Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:21, доклад
В Англии XIX в. наблюдался настоящий расцвет периодической печати: в 1810-е гг. только в Лондоне издавалось более 30 журналов, а в 1820-е гг. – уже около 100. Эдинбург становится вторым интеллектуальным центром Англии, получив титул «шотландские Афины». В первой половине XIX столетия среди большого количества периодических изданий выделялись четыре наиболее влиятельных в области культуры и общественно-политической мысли журнала – «The Edinburgh Review»
Журналистика Англии в XIX веке.
В Англии XIX в. наблюдался настоящий
расцвет периодической печати: в 1810-е гг.
только в Лондоне издавалось более 30 журналов,
а в 1820-е гг. – уже около 100. Эдинбург становится
вторым интеллектуальным центром Англии,
получив титул «шотландские Афины». В
первой половине XIX столетия среди большого
количества периодических изданий выделялись
четыре наиболее влиятельных в области
культуры и общественно-политической
мысли журнала – «The Edinburgh Review» («Эдинбургское
обозрение», 1802–1929), «The Quarterly Review» («Ежеквартальное
обозрение», 1809–1967), «Blackwood's Magazine» («Блэквудовский
журнал», 1817), «The London Magazine» («Лондонский
журнал», 1820–1826), а также газета, ставшая
синонимом качественной прессы – «The Times»
(«Таймс»).Ежеквартальный журнал «The Edinburgh
Review» был основан в столице Шотландии
в октябре 1802 г. как орган партии вигов,
и среди его основателей были Фрэнсис
Джеффри, Сидни Смит, Генри Броугхем. Издателем
журнала выступил книгоиздатель Арчибальд
Констебл, который одним из первых стал
платить высокие гонорары авторам. Главным
редактором этого издания в течение 27
лет оставался Фрэнсис Джеффри, критик
и эссеист, положивший начало плеяде всевластных
редакторов в английской журналистике
XIX в.«The Edinburgh Review» стал чрезвычайно влиятельным
изданием, а многие его статьи политического
и литературно-критического характера
воспринимались как «истина в последней
инстанции». Умеренный консерватизм этого
издания понравился публике, а его литературные
суждения оказывали решающее влияние
и на писателей, и на читателей. Ежеквартальник
«The Quarterly Review» был основан в Лондоне в
1809 г. как издание консерваторов. За этим
журналом стояла издательская фирма Джона
Мюррея, провозглашенного «королем книгоиздателей».
«Крестным отцом» издания стал Вальтер
Скотт, окончательно рассорившийся с «The
Edinburgh Review», а первым редактором – публицист
и сатирик Уильям Гиффорд (1809–1824), в свое
время прославившийся изданием еженедельника
«The Anti-Jacobin» («Антиякобинец», 1797–1798). «Blackwood's
Magazine» был основан в Эдинбурге в 1817 г. и
стал органом так называемых «младших
тори». Его идейным вдохновителем оказался,
как и в случае с «The Quarterly Review», Вальтер
Скотт, а «финансовой основой» – издательская
фирма Уильяма Блэквуда, чья фамилия и
оказалась в названии ежемесячника. Первыми
редакторами издания были Джон Локхарт,
будущий зять Вальтера Скотта, и Джон Вильсон,
автор драматической поэмы «Чумной город»,
послужившей сюжетной основой для пушкинского
«Пира во время чумы». Редакторский тандем
Локхарт-Вильсон приобрел известность
своими сатирическими атаками на либералов
(поэма «Халдейская рукопись»), а также
на поэтическую школу «кокни», то есть
на лондонских романтиков. Журнал «The London
Magazine», основанный Джоном Скоттом в 1820
г., был чисто литературным изданием и,
несмотря на короткий срок своей «жизни»,
оказал значительное влияние на развитие
английского эссе. В журнале раскрылись
дарования таких блистательных эссеистов,
как Чарльз Лэм («Очерки Элии»), Уильям
Хэззлитт («Застольные беседы»), Томас
Де Куинси («Исповедь англичанина, употребляющего
опиум»). На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии газеты
не имели такого влияния на общественное
мнение, как журналы. Однако именно в это
время появилась газета, считающаяся в
настоящее время синонимом респектабельности
британской прессы. Ее основателем стал
английский типограф Джон Уолтер, который
в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily
Register» («Универсальный ежедневный журнал»).
