Становление газеты "Коммерсантъ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:09, реферат

Описание работы

Собственно, исходя из образа типичного читателя газеты «Коммерсантъ» несложно обрисовать портрет самого издания: общественно-политический еженедельник, с независимой информационной политикой и остроумным содержанием. Издание можно назвать скандальным. За всю свою историю «Коммерсантъ» был ответчиком в трех судебных исках. Рекламные кампании издательства тоже не блистали безобидностью время от времени. История с фирменной туалетной бумагой, распространяемой якобы недоброжелателями – лишь одна из многих акций.

Файлы: 1 файл

Исследование Коммерсантъ.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                   Волкова Анастасия ОЖ12-01Б

 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 Институт филологии и языковой коммуникации


 

Кафедра  журналистики


 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ

по проблемам теории и практике журналистского творчества


 

 

История становления газеты «Коммерсант»


 

 

 

 

 

 

Преподаватель                         __________             Устюжанина Д.А.

                                                              подпись, дата                           инициалы, фамилия

 

 

 

Студент _ОЖ12-01Б_ ________________   __________  _Волкова А.А._


                         номер группы        номер зачетной книжки         подпись, дата      инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 

Основные  сведения

Общественно-политическая ежедневная газета «Коммерсантъ» 
Издатель: ИД «Коммерсантъ». 
Издается с 1990 года.   
Считается «преемницей» одноименной дореволюционной газеты, выходившей в России с 1909 по 1917 год. 
Выходит 6 раз в неделю (с понедельника по субботу).

Тираж: 125 000 — 130 000 экз. 
Формат — А2; кол-во полос — 16. 
Целевая аудитория: люди 25-44 лет, обеспеченные, с высшим образованием, имеющие высокий социальный статус (руководители, специалисты и служащие), в основном жители больших городов.

По данным исследований, это топ-менеджеры предприятий, высококвалифицированные специалисты, имеющие частную практику, руководители среднего звена, предприниматели среднего бизнеса, а также высококвалифицированные специалисты без управленческих функций в негосударственном секторе экономики, мелкие предприниматели и менеджеры среднего звена.

По психографическим характеристикам это люди высокообеспеченные и преуспевающие. Новаторы и "охотники" за престижем, ведущие активный образ  жизни. Ценят свою свободу, общительны, ориентированы на жизненный успех, карьеру, обладают хорошим чувством юмора.

Собственно, исходя из образа типичного читателя газеты «Коммерсантъ» несложно обрисовать портрет самого издания: общественно-политический еженедельник, с независимой информационной политикой и остроумным содержанием. Издание можно назвать скандальным. За всю свою историю «Коммерсантъ» был ответчиком в трех судебных исках. Рекламные кампании  издательства тоже не блистали безобидностью время от времени. История с фирменной туалетной бумагой, распространяемой якобы недоброжелателями – лишь одна из многих акций.  
«Последние два дня против газеты "Коммерсант" неизвестной инициативной группой была объявлена самая настоящая война. На улицах Москвы появились рулоны туалетной бумаги с логотипом "Коммерсанта" и статьями из февральских номеров, сайт издания активно "досят", а теперь еще и начались e-mail-рассылки писем от имени главреда "Коммерсанта" Андрея Васильева, в которых сообщается о "новой форме" издания газеты. Подозреваемые в организации этой акции уже есть, в Сети, по сложившейся традиции, таинственным образом появилась некая инструкция по "мочению" газеты, однако точно сказать, кому захотелось увидеть "Коммерсант" на туалетной бумаге, пока нельзя. » - сообщение на сайте Агенства бизнес-мониторинга от 11.03.2008. Как выяснится позже «сортирная история», как прозвали ее многие журналисты — проделки самого издательства «Ъ».

История издания.

Основателями  газеты «Коммерсантъ» можно по праву  считать сотрудников первой в  СССР службы поддержки кооперативов «Факт» Владимира Яковлева и Артема Тарасова. Именно они задались в 1989 году вопросом: а почему бы не создать первое в стране частное независимое издание для регулярной публикации новостей о кооперативном движении?

 В одной из московских библиотек сотрудники кооператива «Факт» нашли две деловые респектабельные дореволюционные газеты, которые прекратили свой выход в связи с большевистским переворотом - «Коммерсантъ» и «Понедельник».

В декабре 1989 года вышел нулевой (пилотный) номер  тогда еще еженедельной газеты. А с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. Первые же номера принесли изданию успех.

