Система СМИ Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:03, реферат

Описание работы

Германия занимает 4-е место в мире по числу газет на тысячу жителей – после Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает 74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38 миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров.

Файлы: 1 файл

Газетный рынок ФРГ.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Система СМИ Германии

Как известно, Германия – страна, где  Иоганом Гутенбергом в 15 веке (1445–1147 гг.) было изобретено книгопечатание. Это  дало толчок дальнейшему становлению  и развитию журналистики в Европе. Сегодня в современной Германии, согласно статистическим данным, продается почти 25 миллионов экземпляров ежедневных газет. Германия занимает 4-е место в мире по числу газет на тысячу жителей – после Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает 74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38 миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ ГЕРМАНИИ

Для печати в ФРГ характерны структурные  признаки:

  • частная собственность
  • большое число названий газет
  • локальная привязка многих ежедневных газет
  • сильные позиции региональных газет
  • богатый выбор журналов
  • слаборазвитая партийная печать
  • зависимость от рекламных объявлений
  • концентрация

 

На германском рынке ежедневных газет по традиции доминируют региональные и местные подписные газеты, издаваемые частными издательствами. Если до 1933 года и после 1945 года непосредственными издателями газет были также политические партии, то в последующие десятилетия, в силу экономических причин, они продали свои газеты. Лишь одна холдинговая компания Социал-демократической партии Германии (СДПГ) имеет еще доли в некоторых издательствах. Газеты, распространяемые почти исключительно по подписке, предлагают читателям объективный обзор важнейших событий в области внутренней и международной политики, экономики, культуры и спорта. Однако их самая сильная сторона заключается в том, что они освещают события, происходящие в регионе распространения газеты, например, в крупном городе и примыкающих к нему населенных пунктах. Поскольку связь читателей с газетой особенно хорошо поддерживается за счет материалов о локальных событиях, все газеты уделяют большое внимание разделу местной жизни. Таким образом, газеты поддерживают также рынок местной коммерческой рекламы, доля которого в общем обороте рекламы составляет более 40 %. Даже самая крупная по тиражу германская ежедневная газета «Бильд», которая продается в розницу и распространяется по всей Германии, имеет 35 различных изданий, отличающихся друг от друга разделами местной жизни и рекламными объявлениями.

Ежедневная пресса

Десять ежедневных газет с наибольшими тиражами*

Название

Место издания

Продаваемый тираж 

в тысячах экземпляров 

(2-ой квартал 2001 года)

„Бильд“

Гамбург

3,800

„Вестдойче алльгемайне цайтунг“

Эссен

558,3

„Зюддойче цайтунг“

Мюнхен

436,1

„Франкфуртер алльгемайне цайтунг“

Франкфурт-на-Майне

380

„Фрайе прессе“

Хемнитц

386,0

„Рейнише пост“

Дюссельдорф

341,8

„Миттельдойче цайтунг“

Галле

332,3

„Гамбургер абендблатт“

Гамбург

288,2

„Кёльнер штадт анцайгер“

Кёльн

274,6

„Магдебургер фольксштимме“

Магдебург

263,7


 

ПОДПИСНЫЕ ГАЗЕТЫ. В 2004 г. на германском газетном рынке насчитывалось 1537 периодических издания совокупным тиражом в 26,0 млн экз., в том числе ежедневных и воскресных – 381, еженедельных – 26 (тиражом 1,9 млн экз.), т.н. "публичных журналов" – 842 (тиражом 124,5 млн экз.), специализированных журналов – 1060 (тиражом 15,5 млн. экз.). При этом в последние годы интенсивно стали закрываться локальных изданий крупных газет и даже были выставлены на продажу части или целых издательские дома. Самый яркий пример – это продажа 90% акций газеты "Франкфуртер рундшау", более 40 лет принадлежавшей одноименному фонду с правовой формой ГмбХ, Медиахолдингу СДПГ "Дойче друк унд ферлагс ГмбХ".

Главная инновация характерна не только для немецкого газетного рынка, но и для всего западноевропейского рынка, и она связана с появлением и распространением газет малого формата, или таблоидов, которые прежде использовали бульварные издания.

Германия не была форвардом в  этом. Таблоид, родившийся в Великобритании, только после завоевания рынков скандинавских стран, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии пришел в Германию. Связано это в первую очередь с отсутствием печатных машин для этого формата. Первым на изготовление газет-таблоидов откликнулся Шпрингер-ферлаг.

