Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:00, контрольная работа
Руководство – это способность оказывать влияние на человека, данная должностью.
В основе лидерства находится влияние. Влияние – это поведение одного человека, который вносит изменения в поведение другого человека. Влияние осуществляется через просьбу, пожелание, мнение.
Лидер – это человек, обладающий авторитетом и способный оказывать влияние на людей.
Руководитель – это человек, который наделен властью, он назначается вышестоящим органом
Эффективный руководитель должен пользоваться своей властью в различных пределах, чтобы не вызвать у подчиненных желание проявить свою власть, т.е. необходимо поддерживать баланс власти.
12
1. Сущность понятия «стиль руководства».
Руководство – это способность оказывать влияние на человека, данная должностью.
В основе лидерства находится влияние. Влияние – это поведение одного человека, который вносит изменения в поведение другого человека. Влияние осуществляется через просьбу, пожелание, мнение.
Лидер – это человек, обладающий авторитетом и способный оказывать влияние на людей.
Руководитель – это человек, который наделен властью, он назначается вышестоящим органом
Эффективный руководитель должен пользоваться своей властью в различных пределах, чтобы не вызвать у подчиненных желание проявить свою власть, т.е. необходимо поддерживать баланс власти.
Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Под стилем руководства понимается совокупность
применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а так же форму исполнения этих методов. Основные типы методов управленческого воздействия:
1)Командный - отношения руководителя и подчиненного проявляются в форме власти и подчинения. В данном случае используются следующие механизмы: «административные (приказ, распоряжение, указание); нормативные (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения)». Основные достоинства данного метода заключаются в обеспечении единства воли руководства в достижении цели, в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода проявляются в подавлении инициативы, творческой работы; отсутствии действенных стимулов труда, не исключается возникновение антистимулов.
2)Договорной - предполагает договорные отношения руководителя и подчиненного, как правило, в товарно-денежной форме. В данном случае используются следующие механизмы: «договорной процент отчисляемой прибыли; зарплата; материальное вознаграждение, либо санкции, предусмотренные договором». Данный метод характеризуется свободой руководителя и подчиненного, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе, а так же выполнением договорных обязательств. При этом стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Однако многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, остаются неудовлетворенными, что снижает мотивацию.
3)Социально-психологический - «Социально-психологический метод управленческого воздействия основан на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека». В рамках данного метода используются следующие механизмы: «убеждение; критика; информирование; выступление руководителя перед людьми; выговор, объявленный в приказе; награждение грамотой, благодарностью в приказе». Следует отметить, что механизмы трудовой мотивации не связанны с удовлетворением материальных потребностей, практически не требуются материальные затраты. При формировании коллектива руководителю необходимо учитывать тип личности и характер работников, создавать нормальный психологический климат и творческую атмосферу. Именно на таких принципах и следует формировать коллектив.
Приведенные типы методов управленческого воздействия имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе, при этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. «Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы[1]».
2. Типы стилей руководства.
В традиционных классификациях выделяют три вида стиля управления:
1) Автократический – характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, повышенным вниманием к личности руководителя, достаточно высокой концентрацией полномочий в его руках, формальным отношением к человеку и апелляцией к низменным потребностям, исполнительством как требованием руководителя, повышенным контролем деятельности и усилением ответственности, культивированием личности руководителя.
Краткая характеристика: единоличная власть, не терпит никакой инициативы и никаких возражений; для подчиненных предоставляется минимум информации: руководитель не ставит в известность о своих намерениях; распоряжения краткие; запреты сопровождаются угрозами; похвала и успех мало интересует; важен только результат; дела планируются заранее; голос командный, решающий, властный.
Причиной возникновения автократического управления является позиция руководителя относительно человека и его деятельности: для того, чтобы иметь успех, надо заставить человека трудиться. Лучшим способом для этого является четкое исполнение распоряжений руководителя и повышенная ответственность исполнителя, которые обеспечиваются тщательным контролем и страхом перед руководителем[2].
Такой стиль управления может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а так же в экстремальных ситуациях[3].
2) Демократический – определяется пониманием руководителя того, что человек способен трудиться весьма производительно. Если знает, во имя чего он трудится, каких целей желает достигнуть, если участвует в формулировании и определении этих целей, если имеет возможность реализовать свою инициативу, свои способности, если имеет определенную самостоятельность в своей деятельности, если пользуется доверием и свободен от мелочного контроля. Это признание, учет и использование власти коллектива, управление, построенное на человеческом факторе, децентрализованное управление, стремящееся использовать в минимальной степени методы принуждения и в максимальной степени методы мотивации доверием, участием, самостоятельностью, поощрения инициативы и активности, методы убеждения.
Краткая характеристика: решения принимаются голосованием, решения принимает весь коллектив; право выбора среди предложений; товарищеский тон, похвала; распоряжения и запреты проводятся на фоне дискуссий; решения руководителя принимает вся группа; каждый сотрудник имеет право высказать свою точку зрения; руководитель ведет себя как один из членов группы; при осуществлении контроля важен конечный результат.
