Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей влияния PR-коммуникации на социокультурную динамику (на основе анализа динамических изменений социальных представлений жителей г. Москвы о строительных организациях).
Исследование по выпускной квалификационной работе осуществлялось в рамках научно-практического сотрудничества с ОАО «Городсакая ДомоСтроительная компания».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и практические проблемы изучения
социокультурных эффектов PR деятельности
1.1 Социальные роли и функции ПР в современном обществе……………...9
1.2 Модели социокультурной динамики в классических социальных
науках………………………………………………………………………….16
1.3 Современный семиосоциопсихологический подход к
изучению социокультурных эффектов PR-коммуникации…………………24
Глава 2. Исследование динамики социальных установок в результате осуществления PR-кампании.
2.1 Описание аналитической базы, методов исследования…………………32
2.2 Анализ вторичной информации…………………………………………..35
2.3 Изучение структурно-содержательных особенностей социальных представлений москвичей о строительных организациях…………………….45
2.4 Сравнительный анализ……………………………………………………50
Заключение…………………………………………………………………….53
Литература……………………………………………………………………..55
Приложение. Образец психосемантического опросника………………….. 59

Файлы: 1 файл

1.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Сравнительный анализ

Для анализа социокультурных  эффектов PR деятельности в нашем  исследовании мы руководствовались положениями А.Г. Шмелева и С.Н. Кучеренко и исходили из того, что система PR-коммуникаций приводит к переструктурированию выявленным на предыдущем этапе исследования социокультурным установкам; о роли PR-деятельности можно будет судить на основании особенностей преобразования субъективных семантических пространств. Изменения социальных установок анализируются по следующим трем позициям: 1) по размерности (числу базисных факторов) семантического пространства; 2) по семантическому содержанию факторов; 3) по размещению анализируемых политических реалий в этом пространстве.25

Количество факторов, выделенных на первом и втором этапах психосемантического исследования, не изменилось. Однако изменился «вес» (% общей дисперсии) первых факторов - если в первом случае он составлял 69,3% общей дисперсии, то на сегодняшний день – 45,2% общей дисперсии. Что свидетельствует о некоторой «стабилизации» отношения к строительной сфере.

Само содержание выделяемых факторов позволяет выявить различия социальных установок первого и второго среза, исходя из того, какие категории формируют наиболее весомые факторы, что в них противопоставляется. На первом этапе психосемантического исследования в качестве ведущего критерия оценивания выступал фактор «Уважаемый, известный руководитель – гарант надежности и качества - Страшно доверить свои деньги», полюса которого сформированы категориями «надежность, безопасностью», «страшно доверить свои деньги», «халтурят», «не выполняют обязательств перед клиентом». На сегдоняшний день он «преобразован» в фактор «Использует новые, передовые технологии – временщики». Другими словами, на сегдоняшний день перед томичами не стоит проблемы «страшно – не страшно доверить свои деньги», они оценивают строительные фирмы по более рациональным позициям – идет ли предприятие в ногу со временем, внедряет новые, передовые технологии, обеспечивает ли высокое качество продукции. Заметим, что два года назад ценностно-смысловой аспект по поводу «временщики, стремящиеся быстро обогатится» занимал незначительный уровень, нежели сейчас, другими словами население города Москвы более осторожно относятся к «временщикам».

Другое содержательное изменение связано с перемещением требования «Крупная организация, заботящаяся  о Москве и москвичах» на иерархически более высокие позиции, что свидетельствует о повышении эмоциональной и ценностной привлекательности данного качества. Для нас это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку в ходе PR коммуникации этот смысловой модуль был центральным направлением позиционирования ГДСК. Тем самым, мы можем наблюдать, каким образом осуществляется социокультурная динамика в ходе реализации конкретной PR – идеи.

Другим аспектом изменения  социокультурной установки выступает  «движение» объектов в пространстве выделенных факторов. Так, на период зимы 2011 года Городской ДомоСтроительный комбинат занимал неопределенную позицию по критерию «Уважаемый руководитель, – Страшно доверить свои деньги» и поэтому не получал никакой оценки – ни положительной, ни отрицательной. На сегодняшний день, несмотря на то, что этот критерий потерял свою актуальность и «остроту», ОАО «ГДСК», сохранив за собой лидирующие позиции по строительству доступного жилья, и по этому критерию получает положительные оценки, приближаясь к образу идеальной строительной фирмы. Тем самым, можно говорить, что в результате реализации социально-значимых идей, PR-специалистам удалось не только улучшить собственный образ, но и привести к некоторым социокультурным изменениям.

 

 

Заключение

 

Исходя из цели и задач  исследования, выдвинутой гипотезы, в ходе выпускной квалификационной работы проведен теоретический анализ, систематизация и обобщения материалов, посвященных проблемам изучения социокультурных эффектов деятельности по связям с общественостью. Рассмотрены основные социальные роли и функции PR в современном обществе, проанализированы основные подходы к социокультурной динамике, подробно описан семиосоциопсихологический подход к изучению социокультурного влияния PR и рекламы.