В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано
в «The Times», и под этим названием газета
вошла в историю мировой прессы. Задачей
Джона Уолтера было сделать «The Times» изданием,
интересным всем читающим кругам. В своей
первой редакционной статье он заявил
о том, что «газета должна быть хроникером
времени, верным летописцем всех проявлений
человеческого разума; она не должна сосредоточиваться
только на одном событии, но, подобно хорошо
сервированному столу, должна иметь в
своем арсенале блюда на любой вкус <...>
и, избегая крайностей, держаться золотой
середины». Во времена Джона Уолтера занятие
журналистикой не было прибыльным делом,
единственная награда – приобретение
политического влияния. Тиражи британских
газет были небольшими, и в 1795 г. тираж
«The Times», составивший 4800 экз., считался
рекордным. Как и другие редакторы того
времени, Джон Уолтер не избежал судебного
преследования за публикации в газете.
Осенью 1789 г. за статью, направленную против
герцога Йоркского, он был приговорен
к уплате штрафа в 50 фунтов стерлингов,
к позорному столбу на один час и к году
тюремного заключения. Хотя, даже находясь
в Ньюгейтской тюрьме, Уолтер продолжал
руководить «The Times». За это время появились
еще две публикации, повлекшие за собой
судебную кару в дополнительный год тюрьмы
и штрафу в 200 фунтов стерлингов. Выйти
из тюрьмы Джону Уолтеру удалось только
через год и четыре месяца. Подлинное значение
«The Times» как общенациональной, а затем
влиятельной европейской газеты проявилось
только в XIX в. В 1803 г. управление «The Times»
перешло к Джону Уолтеру II, который усилил
в «The Times» черты респектабельности и сделал
это издание самым информированным в стране.
В период наполеоновских войн Англия находилась
не только в экономической, но и в информационной
блокаде – иностранные новости поступали
с большим опозданием. Использовав ситуацию,
«The Times» в 1807 г. послала своего корреспондента
Генри Робинсона освещать события в Европе.
Репортажи корреспондента «The Times» из Германии
и Испании продолжались до 1809 г., став своеобразным
британским «окном в Европу», а сама газета
увеличила сеть своих корреспондентов
как внутри страны, так и за рубежом. В
1817 г. Джон Уолтер II занял место в парламенте,
а на пост редактора назначил Томаса Барнса.
Барнс возвел газету в ранг непререкаемых
авторитетов в мире информации, закрепив
за ней статус влиятельного издания. Взвешенная
позиция «The Times», не допускавшая явного
радикализма, и ориентация на традиционные
ценности среднего класса выгодно отличали
ее от популистских и радикальных изданий
того времени, не говоря о бульварной прессе.
Публикации и позиция «The Times» сыграли
важную роль в таких, важных политических
событиях, как первая парламентская реформа
1832 г., давшая право голоса мелкой и средней
буржуазии и уничтожившая часть «гнилых
местечек» в пользу промышленных центров,
принятие закона об эмансипации католиков,
отмена хлебных законов в 1846 г. Пик популярности
«The Times» пришелся на события Крымской
войны, в период редакторства Джона Дилейна.
Освещать военные действия был отправлен
знаменитый корреспондент «The Times» Уильям
Рассел, первый военный корреспондент
в истории британской прессы. Репортажи
Рассела с места боев вдохновляли поэтов,
строки его репортажей становились крылатыми
выражениями, а его разоблачения военных
и политических кругов привели к отставке
правительства и к смене военного руководства.
В середине XIX столетия «The Times» получила
прозвище «Громовержец». Ее ежедневный
тираж достиг 60000 экз., тогда как тираж
ближайшего конкурента едва приближался
к 6000. Точность и качество репортажей,
своевременность освещения событий, высокий
уровень передовиц и аналитических статей,
осведомленность в хитросплетениях европейской
политики сделали «The Times» эталоном европейского
периодического издания. Во многих европейских
столицах собственные корреспонденты
«The Times» пользовались таким же вниманием,
как и послы иностранных держав. Пресса
в лице «Таймс» становилась подлинной
«четвертой властью». Для Абрахама Линкольна
«The Times» этого периода – «одна из величайших
сил в мире», даже королева Виктория в
одном из писем сетовала на влиятельность
этой газеты. Газета всегда была чутка
к технологическим и оформительским инновациям.
