Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:46, реферат
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира, и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Введение 3 Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли 4 Основное содержание понятия «гражданское общество» 9 Взаимоотношения гражданского общества и государства 11
Заключение 14
Список литературы
Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.
В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. Гражданское
общество и государство взаимно дополняют
друг друга. Было бы ошибкой противопоставлять
одно другому и тем более утверждать, что
гражданское общество возможно без взаимодействия
с государством. Конституционное или правовое
государство отличается от внеправового
или полицейского главным образом тем,
что в нем с помощью законодательства
закреплены отношения между обществом
и государством. Без зрелого гражданского
общества невозможно создание правового
государства, поскольку только свободные
граждане, обладающие высокой политической
культурой, способны формировать наиболее
рациональные формы человеческого общежития.
Гражданское общество, с одной стороны,
выступает опосредующим звеном между
свободным индивидуумом и государством.
С другой стороны, оно нуждается в обеспечении
стабильности и конституционного порядка
в обществе, в гарантиях прав и свобод
личности со стороны государства.
Основу государства составляют политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элиты, лидеры. Основа гражданского общества - свободный индивидуум с его неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он реализует свои права.
Политические партии, движения, группы давления, которые представляют интересы отдельных социальных групп граждан, входят в структуру гражданского общества, а также непосредственно участвуют в жизни государства, например, в выборах органов государственной власти, в деятельности представительных органов государства и т. д. То есть происходит переплетение, взаимное дополнение государства и гражданского общества.
Соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы. Например, переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Если взять англо-американскую модель конституционализма, то мы увидим, что она основана на свободе индивида и не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества. В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма – евроконтинентальную. Евроконтинентальная модель основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности.
Российская модель означала создание институтов представительной власти при сохранении всей полноты её в руках монарха. По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления.
Вообще для России исторически была характерна бесконечная цепь государственного развития, основанная на властных принципах; правовом нигилизме по отношению к власти и человеку; господстве произвола; бесправности индивида; отсутствии свободы и самодеятельности всех слоев общества.
Требование прав и свобод на протяжении столетий в России отсутствовало. Это характерно как для самодержавного государства, так и для советского. Последнее же государство можно отнести к классически не правовому государству, как основанному на исключительно властных принципах при полном отсутствии прав и свобод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание.
В настоящее время наше государство не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог полностью сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления.
Правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ. Официальный текст. -//М., Юрист, 2006.
2. Бошно С. В. Правоведение. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2007 - 432 с. - Российское юридическое образование).
3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев – М.: Издательская корпорация «Логос», 2007.
4. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб.и доп.- М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.
6. Леушин В.И., Перевалов ВД. Гражданское общество и правовое государство, 2003.
7. Политология. Курс лекций (4-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Зерцало, 2007.
8. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 2005.
9. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: Либеральная миссия, 2003.
10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.