Тематический репортаж как жанр на телевидении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Репортаж на телевидении
1.1 Понятие репортажа
1.2 Типы жанров репортажей на ТВ
ГЛАВА 2. Тематический репортаж как жанр на ТВ
2.1 Специфика тематического репортажа как жанра на телевидении
2.2 Передача «Профессия репортер» как пример серии тематических репортажей
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

00 Тематический репортаж как жанр на телевидении.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Лид (информационный повод) - первый абзац текста репортажа, которым ведущий представляет репортаж и предоставляет слово корреспонденту. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид - это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.

Stand up используется  не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно  работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители  могли непосредственно на экране  видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты - ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко stand up выбраковывается как раз из-за косноязычия или неграмотности построенных фраз.

Появление журналиста в кадре - это не просто демонстрация себя. В stand up репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Журналист  также может объяснить зрителю, что произошло, и указать рукой  на какое-то конкретное место, сопроводив свой жест словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего».

Существуют  разные способы записи stand up. Журналист  может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить за тем, чтобы  задний план имел как возможно большую перспективу. За журналистом ни в коем случае не должна быть стена или ни к чему не обязывающий кустик. Подобный фон наводит на мысль, что вначале корреспондент решил подготовить материал, написал текст и только после этого выхватил кусок фразы для того, чтобы появиться в кадре. Если есть возможность, то stand up снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

Другой способ создания stand up основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и stand up с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по смыслу, обстановке и месту. Поэтому stand up записывают одновременно со съемкой самого события.

Далеко не каждое событие настолько зрелищно, что  позволяет записать визуально содержательный stand up. В таких случаях stand up может  выполнять функцию композиционного  элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют stand up-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре, затем и в тексте, и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать stand up-мостик.

Финальные stand up выполняют также функцию некой  подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние  фразы, а потом называет себя (или  себя и оператора). Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.

Заканчивая  разговор о применении stand up, стоит  отметить, что в некоторых телекомпаниях  не принято «показывать» репортеров. Зачастую это компании, в которых  занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

Ситуации для  съемки stand up:

· когда нет  необходимой «картинки», чтобы проиллюстрировать  сам сюжет;

· если нужно  связать между собой эпизоды, места событий;

· когда нужно  зафиксировать присутствие журналиста в каком-либо необычном месте, например на фоне ведения боевых действий;

· когда требуется изложить контекст события; даже при наличии  соответствующего видеоматериала иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к  зрителю;

· когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения  о возможном развитии событий  в будущем;

· когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д., например: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий, как кислота...»;

· когда нужно  что-либо наглядно продемонстрировать, например: «Трудность заключалась в  том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показать, где стояла статуя) вот на это место (подойти  к статуе), т. е. на тридцать метров, без  помощи автомобиля».

Казалось бы, при том однообразии, при котором можно записать stand up, существует масса различных вариантов: статика, проходка, пробежка, вход в кадр и выход их кадра. Иногда можно начинать произносить текст, предназначенный для stand up, в тот момент, когда в объективе видеокамеры не корреспондент, а другой человек или группа людей, имеющих непосредственное отношение к теме репортажа. В кадре не обязательно могут быть люди, это может быть река, строительная площадка, панорама какой-то местности. В этом случае при записи stand up произносится текст о том, о чем хотел сказать корреспондент, а оператор постепенно, через панораму, переводит объектив на журналиста (теперь уже наговаривающего текст в кадре). Есть и другие варианты для подготовки и записи stand up.

Работая в кадре, нужно стараться выглядеть естественно, соответствуя теме по выражению лица и по одежде. Скажем, съемка в государственных учреждениях как бы… обязывает одеваться соответственно. В лучшем случае - традиционный классический костюм, как вариант - нечто аналогичное. А если снимается сюжет во время уборочной страды, то костюм, в процессе записи stand up будет выглядеть неестественно. Тем более неестественно будет смотреться шикарный «прикид» в светлых тонах в каком-нибудь коровнике или свинарнике. Впрочем… это только совет. Гардероб автора того или иного материала в процессе съемки - его личное дело.

Записывая stand up (если это финальный вариант репортажа), нужно представиться, назвав не только фамилию корреспондента, но и оператора, который работал в процессе съемки самого сюжета, затем обозначить место съемки и назвать телекомпанию, для которой готовился этот материал. К примеру: «Леонид Мутовкин, Олег Шевелев. Чечня. Ханкала. Специально для программы «Вести».

Выводы

Определение репортажа на ТВ значительно разнится с обычным представлением о репортаже (радио, печатные издания), репортаж на телевиденье это комплекс событий и действий, ряд зависимостей от разных внешних факторов.

Стоит отметить и тот факт, что телевизионный  сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет т. н. видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки -- условия «смотрибельности» репортажа.

Таким образом, телевизионный репортаж - это уникальный жанр, позволяющий показать событие, создать эффект присутствия, который создает ощущение полной объективности предоставляемой информации. Хороший телевизионный репортаж понятен и логичен и непротиворечив от начала до конца. Для его создания требуются знания, опыт и большая ответственность. Репортаж - быстро развивающийся жанр тележурналистики.

1.2 Типы жанров репортажей на ТВ

На современном  этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события, в средствах массовой информации.

По большому счёту, можно сказать, что целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придают новостям не только необычайные  черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне».

В поисках актуальной информации следует различать новость  и новое. Новость - это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству  читателей. Новое - это неизвестное  об уже известном. Поясним это  примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, - стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в  течение нескольких веков привело  к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость  должна ответить, - то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить читателям о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше писать новость. Современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.Шум Ю.А. Журналистское расследование: от теории к практике. - М.: Галерия, 2002.

Главная особенность телевидения - это коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы.

Задача репортера  и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

В современном  телевещании используют около двух десятков жанров.Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.

Событийный. Наиболее распространенный вид репортажа - оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя, поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Ситуативный. Незапланированный  репортаж. Обычно такие репортажи  готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или неожиданная отставка президента.

Запланированный. О том, что такой репортаж будет  подготовлен, известно заранее, так как заранее известно о самом событии, поскольку оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция какого-то влиятельного лица.

Репортаж-предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

Информация о работе Тематический репортаж как жанр на телевидении