10 января 1806 г. в «The Times» впервые появилась
иллюстрация, посвященная похоронам адмирала
Нельсона. «The Times» первой в Европе использовала
возможности парового печатного станка,
изобретенного в 1810 г. саксонским печатником
Фредериком Кенигом. Новшество Кенига
долгое время не находило промышленного
применения, пока «The Times» не задействовала
машину Кенига в издательском процессе
в 1814 г. И это позволило лондонской газете
перейти с выпуска 300 экземпляров газеты
в час на печатном станке на выпуск 1100
экземпляров газеты в час при помощи новой
системы. Дальнейшим прорывом в области
типографского дела стало изобретение
ротационной печатной машины, сделанное
американцем Ричардом Хоу в 1846 г. «The Times»
тем временем шла своим курсом и в 1848 году
смогла ввести в действие машину, которая
с применением рулонной бумаги одновременно
печатала и лицевую, и оборотную сторону
с производительностью почти восемь тысяч
экземпляров в час. Цены на печать упали
на 25 процентов. «The Times» выиграла битву
за механическое производство шрифтов,
первой использовав в 1881 г. строкоотливную
машину, запатентованную Фредериком Уилксом.
Другой важной коммуникационной инновацией
стало появление информационных агентств.
Первое в мире информационное агентство
появилось в 1835 г. в Париже. Его основателем
стал Шарль Луи Гавас, начавший свою деятельность
с «бюро переводов Гаваса», в задачу которого
входило оперативное обеспечение переводов
иностранной прессы для нужд местной периодики.
В дальнейшем информационное агентство
Гаваса получало новости из зарубежных
газет, а также от широкой сети собственных
корреспондентов, продавая полученную
информацию в парижские газеты, затем
провинциальные, а потом и зарубежные
издания. Для быстрого получения информации
в период, когда железные дороги были еще
крайне медленным средством сообщения,
а телеграф только стал входить в газетную
и информационную практику, агентство
Гаваса с успехом применяло голубиную
почту. Офис Гаваса располагался на одной
улице с главным парижским почтамтом,
что ускоряло возможность быстрой отправки
почты. В «Монографии о парижской прессе»
Бальзак упоминает господина Гаваса, который
«снабжает всех одними и теми же новостями,
сохраняя право первой ночи за теми, кто
платит больше». В агентстве Гаваса получили
первые навыки работы будущие основатели
собственных информационных агентств
– Бернхард Вольф и Питер Юлиус Ройтер.
В течение 1848 г. три самых известных в Европе
«информационщика» работали вместе. В
конце 1848 г. Вольф открыл собственное агентство,
получив должность исполнительного директора
берлинской газеты «National Zeitung». Он подключил
к редакции телеграф и стал помещать в
газете короткие сообщения из Лондона
и Франкфурта, полученные по новому средству
связи. Цена на услуги телеграфной связи
была высокой, а потому Вольф заключил
договор с издателями других газет
и частными лицами о продаже им
биржевых новостей, полученных из Парижа,
Лондона, Штеттина, Гамбурга и Франкфурта-на-Майне.
Так возникло «Telegrafisches Korrespondenzbuero (В.
Wolff)» («Телеграфное корреспондентское
бюро (Б. Вольф)»). Вначале передаваемые
новости были только биржевыми, но вскоре
стали дополняться и новостями политическими.
Когда была налажена телеграфная связь
между немецкими городами и Веной, то Вольф
усилил бюро новостей службой внутриполитической
информации. В том же 1848 г., когда Бернхард
Вольф приступил к созданию своего информационного
агентства, в «свободное плавание» в мире
информационного бизнеса отправился и
уроженец немецкого города Касселя Питер
Юлиус Ройтер. В начале 1849 г. Ройтер, пользуясь
отсутствием в Париже налога на печать,
основал газетный листок, представлявший
собрание всякого рода новостей – от светской
хроники до биржевых сводок. Жена Ройтера
переводила информацию с французского
языка на немецкий, и газета рассылалась
подписчикам в Германию. Идея была хороша,
но в финансовом отношении проигрышна.
