создан в 1922 г. для охраны Гос. тайн.

 

13.Журн-ка  в период становл-я культа личн-ти  И.Сталина. Её соц-полит роль, ведущие  формы работы.

1927 – 1937 –  время укрепления культа личности С. В стране проходят индустриализация, коллективизация. Дышать все тяжелее. Жур-ка из мыслящей, ищущей, которая ставит перед собой вопросы, поднимает проблемы становится исполнительской, агитационной. Мэтры журналистики эмигрируют.Советская жур-ка пополняется из неграмотных кадров. От нач. 20х ггжур-ка все больше движется к тоталитарным принципам. Контроль над прессой постоянно усиливается. Все газеты становятся подконтрольными. Центральные газеты – центральному комитету, региональные газеты – парт ячейкам на местах.

Именно жур-ка сыграла первую роль в формировании культа личности Сталина.

Осн-е темы: социалистическое строит-во, как победить врага внутри страны; как побудить голод; как доказать, что социализм есть более высокий уровень, чем капитализм.

Осн. жанры:

-публикуются  статьи, которые пишутся как разъяснение,  комментарий;

-очерк, в  том числе портретный;

-карикатуры, эпиграммы;  лозунги. 

Новые формы  работы: агитплакаты; стенгазеты; агитпоезда и агитпароходы.

Цель: эмоциональное воздействие. Ведется активный диалог с читателями по средствам писем. Отреагировать на письмо каждого – изначальная задача журналиста. 

Особенностью  журналистики 1930-х-40-х годов наряду с существованием партийного контроля и пропаганды было существование культа личности Сталина, который сам вел борьбу за утверждение своей диктатуры наряду с контролем над прессой.

Безграничное  доверие Сталину, готовность безоговорочно  выполнить любой его приказ послужили  благоприятной почвой для того, чтобы  отношение к нему стало некритическим, а восхищение превратилось в безудержное восхваление. К началу 1930-х годов уже сложился так называемый "культ личности Сталина".

Журналисты, публицисты, писатели, партийные и государственные  деятели словно соревновались друг с другом в восхвалении Сталина.

Советск журн-ка всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личн заслугу ставились победы в первых пятилетках, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретич обосн-я сталинизма.

В газете "Правда" за период, когда у власти находился Сталин, во многих статьях упоминалось имя  вождя, можно сказать именно газета правда задавала тон все советской  журналистике.

Фразы, восхваляющие Сталина:

"…вождя и учителя  народов великого Сталина",

" Да здравствует наш  великий вождь, учитель и друг  товарищ Сталин!",

"вождь всех трудящихся  великий Сталин!".

 Его называли другом, учителем, любимым вождем, в письмах,  опубликованных в газете, к Сталину  обращаются: "Дорогой Иосиф Виссарионович", "Дорогой товарищ Сталин". Восхваляя на все лады его "прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток", советская журналистика утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.

 

