Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:23, контрольная работа
Формируя общественное мнение сегодняшнего дня, телевидение не может обойтись без такого информационного жанра, как интервью. Телевизионное интервью.
Телевизионное интервью - жанр, предполагающий определенную телевизионную форму общения двух или более людей в кадре, в процессе которого сообщается о том или ином общественно значимом факте или явлении действительности. Основным признаком интервью является сотворчество интервьюера и интервьюируемого.
Основные виды телевизионного интервью.
Теоретическая часть
Телевизионное интервью
Формируя общественное мнение сегодняшнего дня, телевидение не может обойтись без такого информационного жанра, как интервью. Телевизионное интервью.
Телевизионное интервью - жанр, предполагающий определенную телевизионную форму общения двух или более людей в кадре, в процессе которого сообщается о том или ином общественно значимом факте или явлении действительности. Основным признаком интервью является сотворчество интервьюера и интервьюируемого.
Основные виды телевизионного интервью.
Интервью - диалог
Мы уже обращали внимание на то, что основой любого интервью является беседа журналиста с компетентным лицом, представляющая интерес для общества. Выбор темы и собеседника всегда обусловлен злобой дня. Диалог не должен быть односторонним в смысле изложения фактов, не допускается предвзятости.
С точки зрения целевого назначения телеинтервью - диалог можно определить так: беседа в форме вопросов и ответов. Информационный жанр такого интервью стал экранным, зрелищным. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение этого жанра в информационных программах.
Телеинтервью - факт.
Этот жанр считается простейшей формой телеинтервью, цель которого - выявление, подтверждение, уточнение социально значимого факта, где гарантом достоверности является лицо, компетентное в данном вопросе. Интервьюер ограничивается постановкой одного такого вопроса. Телеинтервью - факт несет лаконичную, документированную информацию в основном из первоисточников.
Беседа за «круглым столом»
Этот жанр предполагает групповое, массовое интервью. Оно дает возможность всесторонне раскрыть тему, выяснить мнение многих лиц по одному и тому же вопросу или проблеме. Обсуждение в данном случае может содержать черты полемики, спора.
Пресс - конференция
Представляет собой разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в определенной области лицам. Посвящается пресс - конференция актуальным вопросам, представляющим большой интерес для аудитории.
В последние годы развивается еще одна разновидность этого жанра - телеинтервью - монолог. Это целый, развернутый рассказ от первого лица, ответ на вопрос, который обычно выносится в начало интервью.
Обычно такая форма телеинтервью, используется тогда, когда собеседника не удается пригласить в студию или нет никакой возможности встретиться с ним и попросить ответить на интересующие многих вопросы.
Телеинтервью - сообщение.
По своей структуре этот жанр напоминает интервью - монолог. Однако интервью - сообщение имеет отличительные черты. Оно, как правило, краткое, изложение диалога дается только в наиболее существенных чертах. Ответы собеседника тележурналист или пересказывает или воспроизводит в сокращенном виде. Иногда подобное интервью - сообщение передается в эфир со ссылкой на собеседника, при этом содержание диалога представляется как своеобразный небольшой отчет о содержании состоявшейся беседы.
Телеинтервью - портрет
Форма данного интервью вопросно-ответная. Его цель - максимально раскрыть индивидуальные черты человека, создать его образ. Журналист должен как можно полнее раскрыть индивидуальность собеседника, его характер показать, показать глубинные черты личности. Выявить ее индивидуально - психологические качества.
Телеинтервью - мнение
Это проблемно - аналитическое интервью в форме экранного диалога. Цель - анализ и компетентное суждение о социально значимых явлениях. Эффективность этого интервью обусловлена компетентностью ведущего, который ведет содержательный диалог на равных со специалистом, анализируя, исследуя ту или иную проблему. Такие интервью по своему характеру содержанию приближаются к аналитическим жанрам. В информационных программах, преимущественно местных телекомпаний можно встретить критические интервью. Его содержанием является беседа с людьми, виновными в тех или иных неприятных событиях. Как правило, в таком виде интервью обязательно присутствует авторский комментарий.