Газета была закрыта за долги, но это обстоятельство
не обескуражило Ройтера. Он перебрался
в Германию в город Аахен, который в силу
своего географического положения являлся
важнейшим «коммуникационным перекрестком»
между Бельгией, Нидерландами и Германией.
В этом городе Ройтер открыл свою первую
информационную контору, используя новости,
получаемые по телеграфным линиям «Берлин-Аахен»
и «Париж-Аахен». Телеграфная линия между
Брюсселем и Аахеном еще не была проложена,
и ликвидировать коммуникационное расстояние
длиной в 90 километров взялась контора
Ройтера. Пригодились навыки, приобретенные
в бюро Гаваса, – Ройтер использовал голубиную
почту, которая была гораздо быстрее передачи
информации посредством железной дороги.
Вскоре на получение информации от конторы
Ройтера подписались крупные немецкие
и бельгийские газеты, и это была первая
победа нового информационного агентства.
Большие перспективы в развитии информационного
рынка Ройтер видел в Англии, но договориться
с главным редактором газеты «The Times», который
видел в немце еврейского происхождения
агента иностранной разведки, не удалось.
К тому же «The Times» имела свою сеть корреспондентов
практически по всей Европе, в США, Китае,
Индии и на Ближнем Востоке. И все же летом
1851 г. Питер Юлиус Ройтер переехал в Англию,
чтобы стать Джулиусом Рейтером и основать
4 октября того же года компанию под названием
«Подводный телеграф».
Многие исследователи считают эту дату
датой основания агентства Рейтер. К этому
времени у Рейтера было достаточно средств,
а главное – у него были многочисленные
связи в главных европейских центрах.
Офис новой компании Рейтер расположился
в одном из зданий Лондонской фондовой
биржи. Рейтер подписал с ней контракт
на доступ информации самой биржи и на
поставку данных с европейских бирж. Агентство
Рейтера, пользуясь услугами телеграфного
кабеля, проложенного через пролив Па-де-Кале,
дважды в день снабжала биржевиков и торговцев
самой свежей информацией о ценах и котировках.
Даже финансовая империя Ротшильдов предпочла
подписать контракт с Рейтером. В 1853 г.
Рейтер изменил название своей компании
на «The Continental Telegraph» («Континентальный
телеграф») и попытался выйти за пределы
чисто биржевой информации. Долгое время
ему не удавалось выйти на газетный рынок,
во многом из-за противодействия влиятельнейшей
«The Times». Но когда «The Continental Telegraph» опередила
«The Times» в сообщении о падении Севастополя,
то состоялся прорыв в мир политических
новостей. Английские газеты одна за другой
стали заключать договоры с агентством
Рейтера. А в 1858 г. сдалась и «The Times», которая
с отменой гербового сбора в 1855 г. потеряла
свое монопольное положение в английской
прессе и была вынуждена публиковать телеграммы
не только от собственных корреспондентов,
но и от агентства «The Continental Telegraph». К началу
1860-х гг. Джулиус Рейтер приобрел такое
огромное влияние, что Карл Маркс в письме
к Фридриху Энгельсу от 12 апреля 1860 г. был
вынужден задаваться вопросом: «Как ты
думаешь, кто стоит за этим безграмотным
евреем Ройтером?» И так же, как и лондонская
«The Times», приходил к мысли о разведывательной
деятельности, но почему-то со стороны
России. Так или иначе, три ведущих информационных
агентства не могли не вступить в конкурентную
борьбу. В 1864 г. Рейтер открыл филиал в
немецком городе Ганновере и попытался
вытеснить Вольфа, который через посредников
обратился к Вильгельму I с просьбой о
помощи. В итоге в мае 1865 г. Бернхард Вольф
продал свое бюро по согласованию с правительством
континентальной телеграфной компании,
которая сохранила его название «Wolf’
sches Telegrafenbuero (W.Т.В.)». Чтобы конкурентная
борьба не выходила за цивилизованные
рамки, в 1870 г. все три агентства подписали
Картельный договор, распределив сферы
влияния. Согласно этому договору Рейтер
распространял свою информацию в Великобритании
и Восточной Азии, Гавас – во франкоязычных
странах, а Вольф – в Северной и Восточной
Европе, в Германской империи и ее колониях.