Основные выводы.

Изучение динамики структурных  и содержательных характеристик социальных установок москвичей в отношении строительных организаций, а также результаты теоретического исследования, позволили доказать, что связи с общественностью как социальный институт выступают механизмом социокультурной динамики.

Обнаружено, что целенаправленная, социально-ориентированная система PR-коммуникаций приводит к преобразованию ценностно-мотивационных параметров установок целевой аудитории.

В результате эмпирического  исследования выявлено, что система социальных установок москвичей по отношению к строительным организациям базируется на таких смыслах как: «Использует новые, передовые технологии, обеспечивает рабочими местами - Временщики» (фактор 1), «Крупная организация, нужное предприятие для города» (фактор 2), «Строит дорогое, элитное жилье – Строит жилье, доступное для меня» (фактор 3), «Руководитель – уважаемый человек – Страшно доверить свои деньги» (фактор 4).

Сравнительный анализ показал, что на сегодняшний день определяющее место в структуре социокультурных  ценностей занимают такие смыслы, как «обеспечивает рабочими местами, использует новые качественные технологии, нужное предприятие для города, крупная организация». Именно эти идеи приобрели большую актуальность, психологическую значимость, оттеснив на второе место, такой критерий как «страшно доверить свои деньги» (занимавший ведущее место в системе критериев по результатам исследования весны 2010 г.).

Таким образом, выявленные особенности влияния PR коммуникации на динамики социокультурных установок могут стать практическим ориентиром в деятельности регионального PR-сообщества, одним из важнейших направлений деятельности которой является постоянный диалог со общественностью, учет в принятии стратегических решений не только экономических реалий, но и субъективного фактора.

Подводя итог, следует  отметить, нам удалось осветить не все аспекты поставленной проблемы. В свете проведенного исследования представляется целесообразным дальнейшее рассмотрение влияние тех или иных PR, рекламных идей на состояние социума, социальные отношения и связи.

 

 

Литература

 

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2008.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 2009.
  3. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. – М., 2010.
  4. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 2008. - С.144-171.
  5. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общество. – М., 2009.
  6. Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации // Мир психологии. – 2010. - №3. – С. 46-52.
  7. Бокарев Н.Н. Личность в социокультурной среде // Социальная политика и социология: Реалии и новые идеи. Вып. 7. – М: Изд-во МГСУ, 2010. – С. 43-48
  8. Бокарев Н.Н. Социальные процессы и социализация личности: теоретико-методологические проблемы // Социальная политика и социология. – 2007. - №2. – С. 5-15.
  9. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М., 2009.
  10. Вяльба Ю.А. Причины социального нездоровья общества // Клуб «Реалисты», 2006.-№33.- С.13-17.
  11. Голованов Л.В. Средства массовой информации призваны творить положительный мир // Социальная политика в России 21 века: Материалы выступлений на планерном заседании, секциях и круглых столах 15 апреля 2004 г. (шестые годичные научные чтения МГСУ). – Издательство МГСУ «Союз», 2010. – 296 с. – С. 257-261
  12. Гофман А.Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // СОЦИС. – 2007. - №2. – С. 103-105.
  13. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоцопсихологии // Человек. – 2008. -№3. – С.145-152.
  14. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 2008. – 254 с.
  15. Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании. // Общественные науки и современность. – 2009. - №1. – С.131 – 152
  16. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. – 2007. - №». – С. 95-105.
  17. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // СОЦИС. – 2010. - №2. – С. 106-114.
  18. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – 2-ое изд., – М.: Аспект Пресс, 2009. – 591с.
  19. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 2006 – 413с.
  20. Кара-Мурза Е. Массовая реклама в постсоветском обществе. Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №7.
  21. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // СОЦИС. - 2002. - №12. – С. 13-22
  22. Конецкая В.П. Социология коммуникации, М.: Аспект пресс, 2008.
  23. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. – М.: Изд-во МГУ, 2007.
  24. Кучеренко С.Н. Методические и теоретические проблемы исследования установки в современной психологии: Методическое пособие. – Томск, 2006. – 46 с.
  25. Кучеренко С.Н. Системная детерминация категориальной установки. – Автореф. канд. дис. – Томск: Изд-во ТГУ, 2009.
  26. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: REFL –book, 2009. – 467 с.
  27. Массовая коммуникация в формирование современного социокультурного пространства: материалы круглого стола // СОЦИС. – 2008 г. - №7. – С. 73-82.
  28. Менегетти А. Система и личность М.: Серебреные нити, 2007. - 128 с.
  29. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире. - М., 2008.
  30. Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: траектория и социологическая перспектива // Социальная политика и социология. – 2009. - №2. – С. 5-15.
  31. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 186 с.
  32. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2005.
  33. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 2010.
  34. Савруцкая Е.П. Что такое связи с общественностью: основные подходы и определения // PR в образовании. - 2009. - №5. - С. 4-14.
  35. Создание благоприятной среды как искусство управления // Н.П. Огарев от XIX к XXI веку: материалы и тез. докл. XXVII Саран. Междунар. Огаревских чтений. Саранск: Б.И., 2005. - с. 13.
  36. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм (Американская социологическая мысль. М. – 2008. С. 372-392)
  37. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационной-потребностной сферы. // Мир психологии. 2009. - №3.- С. 80-90
  38. Тульчинский Г.Л. Пиар и бизнес в России. – СПб., 2004.
  39. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М.: Гардарики., 2002. – 272с.
  40. Флягина И.А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социо культурная динамика // Мир психологии. 2002. - №2.- С. 66-77
  41. Чумиков А.Н. Связи с общественность: Учеб.пособие. – 3-е изд. – М.:Дело, 2008.- 296 с.
  42. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2008.
  43. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке // Вопросы философии. - 2001. - №5. - С. 42-51
  44. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 2007. - С. 278-297
  45. Шишкина М.А. Паблик рилейшенз в системе социального управления. – СПб.: Паллада-медиа и РУСИЧ, 2009. – 446 с.
  46. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
  47. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Наука, 2009.
  48. Штомпка П. Социальное изменение как травма // СОЦИС. - 2008 г. - №1.- С. 6-16
  49. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2008. - С. 89-105