В то время как на европейском рынке практически не появляется новых изданий, исследователи отмечают, что в Германии, наряду с закрытием или слиянием, в минувшем 2004 г. вышло несколько новых местных изданий: в Саксонском Герлитце новой издательской группой создана локальная газета "Герлитцер альгемайне", которая сразу же составила конкуренцию занимавшей монопольное положение "Зэксише цайтунг" (ЗЦ). Чтобы как-то спасти ситуацию, ЗЦ быстро основала воскресное издание, увидевшее свет в ноябре под названием "Заксен ам зоннтаг" ("Саксония по воскресеньям"). Одновременно ЗЦ создала локальное издание специально для Герлитца, выпустив его 1 апреля, в первый же месяц повысив стоимость номера с 70 до 80 центов. Другая занимавшая монопольное положение группа "Лаузитцер рундшау" предприняла попытку выпуска дешевого издания в Котбусе, назвав его по цене одного номера "20 центов". В конце мая концерн Шпрингера также предпринял попытку пилотного издания 32-страничной дешевой газеты "ВельтКомпакт" стоимостью 50 центов за один номер.  В начале мая концерн Шпрингера попытался выпустить на медиарынки Бремена, Дортмунда и Саарбрюкена воскресную газету "Шпорт лайф", объемом от 48 до 64 страниц. Стоимость номера - на начальном этапе тестирования - составляла 30 центов, затем - 50. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и издание было приостановлено. Из издающихся за рубежом изданий успешной считается бульварная шпрингеровская газета "Факт", выходящая в Польше с октября.

Из-за того, что регионы распространения  печатной продукции между издательствами поделены, примерно 40 % германских граждан не имеют возможности выбирать между несколькими местными газетами. В 30 из 84 городов также выходит только одна подписная газета с разделом местной жизни.

79 из 135 «публицистических  единиц» имеют тираж более  100 000 экземпляров. На эту группу газет приходится примерно 90 % совокупного ежедневного тиража. Эти газеты сосредоточили также в своих руках основную часть оборота рекламных объявлений для ежедневной прессы. Ежедневная газета – всё ещё самый крупный распространитель рекламы и по обороту в этой области намного опережает телевидение и радио, чьи доходы от рекламы составляют 8,72 миллиарда марок. Однако газеты в значительной мере зависят от конъюнктуры рынка: ведь две трети доходов они получают от рекламы и только одну треть – от продажи.

 

Надрегиональная пресса. Кроме бульварной газеты «Бильд» по всей Федеративной Республике распространяются лишь такие газеты, как «Франкфуртер альгемайне», «Вельт» и «Тагесцайтунг». Газеты «Зюддойче цайтунг» и «Франкфуртер рундшау» также имеют специальные выпуски, предназначенные для всей страны, однако их тираж по сравнению с тем, что они сбывают в своем регионе, весьма незначителен. В 1997 г. серьезная пресса, распространяемая в масштабах всей страны или нескольких регионов, имела тираж менее 1 миллиона экземпляров, однако ее читатели – преимущественно представители тех слоев населения, которые влияют на формирование общественного мнения, т.е. политики, общественные деятели, бизнесмены. Ежедневные надрегиональные и региональные газеты в ФРГ называют еще абонементными или подписными, так как большая часть их тиража распространяется по подписке. Абонементные газеты составляют 75 % всего тиража немецких газет. Немецкие исследователи выделяют ряд проблем, связанных с развитием абонементных изданий. К одной из главных относится неравномерное распределение абонементных газет в разных регионах Германии. И опять это связано с концентрацией СМИ. Например, в 6 городах выходит по три газеты, которые принадлежат двум издательским группам. Лишь в двух крупных городах (Дюссельдорфе и Потсдаме) выходит по 3 абонементных газетах, в 15 городах - лишь по две, в остальных - по одной.

«Süddeutsche Zeitung» (тираж около 447 505 экз.), издается с 1945 г. в Мюнхене, выделяется большим объемом надрегиональных новостей и комментариев и широким освещением событий за рубежом. Отличается критическим подходом к освещению событий. С момента своего основания до настоящего времени 2/3 трети тиража продается и абонируется в родной Баварии, а больше всего  в Мюнхене и его окрестностях. Концепция газеты была сформулирована в 1951 г. главным редактором Вернером Фридманном: «Она защищает свободные, демократические общественные формы согласно либеральным и социальным принципам и стремится к их укреплению». По мнению исследователей, газета любима в Германии из-за качества репортажей, 3-й страницы  и ежедневного глоссе на 1-й полосе.

«Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ)» – «Франкфуртская всеобщая газета» – (тираж 406 279 экз.) издается с 1949 г. во Франкфурте-на-Майне. Воскресное приложение «Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung». Ее сильная сторона – мощная корреспондентская сеть во всем мира, что позволяет ей освещать международные события, почти не прибегая к помои информационных агентств. Прежде всего это касается экономического раздела. Газета имеет специальное подписное приложение «Блик дурх ди виртшафт». Ее читатели – это в основном , по ее же данным, ответственные работники госаппарата и предприятий , а также лица, имеющие частный бизнес.

«Die Welt» – «Мир» (тираж 251 515 экз.). Основана в 1946 в Гамбурге, издаётся в ФРГ и Западном Берлине, одна из наиболее реакционных газет. Общий тираж 274 тыс. экземпляров (1968). Принадлежит концерну А. Шпрингера, приносит ежегодно до 40 млн. убытков. Основные читатели – управленческая элита. Газета придерживается консервативных позиций. 

«Frankfurter Rundschau» (FR)  – «Франкфуртское обозрение» (тираж 186 942 экз.) – основана в 1945 г. семью издателями, получившими лицензию в западных зонах Германии от американских оккупационных властей. Вскоре после образования газета оказалась в руках лишь двух издателей: коммуниста Арно Рудерта и социал-демократа Карла Герольда. Будучи очень влиятельной персоной в политических кругах Федеративной Республики, последний являлся с 1954 по 1973 гг. единственным владельцем, издателем  и главным редактором газеты. В 1975 г. газета была передана во владение фонду Карла Герольда. За одну ночь поменялся не только владелец газеты, но и была коренным образом изменена политическая линия: из "леволиберальной", как она сама себя определяла, она превратилась в газету, которая выступает "за постоянные реформы нашего общества". Кульминацией популярности газеты немецкие эксперты называют  60-е годы, когда она стояла во главе студенческих волнений. Газета является надрегиональной и считается в ФРГ просоциал-демократической. Характерная черта – наличие большого количества документальных материалов.

«Die Tageszeitung» (TAZ) – «Ежедневная газета» (68 414 экз.) примыкает к ряду надрегиональных газет. Газета создана в 1979 г. в Берлине несколькими инициативными группами, декларировавшими себя как "левые недогматы" и выступавшими за идеи радикальной гражданской демократии. Газета с самого начала объявила себя альтернативной. Сам проект управления газетой отличался оригинальностью: было объявлено, что это  самостоятельное экономическое предприятие без владельца, с редакцией, но без руководящих структур, с сотрудниками, занимающими равное социальное положение и имеющими одинаково небольшие оклады. Решения же должны принимать они сами, соответственно демократическому принципу  без делегирования руководящих полномочий какому-то одному или группе лиц. На ежедневном "пленуме" должны коллегиально обсуждаться все насущные проблемы. Один из немецких исследователей писал: " На старте "ТАЦ" удивляла хваткой, оригинальностью и остротой. Она была, как никакая другая ежедневная газета, не удобна ни властям, ни политикам, ни полиции, ни юриспруденции". Тем не менее, с течением времени ей пришлось отказаться от первоначальных проектов и вернуться к традиционным или классическим формам функционирования газеты: были введены должности главного редактора и заведующих отделами, изменена форма выплат заработной платы  последовал отказ от уравниловки. В то же время газета, оставаясь дискуссионной трибуной различных  групп левой ориентации,  отображала актуальные события из разных сфер жизни Федеративной Республики. Оригинальной газета оставалась по форме экономического существования. Как и раньше, она отказывалась финансироваться по традиционной схеме немецких газет  на две трети за счет рекламы: ее поступления от рекламы составляли от 10 до 15 проц., тираж в 1989 г. равнялся 69 тыс. экз. При этом около половины распространялось по подписке. Выживала она за счет прибылей от типографии. К главным темам ТАЦ относились внутренняя политика, экологические и социальные проблемы, положение и роль женщины в обществе, защита национальных и этнических меньшинств. Во внешнеполитической проблематике приоритетное место занимала ситуация в "третьем мире". По мнению немецких экспертов в области СМИ, "Тагесцайтунг" является одной из немногих газет страны, основанных в последнее десятилетие, которой удалось выжить.