Технологические новшества в издательском
процессе, в информационных технологиях
и введение в европейских странах в широких
масштабах начального образования стимулировали
появление «массовых», недорогих периодических
изданий, рассчитанных на вкусы малообразованной,
но большой читательской аудитории. Лидером
французской «penny press» был Эмиль де Жирарден
– один из наиболее интересных журналистов
и редакторов Франции XIX в., уловивший тенденции
развития современной ему журнальной
политики. Он начинал с выпуска журнала
мод «La Mode» (1829–1854). Журнал «La Mode» вначале
выходил как чисто великосветский журнал.
Вскоре Жирарден придал ему черты политического
издания, но сохранил раздел мод с картинками
из жизни высшего света, учитывая интересы
сложившегося круга читателей. Самый успешный
издательский проект Жирардена – основание
им в 1836 г. новой политической газеты «La
Presse» («Пресса»), подписная цена которой
(40 франков) была вдвое ниже всех других
подобных изданий. Жирарден верно рассчитал,
что «газета делается не редакторами,
а подписчиками» – при большом числе подписчиков
объявления будут печататься именно в
его газете, а плата за них покроет низкую
подписную цену. В год основания у газеты
Жирардена было 10000 подписчиков, а реклама
приносила газете до 200000 франков в год.
Новая газета Жирардена привлекла читателей
не только низкой подписной ценой, но и
блестящими журналистскими именами (например,
Теофиля Готье, ведшего раздел художественно-критического
фельетона). Жирардену удалось превратить
свою газету в независимое издание, и публикации
в «La Presse» нередко вызывали раздражение
властей. В 1848 г. Жирарден был арестован
по распоряжению Эжена Кавеньяка, а издание
«La Presse» было приостановлено. Выпущенный
на свободу после 11 дней заключения Жирарден
стал на сторону принца Луи-Наполеона
и отомстил Кавеньяку, предприняв ожесточенную
борьбу против его кандидатуры на пост
президента республики. Однако, став членом
законодательного собрания, он стал противником
бонапартизма. В качестве депутата Жирарден
постоянно выступал в защиту полной свободы
печати. С именем Жирардена связывается
и первое появление в европейской периодике
«скрытой рекламы». Появление подобной
рекламы отмечается специалистами еще
в газетах XVIII столетия, но подобные сообщения
частных лиц было легко отличить от редакционного
текста, хотя бы по месту публикации в
газете и по специальным обозначениям-маркерам
типа «N.В.» или «P.S.» Однако в начале XIX
века стали появляться такие сообщения
рекламного характера, которые трудно
было отличить от редакционного текста.
«Так как к редакционной части читающая
публика относится с большим вниманием
и доверием, нежели к отделу объявлений,
то такие объявления для рекламирующего
имеют большую ценность. Жирарден учитывал
это и брал за строку сообщений значительно
дороже, чем за строку объявлений. Эти
сообщения бывают двоякого рода: в одних
в конце заметки, интересной самой по себе,
приводится фраза или несколько фраз рекламного
характера, в других нет даже намека на
рекламу, хотя фактически вся заметка
помещена в целях рекламы». Издательская
модель газеты Жирардена оказалась весьма
привлекательной. В 1848 г. в Вене Август
Цанг основал австрийский аналог жирарденовской
газеты – «Die Presse». Во французской «penny
press» появился и такой любопытный газетный
феномен, как «роман-фельетон». Его появление
связывается с деятельностью Луи Верона,
журналиста и публициста, который в 1835
г. отказался от прибыльной должности
директора Гранд-опера, став главным собственником
газеты «Constitutionnel». Верон смог сделать
газету популярной, предложив читателю
роман с продолжением. В 1837 г. им стал роман
Эжена Сю «Вечный жид».
Во время печатания «Вечного жида» в «Constitutionnel»
число подписчиков поднялось с 3000 до 40000,
в читальнях выстраивались очереди, не
знающим грамоты читали вслух портье и
соседи. Обращение к массовому мещанскому
читателю, необходимость на протяжении
ряда месяцев держать его в постоянном
ожидании продолжения, торопливость самого
процесса писания породили характерную
для романа-фельетона технику: упрощенность
психологических мотивировок, сентиментально-
Физиологии писались в псевдонаучном
стиле, с разбивкой текста на параграфы
и с включением различного рода классификаций,
и обычно сопровождались остроумными
иллюстрациями, над которыми работали
лучшие художники того времени (достаточно
назвать имена Гаварни, Гранвиля или Домье).