В телеинтервью - зарисовке кроме диалога между собеседниками показывается обстановка разговора, его характер.
В таком интервью возможен и комментарий о фактах, событиях В последние годы в информационных выпусках теленовостей разных стран широко распространена практика использования, так называемых «уличных новостей», которые приближаются по жанру к интервью - опросу. Тележурналисты опрашивают мнения людей, разных профессий и социальных слоев по какой - нибудь одной проблеме. Очень часто такие «блиц- интервью» (на профессиональном сленге - опрос) берутся прямо на улице. Телезрители к ним относятся по - разному. Большинство считает их бесполезными, так как на вопросы, связанные с определенной проблемой, должны отвечать специалисты, только тогда можно получить компетентные ответы. Но некоторые придерживаются другого мнения, считая, что такие интервью интересны, так как отражают общественное мнение
http://otherreferats.allbest.
Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью с дополнением мимики и пантомимики, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана.
Интервью - (от англ. interview - обмен мнениями) - жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» - диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д Вакурова Н.В., Московин Л.И., Типология жанров современной экранной продукции. - М., 1997.. Также составная часть (метод) журналистской работы в различных жанрах, позволяющая сделать эффектный материал об интересном или видном человеке, или подготовить эпатирующий «экспромт» для увеличения зрелищности телеигры, или добыть недостижимую иными способами, менее травмирующими эстетическое восприятие, недостающую в сюжете для зрелищности информацию. Также элементарный источник (порождающий жанр пучка жанров), трансформация которого приводит к более сложным узким жанрам типа пресс-конференции или теледебатов. Также психологический прием идентификации особенностей личности - интервью на раскрытие личности для тренировки работников ТВ, иногда используемое в жанре телеигры. Также составная часть жанра «журналистское расследование». И так далее.
В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь со всем богатством ее риторики, интонационной, эмоциональной окраски (как на радио), но и мимика, жест, поведение собеседников, а нередко и окружающая их среда (интерьер помещения, ландшафт, окружающие люди и пр.). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Современное телевизионное интервью относится к разряду «народных форм», легко воспринимаемых людьми разной социальной среды. Вопросно-ответное построение в интервью снимает напряжение. Всегда можно спрятаться за спину интервьюера, "ответить" коротким вопросом на ответ и ждать реакции собеседника.
Естественно, журналисту приходится сталкиваться и с теми формами опроса, которые формально находятся вне пределов журналистики: интервью психологическое, психиатрическое, следственный допрос, собеседование для приема на работу или учебу. Основа интервью - вопросы, которые делятся на программные и экранные (микрофонные), закрытые и открытые, прожективные (по предполагаемой ситуации) и конкретные (фактологические), прямые и косвенные, фильтрующие (для проверки степени информированности источника) и контрольные (для проверки правдивости), буферные и ударные, контактные и ситуативные и т.д.
Независимо от предпочитаемого жанра журналист должен уметь работать как интервьюер и обязан знать, как готовить вопросы, какого типа они бывают, как выстраивать «драматургию» интервью и чего нельзя делать, так как современное телевизионное интервью строится в вопросно-ответном ключе, в ассиметричном разговорном стиле, со спадами и подъемами, с паузами между вопросами и ответами, за которые аудитория может осознать информацию и двигаться дальше.
Телевизионное интервью должно носить ярко выраженный личностный характер. И все же правила формулирования вопросов, принятые в конкретно-социологических исследованиях, можно рассматривать как общую методико-техническую основу для журналиста-интервьюера.
Вот некоторые из них, трансформированные применительно к телевидению: задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю); вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа.
Сами вопросы некоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные. Что имеется в виду? Прежде всего, собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом. Опытный журналист постарается сразу же создать непринужденную атмосферу общения, расположить интервьюируемого. Для этого есть немало способов: шутка, подходящий к случаю анекдот, рассказ о себе, выяснение каких-то косвенных деталей, имеющих отношение к встрече журналиста с его героем. «Здравствуйте, рад вас видеть! Я вас именно таким и представлял... Кстати, вы не родственник того Иванова, который... А вот однажды мне пришлось интервьюировать другого Иванова, так он...»
Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в своеобразный допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.
Программные вопросы - это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.
Основа основ успешного интервью - тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос.
В первую очередь, журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника. До того как задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация вам нужна.
Если журналист окончательно решил для себя, что за интервью он собирается брать, о чем и с какой целью, то самое время сформулировать и записать свои вопросы. В этом процессе стоит руководствоваться собственным любопытством - «вот, что мне хотелось бы узнать, это может быть интересно для моих слушателей, зрителей, читателей».
В идеале интервью на экране (за исключением ситуации официального характера) должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли бы и не в студийном павильоне, без камер и осветительной аппаратуры. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность.
Классические отечественные подходы делили интервью на метод и жанр. Однако если быть внимательным, сам метод интервью далеко не однороден.
Интервью как метод отражения действительности (процесс коммуникации) на основании классических вопросов новости условно можно разбить еще на четыре вида: беседу, опрос, разговор и собственно интервью.
Интервью как метод репрезентации исходного материала (результат коммуникации) можно разделить на монолог, диалог и полилог. От частицы «моно» - один, «di» - двое, «poly» - много. Одно, двух и многосоставное построение текста.
В эфире немецкого телеканала NDR вечером 26 января вышло первое телеинтервью экс-сотрудника Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварда Сноудена.
Интервью, записанное 22 января, у Сноудена взял журналист Хуберт Зайпель (Hubert Seipel), автор документального фильма о президенте РФ Владимире Путине. Некоторые фрагменты беседы были обнародованы днем 26 января.
В разговоре с Зайпелем экс-сотрудник АНБ коснулся аспектов деятельности спецслужбы. В частности, он заявил, что АНБ занимается экономическим шпионажем и собирает данные, не имеющие отношения к вопросам безопасности США.
Отвечая на вопрос о перспективах своего возвращения в США и возможного суда, Сноуден заявил, что процесс, по его мнению, будет показательным. «Мне будет сложно убедить присяжных в том, что я действовал ради их блага», — отметил он.
Также Сноуден напомнил о материале, появившемся 16 января на сайте Buzzfeed. В статье неназванные представители АНБ и Пентагона признаются, что хотели бы убить его и называют «величайшим предателем в американской истории». Сноуден заверил, что не сотрудничал ни с одной из разведывательных служб за пределами США.
Экс-сотрудник АНБ отказался анонсировать будущие утечки о деятельности американских спецслужб. По его словам, все секретные документы на эту тему уже переданы журналистам.
Сноуден начал передавать журналистам секретные сведения о работе спецслужбы летом 2013 года. Бывший сотрудник АНБ бежал в Гонконг, а затем прилетел в Москву, где ему предоставили убежище сроком на год. Власти США обвинили его в шпионаже и объявили в международный розыск. Некоторые конгрессмены предположили, что Сноуден сотрудничал с российской разведкой, но сам он заявил, что эти подозрения не имеют под собой оснований.
Практическая часть
«Познер» — Александр Аузан
1 канал
Хронометраж: 00:50:04
Время выхода: 1 декабря 2014 года в 23:00
Автор/режиссер: В.В. Познер
Жанр: авторская программа, интервью, беседа
Функция телепрограммы: проблемная. Отношение к обсуждаемой проблеме, мнение об этой теме собеседника.
В данном интервью приглашенный гость делится своими мыслями касаемо проблемы российской «элиты», российской экономике.
"Российским
элитам не хватает одного
Отвечая на вопрос, почему одна страна становится передовой, а другая остается отсталой, экономист пояснил, что "существует эффект колеи: страна попадает в эту колею, пытается вылезти из нее, но все время соскальзывает на проторенную дорогу". "Я придерживаюсь мнения, что то, что удерживает страну в колее, связано не с ростом экономики или политическим строем, а с ценностями и поведенческими установками: что люди считают плохим или хорошим, допустимым и недопустимым, - отметил он. – Например, хорошо ли платить налоги, можно ли доносить на соседа, прилично ли воровать из казны, можно ли требовать социальных льгот, когда ты на них не имеешь права".