Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:36, курсовая работа
В работе также будет затронута история и краткая характеристика масонства вообще, а также тех систем и школ, которые имели наибольшее влияние на Россию и получили в ней наибольшее распространение. Особенность развития русского масонства заключается, пожалуй, в том, что оно не столько выдвигает собственную систему, собственный вариант прочтения масонского учения, а больше заимствует иностранные школы, проповедуя их идеи и лишь выбирая из предложенного.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
Кафедра международной журналистики
ВЫРАЖЕНИЕ МАСОНСКИХ ИДЕЙ НА СТРАНИЦАХ РУССКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ XVIII-XIX ВВ.
Курсовая работа
Рындина А.Г.
Студента I курса МЖ
6 академической группы
Научный руководитель:
Проф. Чернышева Н.И.
Москва
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Масонство – широко распространенное во всем мире и существующее по сей день движение, несущее нравственно-религиозный характер. Его появление связано с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.
Историки до сих пор спорят о значении масонства в мировой истории. Для одних это движение представляется скорее сектой, лишенной какой-либо высшей цели и рационального зерна, в то время как для других масоны являются чуть ли не основными двигателями истории. Мистический характер учения со всеми легендами, окутывающими его историю. Сложная организационная структура внутри движения, огромное количество конституций, уставов, специальной терминологии и символики – все это и многое другое усложняет процесс изучения этого общественного явления. Если об историческом влиянии масонов можно спорить, то степень их влияния на культуру, несомненно, велика.
Говоря о масонстве, сложно не уйти от самой сути этого учения, которая, подчас кажется, самим его последователям ясна не до конца. В данной работе речь пойдет, прежде всего, о масонстве в России и о том, как оно реализовывалось здесь в XVIII-XIX веках. В частности, будет рассмотрена связь масонства с периодической печатью. Главным образом, будет сказано об издателях-масонах, общественной и просветительской деятельности русских масонов, проповедуемых ими идеях и влиянии самого движения на общество и культуру страны.
В работе также будет затронута история и краткая характеристика масонства вообще, а также тех систем и школ, которые имели наибольшее влияние на Россию и получили в ней наибольшее распространение. Особенность развития русского масонства заключается, пожалуй, в том, что оно не столько выдвигает собственную систему, собственный вариант прочтения масонского учения, а больше заимствует иностранные школы, проповедуя их идеи и лишь выбирая из предложенного.
Что же касается персоналий в истории русского масонства, они играют первостепенную роль, а некоторые из них(в частности Н.И. Новиков) имели непосредственное отношение к периодической печати. Целью работы является оценка роли масонства в России в указанный выше временной отрезок, а также рассмотрение периодических изданий как рупора общественных, в частности именно масонских, веяний и идей.
В этой работе не будут подробно рассматриваться структура лож, символика, система степеней, ритуалы, масонские уставы и тому подобное, потому как это не столь важно для раскрытия поставленной темы.
История масонского ордена представляется туманной, окутанной множеством легенд и тайн. Само название масонство или франкмасонство происходит от французского franc mason или английского free mason, что в дословном переводе означает вольный каменщик. Уже судя по одному названию можно сделать определенные выводы относительно истоков ордена.
Итак, у разных историков масонство берет свое начало: у кого от строительства храма Соломонова, у кого – от Адама, есть же версия, связанная непосредственно с происхождением самого названия масонов, согласно которой они возникли из средневековых строительных артелей или братства вольных каменщиков1. Их деятельность было связана с постройкой готических храмов и исчисляется с VII века. Именно там выработалась специфическая система отношений между членами братства, а также, своего рода, классовое разделение внутри артелей.
В Англии при возведении соборов также пользовались услугами этих строительных товариществ, участники которых ввиду достаточно продолжительной совместного работы и тесного общения организовывали строительные ложи. Со временем (в XII в.) , в этих ложах начали появляться люди, не имеющие отношение к мастерству каменщиков-строителей, то есть «масоны теоретические», которые поучали правилам нравственности и занимались лишь либеральными профессиями, присоединялись к «масонам практическим». Так «спекулятивное масонство» проникло в «строительное масонство». В итоге, в конце XVI-начале XVII вв. непрофессионалы стали преобладать над профессионалами, пока от строительного искусства в масонских обществах не осталось ни следа, а название приобрело чисто символическое значение. 2
«Слово "free-mason" (свободный каменщик) перешло из английского в другие языки уже после того, как оно потеряло и в Англии свой первоначальный смысл, и вопрос о его происхождении основательно запутался. Во всяком случае, упоминания о фри-масонах встречаются уже в английских документах XIV века.
Важно подчеркнуть, что первоначальное значение слова "свободный каменщик" имело сугубо профессиональный смысл - это так называемые "свободные каменотесы", т.е. каменщики, специализирующиеся на обработке мягких камней или, говоря другими словами, более искусная, квалифицированная их часть.»3
В дальнейшем история развития и распространения масонства становится более ясной и последовательной. 24 июня 1717 года в Лондоне была основана первая Великая ложа4. Отсюда масонство получило широкое распространение в другие страны.
