Заголовки в современной газете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – Информативность и соответствие содержанию должны быть неотъемлемыми элементами любого газетного заголовка, грамматическое построение затрагивает вопрос его выразительности.
Задачи:
•Проследить информативность заголовков в современных газетах
•Узнать соответствует ли содержание к заголовку
•Одна из главных задач является грамматическое построение заголовков, данной проблеме посвящена отдельная глава.

Файлы: 1 файл

курсовая по стилистике!!!!.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Национальный Государственный Университет физической культуры, здоровья и спорта им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

 

 

Кафедра связей с общественностью

Курсовая работа

 

по дисциплине «стилистика  и литературное редактирование»

 

 

  

тема: заголовки в современной газете

исполнитель:

студентка 3курса,

группы 030602 ИЭУП

Арсеньева Н.В.

Научный руководитель:

Рыбакова  О.Б.

Старший преподаватель

Защищена___________________

                        (дата)

На оценку___________________

                     (подпись)

 

 

Санкт-Петербург 

2012год

 

 

Введение

 

В словаре В. Даля1 о заглавии сказано, что это «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его… Заголовком называют также название отдела, главы книги». Здесь дано широкое понятие заголовка. У С. Ожегова2 заглавие определено несколько уже – как название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдела его частей. Следуя Большой Советской Энциклопедии3, заголовок – это «название литературного произведения, в той или иной степени раскрывающее его содержание».

  Все перечисленные определения  верны и для газетного заголовка,  однако, он имеет свою специфику,  отражающую характерные особенности газеты: ее оперативность, публицистичность, жанровую палитру.

Заголовок, предваряя текст, несет  в себе определенную информацию о  содержании и об авторской его  оценке. Можно сказать, что он занимает стилистически сильную позицию. Человек редко прочитывает газету «от корки до корки», он выбирает только то, что его интересует, руководствуясь названиями публикаций (исследования психологов показывают, что 80% читателей уделяют внимание только заголовкам).

На основе сказанного можно выделить несколько  основных требований к заголовку, которые бы максимально облегчили читателю его задачу. Это информативность, соответствие содержанию и выразительность. В то же время в современной российской периодической печати эти очевидные правила постоянно нарушаются. Иногда это происходит от неумения автора придумать заголовок к своему тексту, но в большей части случаев нарушение связано с желанием привлечь как можно больше внимания к  публикации, придав заголовку излишне сенсационный характер. Михаил Кольцов когда-то предостерегал собратьев по перу: заголовок – опасная штука, особенно на газетном и журнальном поле брани.

На мой взгляд, актуальность данной на лицо, современные журналисты зачастую пренебрегают общепринятыми принципами при написании заголовка, а он как известно является первым сигналом, побуждающим нас читать газету или отложить  ее  в  сторону. Иногда в заголовках можно выявить несоответствие теории и практики, неуважение к читателю, именно поэтому я выбрала данную тему.

  Предметом  исследования  данной  работы   является современный  газетный  заголовок  и  грамматическое его построение. Объектом является заголовок, как лицо всей газеты.

Цель  работы  –  Информативность и соответствие содержанию должны быть неотъемлемыми элементами любого газетного заголовка, грамматическое построение затрагивает вопрос его выразительности.

Задачи:

    • Проследить информативность заголовков в современных газетах
    • Узнать соответствует ли содержание к заголовку
    • Одна из главных задач является грамматическое построение заголовков, данной проблеме посвящена отдельная глава.

 

Глава 1. Особенности написания заголовка.

1.1.Заголовок  –  лицо  всей  газеты

 

Библиограф Н. А. Ульянов, убеждавший литераторов обращать особое внимание «на точность, ясность и, главное, содержательность тех нескольких слов, которые ставятся ими в начале работы», писал: «Мимо статьи с заглавием, ничего не говорящим о ее содержании, проходят многие из тех читателей, которых статья по существу интересует, но они не знают сразу же, с первого взгляда, по названию статьи, что она трактует вопрос им интересный».

Таким образом, нельзя не согласиться, что  информативность - важный  параметр заголовка, привлекающий читательское внимание к конкретной статье. Мы ставим перед собой задачу проследить, как имя текста – заглавие – сигнализирует о его содержании, каким образом реализуется информативная функция названия произведения.

Подробно рассмотрела  информативную функцию заголовков исследователь Э. А. Лазарева в своей  работе «Заголовок в газете»3.  Согласно этой работе, необходимо выявить, как отражается в заглавии разные элементы смысловой схемы текста (основная мысль, установочные и развивающие тезисы, аналитическая оценка ситуации, фон к цели сообщения, иллюстрации)4. На основании этого дается типология газетных заголовков.

Газетный заголовок  может выражать любой элемент  смысловой структуры текста, о  котором речь шла выше.

В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные и комплексные заглавия.

I. Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста.

  1. Значительное количество заголовков выражает тему текста (тематизирующие заглавия – термин А. И. Домашнева5). Тема текста входит в состав его основной мысли. Это тезис, который раскрывается системой тезисов, составляющих текст. Основная мысль включает тему публикации и ее предикат. Одно из главных назначений заголовка – сообщить читателю о теме публикации, которую ему предлагает газета.

Название может отражать предмет речи – факт, о котором говорится в тексте, называть героя материала. Если газетный текст посвящен какому-либо событию, тогда основная мысль строится по типу: «событие – случилось», «событие – показало, что…» и т. д. В заголовке актуализируется или название темы-события, или вся основная мысль (тема + предикат).

Иногда при создании заглавия автор газетного текста имеет возможность сделать его  выразительнее, передать событие иносказательно для того, чтобы усложнить процесс восприятия, заинтересовать читателя.

Существуют тематизирующие заголовки, представляющие собой цитату или известное выражение, относящееся  к описываемому событию.  

Выражение темы, основной мысли может  быть распределено между заголовком и рубрикой, заголовком и подзаголовком.

  1. Заголовок газетного текста актуализирует аналитическую оценку ситуации, отраженной в нем. Идея текста – это тот его элемент, который формулируется из его изложения, является своеобразным итогом сказанного. Подобные заглавия до чтения газетного материала подготавливают читателя к восприятию идейного смысла, публикация понимается сразу в определенном ключе. Идейный смысл воспринимается дважды: первый раз до знакомства с текстом, а затем – повторно, после прочтения всего текста. На основе соотношения «заголовок – текст» повышается действенность, убедительность газеты.

 Формулировка и в этом  случае может быть передана  описательно, образно, с использованием  цитат и известных выражений.

В заглавии, актуализирующем идею материала, может содержаться элемент, который логически вытекает из сказанного, но в самом тексте не  выражен вербально.

  1. Заголовок актуализирует один из тезисов, развивающих тему текста. Это элемент текста, относящийся к его общему содержанию (основной установочный или один из развивающих тезисов).
  2. Кроме основных элементов общего содержания текста, заголовок может актуализировать и его второстепенные элементы – иллюстрации к тезисам и общий фон к цели сообщения. Такие заглавия особенно экспрессивны, так как они построены на вынесении перед текстом элемента неосновного, неглавного. Кажущаяся «необязательность», «вторичность» того, что выражено в названии, делает его выразительным, привлекает читательское внимание.
  3. Интересно вынесение в заголовок такого второстепенного элемента содержания текста, как общий фон к цели сообщения.
  4. Газетное заглавие очень часто выражает тот оценочный фон, который окрашивает весь текст, присутствует в каждом элементе его содержательной схемы. Эти, оценочные по своему характеру, заглавия актуализируют тот дополнительный коннотативный смысл, который заключен в содержательной структуре текста.

II. Комплексные заголовки соотносятся с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом многообразны, чем предыдущих, что является одним из средств повышения выразительности текста.

Наиболее простой пример актуализации двух содержательных компонентов текста – когда сам заголовок состоит из двух частей, соединенных союзом «или»: «это, или то». Широко используется переносное значение слов. Также комплексный заголовок может отражать два смысловых элемента текста, когда он построен на явлении многозначности слова.

Вторая классификация заглавий основана на том, полностью или не полностью отражен в них тот или иной элемент текста. Текст представляет собой систему тезисов, связанных друг с другом. Каждый тезис имеет двучастную структуру, состоит из темы и ее признака (предиката). Развертывание текста – последовательное предицирование предметов мысли.

По признаку полноты выражения  какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на полноинформативные (полностью актуализирующие смысловой компонент текста) и неполноинформативные, пунктирные (не полностью актуализирующие смысловой компонент текста).

Полноиформативные заглавия. В них содержится сигнал о том или ином элементе смысловой схемы текста. Эти заголовки могут отражать или тему всего текста, или основную мысль его, или любой тезис, развивающий основную мысль. Кроме того, они полностью называют второстепенные элементы смыслового содержания. Л. П. Доблаев6 делит тезисы в зависимости от степени развернутости на предикативные (логический предикат выражен в относительно развернутой форме) и номинативные (предикат не имеет содержательного значения или не выражен совсем). Заимствуя эту классификацию, мы выделим среди полноинформативных номинативные и предикативные заглавия.

Номинативные заголовки называют тему всего текста без ее предиката, они выполняют роль знака текста аналогично именам собственным. Предикативные заголовки представляют собой развернутый тезис, содержащий предмет речи и его предикат. Такие заглавия наиболее информативны и дают самый полный прогноз о тексте.

С точки зрения выразительности  полноинформативные заголовки можно  рассматривать двояко: с одной  стороны они – нейтральная  часть заголовочной системы газетного  номера, с другой стороны на их фоне ярче воспринимаются другие, экспрессивные  заголовки. С полноинформативными заголовками мы уже сталкивались, когда анализировали однонаправленные и комплексные заголовки.

Неполноинформативные, пунктирные заголовки. Они отражают не весь тезис, состоящий из предмета речи и предиката, а только одну его часть – логическую тему или предикат. Иногда в таком названии присутствует только сигнал о предмете речи или его признаке. Такие заголовки лишь приблизительно указывают на содержание тезиса, дают знак, по которому в тексте восстанавливается тот или иной смысловой элемент.  Информативность пунктирных заголовков ниже, чем полноинформативных, но зато они дают больше возможностей для привлечения читательского внимания. Такие заголовки достаточно распространены в газете.

Пунктирные заголовки могут  иметь как однонаправленный, так и комплексный характер.

    1. однонаправленный заголовок может быть соотнесен с любым смысловым элементом текста. Комплексный заголовок актуализирует два или несколько смысловых компонентов текста.
    2. С точки зрения информативности выделяют заглавия:
  • Полностью информирующие о том или ином элементе текста, ясные до чтения публикации (полноинформативные заглавия);
  • Заголовки – знаки смыслового элемента, лишь сигнализирующие о нем (пунктирные заглавия);
  • Заголовки, информирующие о том смысле, который вербально не выражен в тексте, уведен в подтекст;
  • Заголовки, полностью понимаемые после прочтения текста, воспринимаемые ретроспективно.

 

1.2.Грамматическое построение заголовка

 

В советское время заголовок  отождествлялся с призывом, с лозунгом, указанием, что делать. Для критических заметок или фельетонов рекомендовались пословицы и поговорки. Всегда под рукой были заголовки-клише. Теперь многое изменилось: заголовок не только информирует нас о содержании материала, но и, словно упаковка товара, привлекает наше внимание. Соответственно, чем ярче, привлекательнее упаковка, тем больше вероятности, что товар купят, то есть материал прочитают. Естественно, что все имеющиеся возможности в плане грамматического построения, о котором идет речь, сегодня активно используются.

Исследователь Марина Шостак7 в своей статье8 «Сочиняем заголовок» отмечает: «Сегодня заголовки, как правило, строятся по нетрадиционным для российской прессы моделям. Долгое время господствовавшие принципы, согласно которым заголовки должны быть сжаты и кратки, сменились на противоположные. И вообще наступило время «авторской свободы» - в заголовки пошли цифры, аббревиатуры, имена собственные, разговорные слова и сленг, фрагменты на английском и пр.» 

Рассмотрим, каковы сегодня принципы организации заголовка, предложенные М. Шостак.

Констатация и резюме

Повествовательный заголовок используется для новостей. Тут метод подачи – спокойно и просто излагается суть. Часто констатирующий заголовок выглядит как лид, подходя к расширенным новостям, поясняющим ситуацию, и наглядным «картинкам».

Время от времени возвращается мода на заголовок, переходящий в текст. Точное «называние» ситуации или  характеристики людей сегодня используется для репортажей и портретных интервью, как правило, с ироничным или  игровым оттенком. Заголовок-констатация может состоять из двух-трех предложений. В этом случае заголовок становится как бы отдельным кратким сообщением.

Информация о работе Заголовки в современной газете