Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:10, доклад
Трэвел-журналистика (от англ. travel journalism) — особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях (от англ. travel) в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.
Рустамовой Екатерины РиССО 2-1
Travel-журналистика.
Трэвел-журналистика (от англ.
Это специфический жанр, который
находится на стыке серьезной журналистики
и простых дневниковых записей. Вдобавок,
он объединяет литературу и фотоискусство.
Сегодня мы живем в эпоху, когда люди хотят
не только услышать о чем-то, но и увидеть
глазами. Раньше этот жанр назывался –
путевые заметки.
В середине XX века корифеями жанра были
героические чехи Иржи Ганзелка и Мирoслав
Зикмунд, объехавшие весь свет на автомобиле
«Татра» и выпустившие полтора десятка
толстенных книг с фотографиями. Или советские
классики Илья Ильф и Евгений Петров, написавшие
повесть «Одноэтажная Америка» об автомобильном
путешествии по Штатам. В прошлом веке
такие поездки были мероприятием технически
сложным, дорогостоящим и привлекавшим
колоссальный общественный интерес.
В наше время путешествовать гораздо проще.
Построены новые транспортные магистрали,
появились тысячи недорогих гостиниц,
стали доступными авиабилеты. Нынче по
свету кочуют многие, и почти у всех есть
с собой фотоаппараты, а то и видеокамеры.
Но процент по-настоящему интересных журналистских
работ сравнительно невысок. Многие тревел-отчёты
до того похожи один на другой, что читать
их невероятно скучно. Зато на хороший
материал спрос есть как у редакций журналов,
так и у публики.
В чём специфика тревел-журналистики?
Чем она отличается от новостной или аналитической?
Возможно, своей философией. Это описание
мира через фильтр личного восприятия
автора. Мир, каким я его вижу. Причём этого
«я» здесь не меньше, чем самого мира. А
может даже больше. Зачастую это описание
личности автора и его приключений, а меняющаяся
картинка окружающей среды – лишь декорация.
В конце концов, людей в первую очередь
интересуют другие люди, их психология
и поступки. Но с оговоркой: образ автора
должен быть понятен и близок читателю.
Если француз, китаец и русский вместе
отправятся в путешествие по Африке, то
их рассказы будут разными. Каждый из компаньонов
увидит что-то своё, в зависимости от менталитета.
И, при равном таланте авторов, французской
публике будет интереснее читать историю
французского путешественника, китайской
– китайского, а русской – русского.
Рассказы специалистов, например, ученых
или спортсменов будут в первую очередь
интересны именно их коллегам, из-за выбора
тем и специфической терминологии. А широкой
аудитории – непонятны. Чем сложнее и
серьезнее текст, тем больше окажется
тех, кто его «ниасилил». Поэтому тревел-журналисту
стоит писать о том, что близко обычным
людям, и так, чтобы его поняли. Писать
о своих приключениях – если вы сможете
сделать это остроумно и познавательно
– беспроигрышный вариант.
Впрочем, вашими героями могут (и должны!)
быть также и местные жители, встреченные
по пути. Или даже вовсе не люди, а, скажем,
животные или архитектурные объекты. Важно
помнить: если тема повествования чрезмерно
удаляется от личности автора, она перестает
соответствовать жанру. И тем уже становится
ваша аудитория. Вплоть до того, что эти
заметки будут интересны лишь узкому кругу
специалистов. Это тоже неплохо, но это
уже не тревел-журналистика, а что-то другое.
Так что образ автора должен присутствовать
непременно, и желательно – в виде главного
героя рассказа.
Отличие тревел-журналиста перед простым
туристом в ответственности перед обществом.
Турист просто отдыхает, а если и интересуется
чем-то, то делает это ради развлечения.
Тревел-журналист изучает мир, чтобы поделиться
обретенным знанием с окружающими. Он
постоянно собирает информацию, общается
с местными жителями, забирается в места,
в которые никогда не направится путешественник,
движущийся на коротком поводке путеводителя.
Самостоятельность связана с некоторыми
сложностями, но зато такой подход позволяет
уйти в сторону от избитых троп и сделать
уникальные открытия.
Трэвел-журналистика в силу своей специфики может себе позволить разнообразие жанрообразующих форм, зачастую это:
Трэвел-журналистику характеризует показательная вариативность спектров освещения основной темы – путешествий, например: