Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:13, доклад
Краткая информация о типах и видах изданий. Основные этапы редакторского анализа художественного текста. Критерии художественности.
Задача ОИ — сбор и анализ большого числа первичных документов, переработка их в единый компактный и обобщенный документ. По характеру информации ОИ наиболее полно отражают содержание первичных документов, отличаются наибольшей сложностью и научной глубиной их переработки. Результатом переработки являются выводы и практические рекомендации, сделанные на базе анализа содержания первичных документов, критическая оценка их актуальности и перспективности. Обзоры выявляют тенденции, основные направления развития соответствующих областей науки и производства.
Издание для досуга (ИД) содержит общедоступные сведения по изготовлению или эксплуатации различных предметов в быту, по разнообразным формам самодеятельного творчества, увлечений. Они близки к производственно-практическим и научно-популярным изданиям. Однако отличаются от них своим целевым назначением.
Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.
Рекламное издание (РИ) содержит изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Оно содержит краткую информацию о потребительских свойствах товаров и разных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также сведения о лице, организации, произведениях искусства, литературно-художественном издании и т.п. в целях их популяризации.
Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.
Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.
ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Суть редакторского анализа состоит в соотнесении общего и частного, а проще говоря, в анализе общего замысла, темы, структуры и выбранного жанра произведения с их конкретным исполнением, их реализацией через сюжет, композицию, язык, стиль, героев произведения.
Это требует широкой образованности
и соответствующих
Мильчин А. Э. Предлогает 7 таких приемов.
Мысленное составление плана текста. Редактор делит читаемый текст по смыслу на части, каждая из которой имеет свою микротему. Выделяет главные и второстепенные пункты и выявляет в них соподчиненность. Для этого можно даже составлять схемы и графики. Без составления такого плана трудно достигнуть глубокого понимания текста.
Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми обладал читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя. Заранее зная читательскую аудиторию, редактор анализирует текст и определяет, что в нем будет заведомо понятно читателю, а что потребует пояснений. Кроме того поможет глубже вникнуть в фактическую сторону текста.
Соотнесение разных частей текста: читаемой и прочитанной. Этот прием помогает исправить фактические и логические ошибки, противоречия, бездоказательность суждений и т.д.
Использование наглядных представлений, образов. Главная суть этого приема в том, чтобы суметь зрительно представить то, что написано в тексте. Если представить образ затруднительно или представляется нереалистично, значит в тексте ошибка. Пр.: «На столе лежала полураскрытая книга» (необходимо объяснить как это возможно).
«Перевод» содержания текста на «свой» язык. Метод заключается в том, чтобы пересказать текст. Это критерий понимания текста и средство его достижения.
Антиципация — предугадывание последующего изложения. В процессе чтения читатель как бы предугадывает направление развития событий. Редактор должен следить, чтобы такой процесс шел в меру. Плохо, когда фабула художественного произведения просматривается до конца. В этом случае читателю произведение становится не интересно. Случай, когда читатель совсем не может уследить за мыслью автора, чаще всего свидетельствует о том, что в произведении нарушена логика. Так как при предвосхищении замысла автора читателю и редактору легче уследить за замыслом и воспринять композицию автора.
Постановка читателей предваряющих вопросов. При чтении у читателя появляется большое количество вопросов, на которые он должен найти ответы. (Как зовут героиню, причины поступков, почему введет тот или иной персонаж и др.) Редактор обязан проследить, чтобы необходимое число вопросов находили ответ в тексте, чтобы все сюжетные линии были закончены, а сюжеты взаимно увязаны или логически оборваны.
При оценке произведения важнейшим критерием является ее талантливость, художественность, новизна, актуальность, правдивость и привлекательность для читателя. Не остается без внимания и нравственная — гуманистическая — направленность произведения, его эстетические ориентиры, глубина постижения явлений. В последние годы к не менее важным моментам оценки художественной литературы стали относить занимательность и развлекательность сюжета, и легкость языка.
Наиболее существенные «составляющие» общего критерия художественности.
Компоненты: поведение героев, диалог, пейзаж.
Их редактор рассматривает в соответствии с реальностью. Но правда искусства — это не просто «правда факта», «жизни как она есть». Это не просто описание событий. Это определенная эстетика, некая степень художественного обобщения и осмысления действительности в убеждающих своей эстетической силой образах. Поэтому реализация этого критерия не сводится к проверке точности, достоверности тех или иных реалий. Он оценивает, сумел ли автор добиться приводимыми фактами и образами необходимого эмоционального воздействия.
Особые «составляющие» критерия художественной правды связаны с обращением писателя к событиям прошлого и будущего.
Настоящая художественная правдивость возникает лишь в том случае, когда правда факта «проходит» через правду авторской позиции, она должна проявляться в образах произведения, вытекать из обстановки.
Оригинальность авторской
манеры позволяет проявляться
«Индивидуальная творческая манера писателя» — это не просто изобразительно-выразительные средства, стилистические приемы письма. В нем мироощущение автора, его особое видение, восприятие, способность отбирать явление действительности, обобщать их, воплощать в оригинальных художественных образах.
Прежде всего, индивидуальная
творческая манера автора проявляется
в языке и стиле его
Бывает, что литераторы, стремясь к особой выразительности формы, теряют чувство меры. В этом случае оригинальность становится оригинальничанием, манера — манерничаньем. Борьба за истинную художественность воплощения действительности — одна из благородных задач редактора.
Читая художественное произведение, читатель испытывает некоторые чувства. Переживает, волнуется, радуется, горюет, сердится, возмущается, злится, негодует. Причем эмоции читателя должны вызываться самим изображением, а не навязываться авторскими заявлениями и восклицаниями.
Редактору следует обращать внимание авторов как на слишком сухое, так и на излишнюю «расцвеченность» повествования, особенно, если «образные детали» вызывают в читателе противоречащие замыслу произведения чувства.
Образ возникает в сознании не как сумма отдельных элементов, а как цельная, единая поэтическая картина. Первейшая задача редактора — оценить цельность образа, особенности его восприятия читателем. Описания, построенные по принципу конгломерата отдельных подробностей, по сути, несостоятельны, нехудожественны.
Критерий цельности касается не только элементов, рассчитанных на одномоментное восприятие — сравнения, метафоры, — но и к составляющим, находящихся на значительном расстоянии друг от друга (например, портретные штрихи).
Это имеет значение при анализе характеров героев. Нередки случаи, когда описание поступков, раздумий персонажа не создают в воображении читателя картины его духовного мира. Факты пестрят в глазах, а целой картины не получается.
Редакторский анализ осуществляется в нескольких аспектах:
– точность жизненная;
– изобразительная точность
(образ как отражение
– точность эмоциональной соотнесенности с замыслом произведения (образ как выражение мыслей и чувств писателя);
– Точность воздействия на воображение, эмоции, ассоциации читателя (образ как средство эстетического сопереживания и сотворчества).
Все перечисленные критерии составляют единую систему и лежат в основе оценки редактором литературно-художественного произведения в целом и отдельных его компонентов.