14.Своеоб-е  публиц-ки 1920-х годов

Жур-ка 20х гг представлена очерками, фельетонами Сосновского, Серафимовича, Рейснер, Фурманова, Карпинского, Шолохова, Платонова, Булгакова и др.. широкое распространение в эти годы получают такие жанры, как очерки (в т.чл. портретные) и фельетоны. Жур-ка старалась произвести эмоц. воздействие на граждан. Наиб. известность в 20е гг получила публ-ка Сосновского. Уже к 1925 г. увидел свет 2томник его очерков и фельетонов «Дела и люди» (1том «Рассея», 2том «Лед прошел»), а к 1927 г. под тем же названием вышли еще 2 кн (3я «Люди нового времени», 4я «Лешегоны и лешегонство»). Кроме того, были изданы кн «Советская новь», «О музыке и о прочем», «О культуре и мещанстве» и др. Интенсивная жур-ая деят-сть Сосновского началась сразу же после Октяб. р-ции. Вместе с Володарским в Петрограде создали «Красную газету», вскоре вместе с Карпинским он возглавлял «Бедноту» и одновременно сотрудничал в «Правде». «Беднота» быстро превратилась в одно из наиболее попул. изд-ий: спустя год ее тираж превысил 0,5 млн экз. Рассчитанная на полуграмотных и вовсе неграмотных читателей-крестьян, «Беднота» отличалась от др центр. газ версткой, формами подачи материалов, популярностью их изложения. Газ. имела тесные связи с Читателями. Их письма полностью занимали 2ую полосу. Статьи о героизме на фронте, проблемы развития советской экономики, борьба с бюрократизмом – эти темы называл главными в своем творчестве сам публицист. В самых первых выступлениях в «Правде» он беспощадно высмеивал тех, кто задался целью незамедлительно «ввести социализм» в тех или иных регионах страны. В фельетонах «В гостях у сов. робинзона», «Тяжелые дни Волховстроя», «Лед прошел» и др публицист акцентирует внимание на расточительстве, бесхозяйственности, бюрократизме, волоките. В 23 г в «Правде» - фел. о коррупции и хищениях «Сев. Карманов». Критиковал саботажников, волокитчиков, бракоделов. Призыв наказать за брак в фел. «О хищениях бескорыстных». В фел. «Потоп», «Некрещенный паровоз» -протест против бесконечного потока бумаг, губящего экономику, когда неделями простаивают нов. мощные паровозы потому, что им не своевременно прислали соответствующие номера. Высмеивал публицист бесконечные, нелепые комиссии по всевозможным заготовкам («Проделки Скалена»). Освещая успехи советских людей, Сосновский говорит, что они были бы более значительными, если бы не сдерживались бюрократическим Гос. аппаратом, ведь постоянные проверки мешают работе. Стройка простаивает по месяцу. («Тяжелые дни Волховстроя»). Цель фел. - уменьшить препоны на пити строит-ва, с той же целью были ф. «Русская галоша и русская лампочка», «Около галоши», «О ламповой концессии», «О тормозах» (23г - Правда).  Многочисленные очерки С - «Смагин», «Мастер Клюев», «К делу Кузнецова», «Памяти смелого изобретателя» и др. – были посвящены энтузиастам труда и порядка, тем, которые только и могли «вытянуть Россию из нищеты». Один из таких – самородок-изобретатель Смагин, гл. для которого было чтобы «дело спорилось». В своих выступления С призывал не отрицать достижения Запада, а использовать их в своих целях.  Публицистика С долго была под запретом. В 1927 г. (50л) он был исключен из партии, объявлен троцкистом и разделил судьбу жертв стал. режима.

15.Характер  публицистики и её основные  жанры в 1930-х г.г.

В 30гг пуб-ка имеет важное знач-е в полит. отношении. Она, как  и в 20е, помогает людям понять происходящее, «увидеть» великие стройки, услышать не просто голые цифры и факты, но и понять, что они означают. Публицистика множеством жанров. Как и раньше, шир исп-ся жанр статьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию», «Социалистичной харькивщины», белорусской «Звязды» и др. газ стала публикация эк. обозрений, открытых писем, коллект. обращений и отчетов. Все заметнее становится очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутр. разделению очерка по типам и видам. Новые типы: индустр. очерк. (Горбатов «Чугун», «Риск», «Коминтерн», «Гребенка»), сельхоз очерк (Ставский, Колосов). популярны портретный (Галин, Жуков, Авдеенко) и путевые очерки (горький «По Союзу Советов»). Кроме того, сов жур-ка принимала активное участие в создании культа личности С. Восхваляя на все лады его «прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток», она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета. В 30-е гг. расцветает талант Кольцова – репортера, очеркиста, фельетониста. После 1917 работал в Наркомпросе, редактировал «Кинонеделю». В годы Гр. войны был политработником Юж. фронта, выпускал «Окна ЮгРОСТа». Участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, был организатором и редактором газеты «Красный Кронштадт», публиковал статьи, очерки и фельетоны в центр. печати. Первый очерк Кольцова в газете «Правда» – «Махно». Через год -  постоянный сотрудник «Правды», где почти ежедн. появлялись его фельетоны. К. объездил почти всю страну, часто бывал за границей – даже с опасностью для жизни (под вымышленным именем жил в Будапеште – очерк «Что могло быть»); однажды  проник к белогвар. генералу Шатилову, сфотогр-л его и получил интервью (фел. «В норе у зверя»); в фаш. Германии пробрался в тюрьму, где встретился с полит заключенными. К. был членом редколлегии «Правды», основателем и редактором жур. «Огонек» (1932), редактором сатир. журналов «Чудак», «Крокодил», был соредактором жур. «За рубежом». Любимец читателей, широко известный публицист, искренне преданный сов. власти (очерк в «Правде» «Загадка-Сталин».  Фельетоны К «разоблачительные»: «Кинококки»– о бесхозяйственности и расточительности; «Воронежские пинкертоны», «К вопросу о тупоумии» -  о бюрократах; «Акробаты кстати» – об архит. излишествах; «Обида на батарее», «Очень злая прореха» – о недостатках медицинского и бытового обслуживания, и «лирические»: «145 строк лирики» – о твердости сов рубля; «Рождение первенца» – о пуске электростанции; «Белая бумага» – о строительстве бумажного комбината и т.п. «Бытовые» и социальные «Хочу летать!»; «Три дня в такси», «Семь дней в классе», «В загсе» (для всех произ-ний работал сам) «событийные» «Николай»– о последнем царе; «Последний рейс»,  «Январские дни» – о похоронах В.И.Ленина; «Жена. Сестра...» – о Крупской, Ульяновой; литер. портреты Луначарского, Барбюса и др., путевые: «19 городов».

 

16.Журналистика  периода 2ой мировой и ВОВ. Система СМИ накануне войны. Становл-е воен печати.

Политическая  обстановка к 1939г: в Советском Союзе  удачно прошли первые 5-летки. Решены две  задачи - электрификация и индустриализация страны. К 20-30м гг относятся большие  стройки – ГЭС, ГРЭС, метро в Москве, ж/д и автодороги. У заключенных в лагерях есть своя пресса. «Перековка» (цель: стимулировать заключенных к ударному труду). В стране прошла коллективизация.

В советской  прессе конца 30х гг присутствуют 2 темы:

1. упрочнение  положения Советского Союза;

2. взаимоотношения  Советского Союза с фашистской  Германией. 

К 39му году становится очевидно, что в мире действуют 2 большие силы: Советский Союз и  Германия и обе эти силы представляют тоталитаризм.

С 35г официальная  советская печать пропагандирует дружественные отношения с Германией, хотя Европа настроена против Германии. Пакт Молотова – Риббентропа, договор о ненападении, благодаря чему Германия и Советский Союз поделили Европу. Советский Союз получил согласие на захват Западной Белоруссии, Западной Украины, Молдавии, Прибалтики, а Советский Союз дал обещание, что не будет противостоять Германии. В прессе культивировался военно – патриотический настрой, о несокрушимости красной армии. + поднятие духа; - ложь. Создается СовИнформБюро 22 июня 1941г и вечером этого дня передает первые военные известия. 24 июня. СовИнформБюро официально объявляет о свое существовании, основная  задача – информирование, ежедневно утром и вечером, что не было прервано ни разу. Голос – Юр. Левитан.

Перестроилась на военный лад работа всех СМИ: количество газ и журналов сократилось, а то, что осталось имели штат военкоров, которые  идут на фронт и оттуда снабжают информацией + воюют как солдаты. Активизируется радио, которое имеет самую большую значимость.Распространены радиомосты - осведомление, как проходит жизнь в оккупированных городах. Газеты рассказывали более описательно о действиях немцев и русских. Газеты восстанавливают дух в солдатах, зажигают ненависть в них. Большое распространение получают листовки, шаржи, плакаты, создаются издания для работы в тылу врага.