Иногда физиология могла принимать формы
сатирического политического памфлета,
как, например, вышедшая в 1832 г. «Физиология
груши», где под грушей не без помощи блистательного
карикатуриста Шарля Филиппона подразумевался
«король французов» Луи-Филипп. После
выхода в свет данной физиологии обыгрывание
сходства лица короля с грушей стало «хорошим
тоном» в среде оппозиционно настроенных
журналистов. В 1841 г. Луи-Филипп подвергся
нападкам в «Физиологии зонтика», так
как зонтик ассоциировался с обликом короля-буржуа.
В целом же, деятельность таких издателей
и редакторов как Верон или Жирарден свидетельствовала
о наступлении новой эры в журналистике
– эры, в которой основной акцент будет
делаться на вкусы массового читателя.
Элементы массовой культуры начинают
активно проявляться во второй половине
XIX столетия. Газеты все более становятся
частью бизнеса, а не политической борьбы.
В этой прессе особый акцент делался на
описание сенсационных преступлений.
Еще в 1827 г. в «Blackwood's Magazine» было опубликовано
исполненное мрачного юмора эссе Томаса
Де Куинси «Об убийстве как одном из изящных
искусств». Де Куинси предложил новый
взгляд на формирующуюся в периодике тему,
он эстетизировал преступление, выведя
его за рамки бульварной хроники в область
семиотики зла и красоты преступного замысла
и исполнения. Эта маргинальная область
культуры – подход к запретному, возможность
прикоснуться к жуткой тайне – обрели
особый смысл в викторианскую эпоху. Ужас,
скрывающийся рядом, привносил в жизнь
обывателя ощущение-переживание легкого
невротического состояния. Самое страшное,
предельно эстетизированное, «знаковое»
преступление 1880-х – серийные убийства
Джека-Потрошителя, оставшиеся темной
тайной викторианского Лондона, – апофеоз
материализации самой идеи и эстетики
преступления. По этому пути пошла ежедневная
французская газета М.П. Милло – «Pette Journal»
(«Маленькая газета»), основанная в 1861
г. и завоевавшая аудиторию благодаря
ставке на леденящие душу убийства. Чем
кошмарнее были описываемые преступления,
тем стремительнее рос тираж, приблизившись
в 1869 г. к 470000 экземпляров. «Массовая» пресса
быстро освоила и приемы иллюстрированных
изданий, дополнив сенсационность соответствующим
видеорядом. Тот же Милло в начале 1870-х
практически скупил все парижские иллюстрированные
издания, чтобы создать первую во Франции
ежедневную иллюстрированную газету с
тиражом, приближавшимся к миллиону экземпляров.
Для сравнения – первая ежедневная иллюстрированная
газета в Англии «Daily Graphic» появилась лишь
в 1890 г. В Германии первая по-настоящему
иллюстрированная газета появилась в
1843 г. усилиями Иоганна Вебера в Лейпциге.
«Leipziger lllustrierte Zeitung» («Лейпцигская иллюстрированная
газета») позиционировалась издателем-редактором
как «газета общего интереса», выходившая
раз в неделю. Она быстро завоевала популярность,
и к 1873 г. тираж газеты достиг 18000 экземпляров.
Политическая и радикальная журналистика
Европы – чартистская пресса Англии, республиканская
печать Франции, социалистическая периодика
Германии, Франции и других европейских
стран по-своему дополняла пеструю палитру
идеологического медиа-рынка, но все же
повторяла уже сложившиеся типологические
инновации, разработанные качественной
и массовой журналистикой. Наиболее заметным
явлением в журналистике конца XIX столетия
можно считать наступление эры «нового
журнализма», связанного с появлением
газеты «The Daily Mail», основанной в 1896 г. Альфредом
Хармсвортом, а также традиции «малых
журналов», вышедших из поздневикторианского
эстетизма «Yellow Book» или «The Savoy» с иллюстрациями
Обри Бердсли