Главное
в творчестве В.Г.Белинского – революционно-демократическая
устремленность критика, его связь
с идеями освободительного движения
своего времени. Он был первым профессиональным
демократическим журналистом, который
своими поисками и размышлениями
в области истории и теории
журналистики заложил основы науки
о печати. Он впервые в России
сформулировал те требования, которым
должно отвечать журналистика, в статье
“Ничто о ничем, или отчет г. издателю
“Телескопа” за последнее полугодие
(1835) русской литературы”. Статья написана
в форме обозрения. Заголовок позволяет
затронуть множество тем и сюжетов. Белинский
рассматривает только журналы. В них находит
наиболее полное выражение ведущих тенденций
времени. Широко освещает вопросы журналистики.
Это одна из первых теоретических работ
в этой области. Он касается вопросов о
направлении журнала и о способах влиять
на публику. Цели и функции периодического
издания и различных его отделов – все
это нашло отражение в статье. Белинский
видел в журнале огромную идеологическую
силу и хотел направить ее на решение демократических
задач. Он расширил понятие о журналистике
- не только способ интеллектуального
развития народа, но и единственный способ
пробуждения его политического и правового
сознания. “Журнал должен иметь... физиономию,
характер; альманачная безличность для
него всего хуже. Физиономия и характер
журнала состоят в его направлении, его
мнении, его господствующем учении, которого
он должен быть органом...”. Статья интересна
для понимания журнальной борьбы 30-х гг.
XIX в. В ней выковывалась демократическая
пресса. Статья направлена против антидемократических
концепций и охранительной деятельности
журнального триумвирата. Публицист Белинский
выступает против Булгарина, который,
как он считает, издевается над русским
народом и его литературой, против издателя
“Библиотеки для чтения” Сенковского,
провозгласившего, как он утверждает,
беспринципность и безыдейность основой
своей редакторской деятельности. Он осуждает
субъективный характер критики “Московского
наблюдателя”. Белинский пытается понять
причины роста журнальной промышленности,
причины влияния журналистики торгового
направления. Оно было довольно значительно.
При неразвитости в России капиталистических
отношений, русские буржуа научились извлекать
выгоду из печатного слова. Благородная
просветительская и гуманистическая роль
прессы уступила место откровенной торговле
словом - доходы издателей находились
в прямой зависимости от обесценивания
идей, выражаемых журналами. Он старается
понять причину их популярности. Учит
распознавать истинные ценности и ложные
декларации. Статья полна пафоса и борьбы
против журнального триумвирата (Сенковского,
Булгарина и Греча с их изданиями). Они,
по мнению Белинского, своей пошлостью,
ограниченность и явным расчетом на помещичьи
вкусы стояли на пути прогрессивной журналистики,
которая хотела приобщить русских людей
к достижениям европейской культуры, возбудить
их жажду знания, интерес к прогрессу и
стремление к свободе. В торговой журналистике
он видит и положительные черты – ее занимательность,
доступность, разнообразие и богатство
материалов. Он считает необходимым использовать
это передовой журналистикой. Но безусловно
выступает за идейность изданий одновременно
с использованием способов “завоевания”
читателей. Но этим не ограничивается
вклад Белинского в отечественную журналистику.
Он развил и сделал универсальным жанр
литературной критики, который стал ведущим
в журналистике второй половины XIX в. Белинский
создает теорию реализма, основными тезисами
которой являются самобытность и народность
(т.е. правдивость, верность) литературы.
Работы критика долгое время были нравственными
и эстетическими ориентирами для интеллектуальной
части общества.
***
Значение
Белинского и его влияние в
русской литературе было громадно и
чувствуется до сих пор. Он не только
указал тот путь, по которому должна
идти литература, чтобы стать общественной
силой, но явился учителем и руководителем
молодого поколения писателей, —
плеяды 40-х годов, все представители
которой прежде всего и больше всего обязаны
идейной стороной своих произведений
именно Белинскому. С восторгом приветствуя
всякое вновь появляющееся дарование,
Белинский почти всегда безошибочно угадывал
будущий путь развития и своей искренней,
увлекательной и страстной проповедью
неотразимо влиял на направление молодых
деятелей литературы. Выработанные им
теоретические положения сделались общим
достоянием и в большинстве сохраняют
свою силу до настоящего времени; а благородное
и неустанное искание истины и высокий
взгляд на просветительное и освободительное
значение литературы останется навсегда
дорогим заветом для новых литературных
поколений.
Плеханов
считал Белинского «самым глубокомысленным
из наших критиков», обладавшим «чутьём
гениального социолога»[1].