До конца 42г  Журналистика продолжает поднимать  боевой дух солдат. В ноябре 42г  СовИнформБюро сообщает о первой победе, январь 43г – прорыв блокады  Ленинграда, февраль 43г – Сталинградская битва - победа.

Изменяется  характер войны, изменяются настроения. Нет нужды поднимать боевой дух.

2этап: февр43 –  44г. Ранее от журналистики требовали  эмоций, теперь появилась потребность  в анализе. В газетах появляются  статьи военных профессионалов  Рокоссовского, Конева. На первый план выходит репортаж (Кривицкий «Красная звезда» пишет о панфиловцах,  дает репортажи с места событий). Появляется тема – жизнь тыла. Сообщается о том, как люди работают на победу – спят по очереди, работают женщины, дети, старики. Героем публикации становится труженик тыла.

С конца 42г в  «Правде» рубрика «Трибуна участников соревнования». Лозунг: «Фронт требует, значит должно быть сделано». Начинается возобновление местной, региональной прессы. Это происходит в связи  с тем, что появился заказ на освещение жизни тыла. Ведущим становится материал о восстановлении хозяйства, о налаживании жизни в послеоккупационных местах. Объясняется открытие 2го фронта. Объясняется происходящее союзникам. Одна из форм работы – публикация писем, телеграмм, статей видных деятелей зарубежья.

Герберд Уэллс  открыто призывает народ к  объединению русских и англичан.

Теодор Драйздер говорит о демократической миссии советского народа.  – рубрика  «Мир восхищен» в «Правде».

В 44 жур-ты работают над изменением международного  имиджа советского народа.Ведущей становится тема – военные действия советской армии на территории Европейских стран, ранее оккупированных немецкими войсками.

Функция журналистики  - сформировать определенное отношение  советских войск к другим народам. Журналистика должна вести работу по идеологическому и интернациональному восприятию военнослужащих, оказавшихся за рубежом. Немецкий народ не должен отвечать за действия фашистов, ведь они так же были в оккупации. В публикациях культивируется образ советского солдата - освободителя, который действует бескорыстно.

 

17.Роль и задачи отеч жур-ки в годы ВОВ. Осн темы и пробл, хар-р публикаций, ведущ жанры. Осветить деят-ть одного из ведущих журналистов тех лет.

Перестроилась на военный лад работа всех СМИ: кол-во газет и журналов сократилось, а то, что осталось имели штат военкоров, которые идут на фронт и оттуда снабжают информацией + воюют как солдаты. активизируется радио, которое имеет самую большую значимость. распространены радиомосты - осведомление, как проходит жизнь в оккупированных городах.

Газеты рассказывали более описательно о действиях  немцев и русских. Газеты восстанавливают  дух в солдатах, зажигают ненависть  в них. Большое распространение  получают листовки, шаржи, плакаты, создаются издания для работы в тылу врага.

До конца 42г  Журналистика продолжает поднимать  боевой дух солдат. В ноябре 42г  СовИнформБюро сообщает о первой победе, январь 43г – прорыв блокады  Ленинграда, февраль 43г – Сталинградская битва - победа.

Изменяется  характер войны, изменяются настроения. Нет нужды поднимать боевой дух.

2этап: февр43 –  44г. Ранее от журналистики требовали  эмоций, теперь появилась потребность  в анализе. В газетах появляются  статьи военных профессионалов  Рокоссовского, Конева. На первый  план выходит репортаж (Кривицкий  «Красная звезда» пишет о панфиловцах,  дает репортажи с места событий). Появляется тема – жизнь тыла. Сообщается о том, как люди работают на победу – спят по очереди, работают женщины, дети, старики. Героем публикации становится труженик тыла.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"