Синонимия в русской лексике и ее стилистическое использование в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина – отечество.Синонимами называют слова с равным значением (М. Марузо), со сходным значением (Л.Р. Зиндер, Т.В. Строева), слова, обозначающие одно и тоже понятие или понятия очень близкие между собой (А.П. Евгеньева), слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием (К.В. Архангельская), слова, одинаковые по номинативной отнесённости, но, как правило, различающиеся стилистически (А.А. Реформатский), слова, способные в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга (Л.А. Булаховский)

Файлы: 1 файл

реферат стилистика.docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина»

 

Институт  филологии

 

Отделение массовых коммуникаций

 

 

Кафедра журналистики и издательского дела

 

 

Реферат на тему:

«Синонимия  в русской лексике и ее стилистическое использование в СМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки  2 курса

специальности «Журналистика»

Стрыгиной Ольги Александровны

 

 

Предмет: стилистика и

литературное  редактирование

Преподаватель: Фролова Ирина Ивановна

 

 

 

 

Тамбов 2013

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

   Синонимы (гр. synonymos - одноименный) - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь - тут, жена - супруга, смотреть - глядеть; родина – отечество.

   Синонимами называют слова с равным значением (М. Марузо), со сходным значением (Л.Р. Зиндер, Т.В. Строева), слова, обозначающие одно и тоже понятие или понятия очень близкие между собой (А.П. Евгеньева), слова с единым или очень близким предметно-логическим содержанием (К.В. Архангельская), слова, одинаковые по номинативной отнесённости, но, как правило, различающиеся стилистически (А.А. Реформатский), слова, способные в том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга (Л.А. Булаховский).

   Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом (или гнездом). Синонимические ряды могут состоять как из разнокорневых, так и из однокорневых синонимов: лицо - лик, обогнать - перегнать; рыбак - рыболов, рыбарь. На первое место в синонимическом ряду обычно ставится определяющее по значению и стилистически нейтральное слово - доминанта (лат. dominans - господствующий) (его еще называют стержневым, основным, опорным словом). Другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют ее оценочными значениями.

    Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания (фразеологизмы), а также предложно-падежные формы: много - через край, без счета, куры не клюют. Все они, как правило, выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую функцию. Синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи.

    Русский язык богат синонимами, редкие синонимические ряды насчитывают два-три члена, чаще их гораздо больше. Однако составители словарей синонимов используют различные критерии их выделения. Это приводит к тому, что синонимические ряды разных лексикографов часто не совпадают. Причина таких разночтений кроется в неодинаковом понимании сущности лексической синонимии.

    Одни ученые считают обязательным признаком синонимичных отношений слов обозначение ими одного и того же понятия. Другие берут за основу выделения синонимов их взаимозаменяемость. Третья точка зрения сводится к тому, что решающим условием синонимичности признается близость лексических значений слов. При этом в качестве критерия выдвигается:

1) близость или тождественность  лексических значений;

2) только тождественность лексических  значений;

3) близость, но не тождественность  лексических значений.

    Полными (абсолютными) синонимами чаще всего бывают параллельные научные термины: орфография - правописание, номинативная - назывная, фрикативный - щелевой, а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: убогость - убожество, сторожить - стеречь.

    С развитием языка один из пары абсолютных синонимов может исчезнуть. Так, вышли из употребления, например, исконные полногласные варианты, уступив место старославянским по происхождению: солодкий - сладкий, хоробрый - храбрый, шелом - шлем. Иные же изменяют значения, и, как следствие, происходит полный разрыв синонимических отношений: любитель, любовник; пошлый, популярный.

    Яркая синонимика современного русского литературного языка – одно из свидетельств его словарного богатства. Она дает возможность выразить самые тонкие оценки мысли, возможность разнообразить речь, делает язык более образным, действенным и выразительным.

    Синонимия – явление всегда глубоко национальное, она создается в разных языках различными путями. Синонимы появились в русском литературном языке или в результате образования новых слов на базе существующего строительного материала, или в результате пополнения словаря русского литературного языка за счет лексики территориальных и профессиональных диалектов, а отчасти жаргонов, или в результате усвоения иноязычных слов из лексики других языков.

Функции синонимов в журналистике.

    За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании русского языка, и прежде всего, в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами - глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего общества.

    Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым, Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н. и др. В связи с этим, представляется необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств массовой информации, а именно, языка публицистики.

    Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной системы публицистического стиля.

    Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

    Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не

все тексты, размещаемые в средствах  массовой информации, принадлежат к нему. Так, например, в "Российской газете" публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся  к  официально-деловому стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

    Стилистические функции синонимов разнообразны. Общность значения синонимов позволяет употреблять одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов.

   Функция замещения – одна из основных функций синонимов. Писатели уделяют большое внимание тому, чтобы избежать надоедливого повторения слов.

   Характерным признаком языка публицистики является использование

синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления, а тем самым и для его более верной характеристики.

    В публицистической речи традиционно присутствуют такие ряды синонимов:

      военнослужащий - воин - военный;

      обстановка - положение  - ситуация;

      комментатор - обозреватель - эксперт - аналитик;

      специалист - профессионал - мастер своего дела

В публицистике последних лет возникли новые синонимические ряды:

      предприниматель  - бизнесмен - коммерсант;

      быстрый - динамичный;

      олигарх - магнат;

      комментировать - выразить  отношение;

      консультации - переговоры;

      поддержка - финансирование;

      рутинный - текущий  ~ обычный;

      нищие - малоимущие - малообеспеченные;

      бомжи - люмпены  - маргиналы;

      группа - структура  - клан - группировка - сила - лобби  - элита;

      борьба - противостояние - конфронтация;

      нажим - напор - давление - прессинг - лоббирование;

      возместить - покрыть  - восполнить - компенсировать.

    Наряду с общеязыковыми синонимами, воспринимаемыми всеми говорящими как слова близкие по значению, в публицистическом стиле функционируют речевые синонимы, сближаемые по значению лишь в понимании определённых общественных групп:

      капитализм - нищета - голод;

      бизнес - спекуляция;

      приватизация - ограбление - растащиловка;

      свобода - демократия - вседозволенность - беспорядок.

      Изменения в обществе всегда отражаются в языке и, прежде всего, в лексике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  1. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати»
  2. http://www.gramma.ru
  3. Н.Ибрагимов «О синонимах»
  4. http://www.allbest.ru
  5. «Стилистика публицистических жанров» http://www.evartist.narod.ru

 


Информация о работе Синонимия в русской лексике и ее стилистическое использование в СМИ