Причинами возникновения демократического стиля управления являются новые условия развития, связанные с изменением системы интересов и ценностей человека в процессе социального развития. Усложнение проблем достижения эффективного управления в своевременных условия научно-технического процесса, психологическое усложнение личности, вызванное процессами урбанизации и технизации жизни, изменением ритмов жизни, социальными условиями существования и развития. Потребность участвовать в управления, иметь большую самостоятельность, на основе которой проявлять и развивать свои способности, сегодня проявляется наиболее остро и требует новых подходов к управлению. Демократический стиль оказывается наиболее приемлемым вообще и наиболее эффективным в частности.
Такой стиль следует принимать пари условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
3) Свободный – характеризуется минимальным участием руководителя в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно или активно действует неформальный лидер.
Краткая характеристика: подчиненные получают полную свободу, сами все контролируют; руководитель при решении вопроса принимает минимальное участие; ни похвалы, ни порицаний; нет сотрудничества; руководитель сам по себе, работник сам по себе.
Такой стиль может быть эффективным в условиях высокой зрелости персонала, явной общности целей деятельности, полного взаимопонимания членов группы, атмосферы уверенности и доброжелательства, царящей в группе. Худшее проявление свободного стиля управления – это позиция руководителя «Само собой сделается». Такой стиль управления часто называют попустительским, который может привести к разрушению системы управления, к дезорганизации деятельности. Применение этого стиля управления свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Хотя в разных работах выделяют разные стили руководства, каждый
из этих стилей определенным образом связан с продуктивностью
и удовлетворенностью членов группы (организации).
3. Соотнесите перечисленные характеристики с понятием «руководитель» и понятием «лидер»:
а) осуществляется как в системе административно-правовых, так
и морально-психологических связей;
б) выполняет несколько социальных ролей;
в) осуществляется в системе административно-правовых отношений;
г) имеет психологическую природу;
д) даны права и полномочия законом.
Отечественные исследователи выделяют «руководство» и «лидерство» как два различных явления, присущих организованным (в той или иной степени) общностям:
«Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи[4]».
Руководство и лидерство имеют общие черты:
1.постоянное общение с людьми;
2.воздействие на членов группы;
3.положительное мотивирование персонала.
Руководитель — это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство — это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот. Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек.
Так почему же руководителю полезно быть лидером? Ну, во-первых, лидер является авторитетом в коллективе, а следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования. Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее спрогнозировать их решение.
Сравнительная характеристика лидера и руководителя.
Руководитель | Лидер |
Получают свою должность | Берут на себя руководство |
Принимают и поддерживают статус-кво | Бросают вызов статус-кво |
Стремятся к предсказуемости и порядку | Стремятся к переменам |
Реализуют цели | Формируют Видение |
Организуют дела по реализации события | Создают события |
Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур | Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур |
Мотивируют персонал | Вдохновляют людей |
Избегают рисков | Идут на риск |
Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения | Разрабатывают концепции и стратегии |
Контролируют соответствие критериям | Вырабатывают критерии, задают рамки |
Акцент на тактике, структуре
| Акцент на фундаментальных ценностях, общих целях |
Организуют персонал | Сплачивают единомышленников |
Заинтересованы в производительности | Заинтересованы в эффективности[5] |
А) Осуществляется как в системе административно-правовых, так
и морально-психологических связей. Эта характеристика понятия «руководитель», так как одним из признаков административно-правовых отношений является построение на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим. Значит, административно-правовая связь присуща только руководителю, к лидеру она совершенно не подходит. Так же руководитель находится в морально-психологических связях. Это характеризуется постоянным контактом с подчиненными, так или иначе руководитель влияет на коллектив.
Б) Выполняет несколько социальных ролей. На мой взгляд, данная характеристика подходит и к руководителю и к лидеру. Соц.роли руководителя – наставник, лидер (не всегда), педагог, оптимист и т.д. Соц.роли лидера – авторитет, наставник, вдохновитель и т.д.
В) Осуществляется в системе административно-правовых отношений – руководитель.
Г) Имеет психологическую природу. Эта характеристика относится к лидеру, так как он умеет повести за собой людей, тонкий психолог, вызывает эмоции, лидер заражает людей идеями, воздействует на эмоциональное состояние. Руководитель – люди воспринимают их как должное, руководитель говорит, работник – исполняет, воздействует с помощью мотивационной системы, санкциями.
Д) Даны права и полномочия законом – это относится к руководителю.
Лидеры берут на себя сами руководство. Их права и обязанности нигде не закреплены, в отличие от руководителя. Его назначают, его права и обязанности закреплены законом (трудовым кодексом, должностными инструкциями и т.д.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция менеджмента: Учебное послание./ Под ред.Э.М.Короткова; «ДЭКА», Москва 1997
2. ОБЩИЙ МЕНЕДЖЕНТ. Дайджест учебного курса/Под ред. А.К.Казанцева. – М.: ИНФРА – М, 1999
3.Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