Наряду с вышеуказанными газетами высокую репутацию, в силу качественного  освещения событий и глубоких комментариев, имеют и некоторые региональные газеты. К ним относятся «Штутгарте цайтунг», «Тагесшпигель» (Берлин), «Кёльнер штадт-анцайгер», «Берлине цайтунг», «Ханноверше альгемайне цайтунг» и некоторые другие.

ГАЗЕТЫ, ПРОДАЮЩИЕСЯ В РОЗНИЦУ. Из примерно 24 млн. газет, продаваемых ежедневно в розницу, около 6 млн. приходится на бульварную прессу. Это - те газеты, которые продаются исключительно в розницу. Для них характерно броское оформление: огромные заголовки, крупные фотоснимки, скандальные истории, связанные с сексом, ужасами или известными людьми. Лидером является газета «Бильд» с тиражом 4,412 миллионов экземпляров. К другим важным газетам, продающимся в розницу, следует отнести «Экспресс», распространяемую в регионе Дюссельдорфа, Кёльна и Бонна, «БЦ» и «Берлине курир» в Берлине, а также «Абендцайтунг» в Мюнхене.

"Bild-Zeitung" («Картинка») основана в 1952 г. в Гамбурге по образу и подобию английской „Дейли миррор“. Bild является головной газетой одного из крупнейших издательств страны, концерна Axel Springer. Тиражи газеты иной раз колеблются вокруг отметки в 5 миллионов экземпляров, что является совершенно недостижимым показателем для любого другого ежедневного издания Bild является классическим бульварным изданием: кричащие заголовки, пестрое оформление, неизменная полуобнаженная девушка на первой полосе, огромный объем спортивного раздела (до половины от объема всей газеты), а, главное, совершенно «желтый» подбор тем являются ее неизменными характеристиками вот уже более 50 лет.

Тем не менее, Bild, создававшаяся издателем Акселем Шпрингером по образцу британского таблоида Daily Mirror, совсем не является деполитизированной газетой. Собственно, вся ее история является историей создания желтой газеты, оказывающей существенное влияние на политику: основатель газеты Аксель Шпрингер был человеком с мессианским самоощущением, избравшим себе целью борьбу с коммунизмом и способствование объединению Германии. В рамках этой концепции газеты концерна Акселя Шпрингера, в первую очередь – Bild, последовательно дискредитировали, например, левое студенческое движение, развернувшееся в Германии в 1960-х – 1970-х гг. Одной из крупнейших политических акций концерна было озвученное 13 августа 1961 г., сразу же после возведения Берлинской стены, требование ко всем распространителям печатной периодики отказаться от продажи изданий, публикующих у себя программу передач телевидения ГДР. В случае отказа от этого требования Шпрингер угрожал перестать поставлять в «симпатизирующие коммунистам» сети распространения периодики газеты и журналы своего концерна, что, разумеется, означало бы неминуемое банкротство этих распространителей. Особо необходимо подчеркнуть, что свои политические демарши Аксель Шпрингер проводил на собственные деньги (концерн, контролировавший в 1970-е гг. до 86% отдельных секторов рынка печатной продукции, имел для этого достаточные средства) и по собственной инициативе. Чаще всего действия Шпрингера были гораздо более радикальными и жесткими, чем аналогичные действия властей ФРГ – фактически, благодаря газете Bild, являвшейся единственной газетой, которую читали представители среднего и низшего классов (уровень охвата населения ФРГ газетой Bild составлял в конце 1960-х гг. 34%, при этом 91% читателей заявлял, что всю необходимую информацию он получает исключительно из газеты Bild), Аксель Шпрингер получил неограниченное влияние на наиболее многочисленный, консервативный и необразованный слой населения страны. Поэтому, когда мы говорим о том, что качественная газета Die Welt, принадлежащая концерну Axel Springer, является газетой политического влияния, мы несколько лукавим. Die Welt являлась и является газетой политического влияния на образованный класс, в то время как Bild, продолжая оставаться полноценным бульварным изданием, никогда не переставала быть газетой политического влияния – нацеленной, однако, на массового, необразованного читателя.

Информация о работе Система СМИ Германии