 

 

Приложение.

Образец психосемантического  опросника 

 

Уважаемые господа!

Просим вам принять  участие в психологическом исследования. Мы проводим исследование того, как  разные люди воспринимаются и оценивают  различные строительные организации  города Москвы и их руководителей. Вам предлагается оценить ряд объектов по степени выраженности у них предложенные характеристики.

 

 

 

Оцените строительные организации, их руководителей по предложенным качествам. Для оценивания воспользуйтесь шкалой от 0 до 5 (по степени выраженности характеристик)

0 - данное качество  отсутствует; 5 - выраженное максимально; 1,2,3,4 - промежуточные значения.

ОАО «Городская домостроительная компания»

Фирма Х

Фирма Y

Фирма Z

(директор ОАО ГДСК

директор фирмы Х

Идеальная строительная организация

1

руководитель - уважаемый  человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

страшно доверить свои деньги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

строит жильё, доступное  для меня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

имеет хорошую репутацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

строит элитное, дорогое  жильё

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

их дома украшают город

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

много рекламы в СМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

индивидуальный подход к клиенту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

крупная серьёзная организация-это

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

временщики, для них  строительство только выгодный бизнес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

нужное предприятие  для города, области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

не выполняет обязательства перед клиентом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

обеспечивает рабочими местами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

высокое качество работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

использует новые, современные  технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Голованов Л.В. Средства массовой информации призваны творить положительный мир // Социальная политика в России 21 века: Материалы выступлений на планерном заседании, секциях и круглых столах 15 апреля 2004 г. (шестые годичные научные чтения МГСУ). – Издательство МГСУ «Союз», 2010. – 296 с. – С. 257-261, Шишкина М.А. Паблик рилейшенз в системе социального управления. – СПб.: Паллада-медиа и РУСИЧ, 2009. – 446 с.

2 Флягина И.А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социо культурная динамика // Мир психологии. 2002. - №2.- С.66-67

3 Кара-Мурза Е. Массовая реклама в постсоветском обществе. Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №7.

4 Флягина И.А. Реклама как специфический вид массовой коммуникации и социо культурная динамика // Мир психологии. 2002. - №2.- С.66-67

5 Там же

6 Там же

7Осадчая Г.И. Социальные изменения в современной России: траектория и социологическая перспектива // Социальная политика и социология. – 2009. - №2. – С. 7.

8 Бокарев Н.Н. Личность в социокультурной среде // Социальная политика и социология: Реалии и новые идеи. Вып. 7. – М: Изд-во МГСУ, 2010. – С. 43-48

Бокарев Н.Н. Социальные процессы и социализация личности: теоретико-методологические проблемы // Социальная политика и социология. – 2007. - №2. – С. 5-15.

9Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм (Американская социологическая мысль. М. – 2008. С. 372-392)

10Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Наука, 2009. 

Штомпка П. Социальное изменение  как травма // СОЦИС. - 2008 г. - №1.- С. 6-16

11 Ерасов Б.С. Социальная культурология. – 2-ое изд., – М.: Аспект Пресс, 2009. – 591с.

12 Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоцопсихологии // Человек. – 2008. -№3. – С.145-152.

Дридзе Т.М. Текстовая  деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 2008. – 254 с.

Дридзе Т.М. Человек  и городская среда в прогнозном социальном проектировании. // Общественные науки и современность. – 2009. - №1. – С.131 – 152

Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. – 2007. - №». – С. 95-105.

13 Шишкина М.А. Паблик рилейшенз в системе социального управления. – СПб.: Паллада-медиа и РУСИЧ, 2009. – 446 с.

14Создание благоприятной среды как искусство управления // Н.П. Огарев от XIX к XXI веку: материалы и тез. докл. XXVII Саран. Междунар. Огаревских чтений. Саранск: Б.И., 2005. - с. 13.

Информация о работе Социокультурные эффекты деятельности по связям с общественностью