«Коммерсантъ», без преувеличения, совершил настоящую революцию в российской журналистике.  Коммерсантовцы предложили читателям почти иностранную газету. Во-первых, она была толстой — из 16-полосников на рынке была, пожалуй, только «Неделя». Во-вторых, необычным был «жесткий» макет. Газета четко поделила мир на постоянные рубрики — «Войны и происшествия» были на своем месте, а «Акции, инвестиции» — на своем. Многогранность мира, сложные жизненные коллизии, философские вопросы попали в рубрику «Все остальное». В стране не хватало порядка — газета его создавала.

Яковлев с  соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации — «принцип перевернутой пирамиды»: в первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появился, так называемый, lead. С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Ъ». И лишь после этой самой вводки следуют подробности. Главный принцип издания «Ъ»: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой «личной авторской и гражданской позиции». Краткость, осторожность в оценках, холодноватый отстраненный тон, ирония. Ссылки на источники информации тоже внедрил «Коммерсантъ». До того журналисты смело предлагали читателям свои догадки, высказывали частное мнение, делились наболевшим, а это могло увлечь только очень доверчивого читателя.

Особая тема — заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку были благонадежность и благолепие. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой: «Речь тов. Лигачева на XIX пленуме КПСС». Заголовок «Коммерсанта» - связное и законченное предложение с подлежащим и сказуемым, посылающее сигнал: ПРОЧИТАЙ МЕНЯ!

С появлением   «Коммерсанта» родилась еще одна статья журналистских расходов  — плата за информацию. Газета претендовала на то, чтобы считаться самой оперативной и информированной  — и за это приходилось платить.  Был случай, когда с закрытого заседания Верховного Совета СССР выставили всех журналистов. Но   «Коммерсантъ» единственный из всех смог подробно написать об этом заседании  — просто диктофон для  «Коммерсанта» держал тот самый охранник, который выгонял из зала журналистов.   

«Коммерсантъ» первым ввел дежурные смены в редакции. Специальная группа сидела ночи напролет и слушала радиопереговоры милиционеров, сообщавшие о происшествиях. При сколько-нибудь серьезном происшествии корреспондент брал дежурную машину и мчался на место событий. 
В годы, когда еще не существовало рекламного рынка,   «Ъ» бесплатно публиковал так называемые справки   «Ъ» и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы. Плоды этой стратегии пожинались в сверхприбыльном 1993 году, когда не имевший конкурентов   «Ъ» в одиночку собирал всю рекламу крупного бизнеса.

За время  существования газеты «Коммерсантъ»  сменилось 11 главных редакторов и 4 владельца издания.

На особом положении в издании фигура Андрея Колесникова. Во время экономического кризиса 1998 года в газете остался только он. Вклад этого журналиста был оценен В.Д. Дранниковым в 2009 году: «Нет тех, кто пишет, как это делали мы! Там один Колесо. Все. Колесников — это 20 % капитализации «Коммерсанта». Вот завтра уйдет Андрюша из «Коммерсанта», и на 20 процентов «Коммерсантъ» подешевеет. А то и на тридцать».


 

Предпосылки

 Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 коп. разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты «разбором полетов» за последние 70 лет — обличали или защищали советскую власть.  
Для «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, — к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы — как точная сводка деловых новостей.

Нынешнее состояние

На  данный момент «Ъ» принадлежит Алишеру  Усманову, а пост главного редактора  занимает Михаил Михайлин. 
Газета «Коммерсантъ» вошла в число лидеров по взвешенности и объективности освещения экономических конфликтов согласно опросу, проведённому в 2003 году среди 50 крупнейших компаний России и деловых ассоциаций. Также, «Ъ» является одним из ключевых источников деловых и политических новостей в российском информационном пространстве (по данным «TNS Media Intelligence»).

Право публиковать объявления о несостоятельности принадлежит именно этой деловой газете.

«Свой»  «Коммерсантъ» можно найти в  Санкт-Петербурге, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани,Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Уфе, Хабаровске и Чебоксарах.

 

Список литературы:

  1. http://www.kommersant.ru/about
  2. «С твердым знаком на конце» - документальный фильм Леонида Парфенова, посвященный 100-летию газеты. (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2696025)
  3. http://www.advertology.ru/article52701.htm
  4. http://www.r52.ru/index.phtml?rid=34&fid=316&sid=88&nid=24430
  5. http://msu-research.ru/index.php/journalism/65-russjournhistory/1077-kommersant
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8A  
     

Информация о работе Становление газеты "Коммерсантъ"