«24 июня 1717 г . в Лондоне в таверне «Гусь и вертел» появилась первая в мире Великая ложа. Четыре ложи, которые прежде собирались в других лондонских тавернах, наконец объединились, создав тем самым первую масонскую организацию нового времени. На этот день приходился праздник св. Иоанна Крестителя. Об этом событии до нас дошел краткий отчет Джеймса Андерсона, опубликованный во втором издании его «Книги уставов» по прошествии многих лет после памятного дня.»5
Что же до основных идей масонства, здесь важно заметить, что «едва ли не основным источником масонства является христианское вероучение, (хотя и в специфической протестантской упаковке) с его заповедями добра, равенства, мира и справедливости. Влияние иудаизма на масонство исследователи усматривают, прежде всего, в увлечении братьев древнееврейской Каббалой (два трактата "Сияние" ("Зогар") и "Книга творения" ("Сефер Шецир"), посвященные, главным образом, толкованию Ветхого завета). Прослеживаются в масонстве и следы других мировых религий: ислама (запрещение изображения божества, обязательная милостыня) и даже буддизма (поиск масонами "среднего пути" и стремление к консенсусу).»6
Масонство характеризуется как нравственно-этическая система, находящая выражение в символах и аллегориях. Все учение построено на обрядах и традициях, зачастую, они играют определяющую роль для членов ордена. Ведь, различные школы масонства в разных странах отличаются друг от друга, прежде всего, не самими идеями, а способом их выражения и подходом к их рассмотрению. Так, существуют регулярные и иррегулярные ложи. Под первыми понимаются те, что признаются истинными той или иной основной ветвью масонства (Объединенная великая ложа Англии – ОВЛА, Великий Восток Франции – ВВФ и т.д.). Под иррегулярными понимаются ложи, принадлежащие другой ветви или ни к одной из них – самопровозглашенные масонские ложи.
Вера в высшее начало– основополагающий элемент в масонстве, каждый из членов ордена чтит Бога и обращается к нему как к «Великому Строителю Вселенной», масонство основывается на монотеистических воззрениях. Однако, масонство не является заменой религии и позволяет членам ордена исповедовать любое из традиционных верований, так как понятие Великого Строителя каждый может понимать по-своему.
Масонство лояльно к власти, оно никогда не несло революционный характер и его деятельность всегда направлена на пользу общества, в частности благотворительность. Как сами себя определяют масоны (в П.1 конституции ВВФ от 1884 года): «франк-масонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности.
Франк-масонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франк-масонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство и братство»7.
Таким образом, масонство стремилось к достижению своеобразного века Астреи, некоего Эдема, где все будут равны и свободны, а чтобы достичь этого, необходима работа над собой и помощь ближнему. Однако, каковыми бы прекрасными и простыми ни были эти цели, масонам по всему миру виделись по-разному пути их достижения. Несмотря на принципы альтруизма и филантропии, а также принцип терпимости по отношению к власти и религии, масоны все-таки стремились усовершенствовать человеческое общество и несколько его переиначить.
«На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними.
К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.
Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.»8
Среди членов масонского ордена числятся многие известные политические деятели, сыгравшие значительную роль в истории, такие как автор «Декларации прав человека» Томас Джефферсон. В некоторых источниках говорится о значительном участии масонства в подготовке Великой французской революции. Существуют мнения, что сама идея демократии и народовластия, как и многие другие подобные, родилась в масонской среде и благодаря ей.
Если проследить историю масонского ордена, можно заметить тенденцию изменения и корректировки множества их идей. Так, со временем в ордене пришли к позиции атеизма и космополитизма, где все люди – братья, а идеал - это не Бог, а человечество.
«Вопреки распространенному мнению, масонство не есть что-то неизменное и неподвижное. В разные времена в разных странах масонство проявляло себя по-разному. Неизменным оставался, пожалуй, только его характер, как формы самоорганизации элиты общества. В этом, собственно, и состоит суть современного масонства, его голая, так сказать, "правда века".»9
Конечным идеалом всех масонов является построение сверх-государства в виде мировой атеистической республики.
В России были широко распространены все бывшие в ходу в Западной Европе масонские системы: английская, шведско-берлинская, шведская, французская. Особое внимание стоит уделить розенкрейцерству10, также обретшему популярность в России.
Несмотря на преимущественно заимствованный характер русского масонства, и здесь образовывались собственные «национальные» системы, получившие названия по именам их создателей: Фесслера, Салтыкова, степени «духовного рыцаря» И.В. Лопухина, особая система И.П. Елагина. Историю русского масонства, как правило, подразделяют на три периода. Первый из них соотносится с первой половиной XVIII века – отношение русских к масонам в это время характеризуется как несерьезное, легкомысленное.
Существует предание, согласно которому первая масонская ложа была организована самим Петром Великим по его возвращении из Великого посольства(1697-98). Если верить этой версии зарождения в России масонства, сам Петр был посвящен в орден Кристофером Вреном (или Уреном), знаменитым основателем новоанглийского масонства.
Еще одна версия говорит о возникновении первой масонской ложи в России в 1717 году, раньше основания Великой ложи в Англии. Но все это непроверенная информация, несущая сомнительный характер ввиду отсутствия каких-либо документальных подтверждений. Разве что имя Петра большим уважением «пользовалось среди русских братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру Великому» Державина».11
Большинство историков тем не менее сходятся во мнении, что масонство в России зародилось в 1731 году: это документально подкрепляется и связано с назначением гроссмейстером Великой Лондонской ложи лордом Ловелем капитана Джона Филипса Провинциальным Гроссмейстером для России. В то время о русском масонстве речь еще не идет, «так как Филипс распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единомышленников, переселившихся в Россию».12
Через десять лет в 1740 (по некоторым источникам 174113) году на пост Гроссмейстера для России был назначен генерал русской службы Джеймс (Яков) Кейт, который, однако, уже в 1744 году покинул страну навсегда. Возможно, именно в этот промежуток времени в масонский союз впервые стали вступать русские люди.
Вследствие обильного засилья немецкого населения в царствование Анны Иоановны можно предположить наличие в то время немецких лож, однако точных подтверждений этому нет. В первых российских ложах преобладающим было английское масонство первых трех, иоанновских степеней: ученика, товарища и мастера (получивших свое название в честь Св. Иоанна Крестителя).
Информация о работе Выражение масонских идей на страницах русских периодических изданий XVIII-XIX вв