Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:25, реферат
Газета, журнал, радио, телевидение, интернет - эти слова понятны каждому современному человеку. Они являются важнейшим каналом общения, незаменимым инструментом образования человеческой личности. Понятия "журналистика" и "информация" неразрывно связаны в нашем сознании. Информация возникает вместе с человеком и распространяется разными способами на наиболее ранних этапах образования общества (рисунки, устная речь, песни, звуковые сигналы и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ
Если говорить об актуальности выбранной темы, то она значима для узкого круга людей, например для студентов факультета журналистики, историков, или экспертов в данном вопросе.
В задачи данного реферата входит знакомство с дожурналистской системой распространения информации в Средневековье, с ее устными и письменными формами: сообщения курьеров и глашатаев, проповеди, лекции, рукописные книги и листки новостей. Важно понять особенности коммуникационной среды Средневековья и присущих ей способов распространения массовой информации.
Газета, журнал, радио,
телевидение, интернет - эти слова понятны
каждому современному человеку. Они являются
важнейшим каналом общения, незаменимым
инструментом образования человеческой
личности.
Возможно ли назвать эти способы передачи информации журналистикой? Наверняка, это было бы неверно, впрочем, отдельные ученые начинают историю журналистики фактически с момента, когда человек научился говорить.
И возвращаясь в Средневековье, можно сказать, что в те времена культ письменного слова был высок.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1.1 Устная и письменная публицистика западноевропейского Средневековья. Церковная проповедь как публицистический жанр
История Средневековья начинается с падением Римской империи.
Западноевропейское средневековое общество можно разделить на три этапа:
- раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;
- классическое Средневековье
(XI-XV вв.) - время максимального развития
средневековых феодальных
- позднее Средневековье
(XV-XVII вв.) - начинает формироваться
новое капиталистическое
Средневековая культура
- это результат сложного, противоречивого
синтеза античных традиций, культуры варварских
народов и христианства. Однако влияние
этих трех начал средневековой культуры
на ее характер не было равнозначным.
Доминантой средневековой культуры
стало христианство. Эпоха Средневековья характеризуется
исключительно сильной ролью церкви и
высокой степенью идеологизации общества.
Христианское сознание – основа менталитета
Средневековья.
Публицистика
западноевропейского
Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету — к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля.
1.2 Пражурналистские
коммуникационные процессы
Если сравнивать
особенности коммуникационной
Средние же века – нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике.
Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Велика была роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в Средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.
Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом.
В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса – университетская лекция (она читалась по книге;лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый театр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий с использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке – языку разговора с Богом.
Здесь родилась смеховая культура,
которая стала почвой для появления сатирического
жанра в журналистике. Смеховая культура
средневекового города – важнейшая особенность
коммуникационных процессов Средневековья.
Анекдоты, сатирические баллады, саркастические
и фривольные песни, высмеивающие богатых,
порочных, жадных, лицемерных. Это прежде
всего стихи и песни школяров, лирика вагантов
и бродячих певцов. Они разносили вести
о важных событиях, высмеивали вельмож,
клириков, лживость монахов, повествовали
о героях, войнах, бедствиях. Смеховая
культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего
«независимого» светского средства массовой
информации Средневековья.
Важнейшим фактором развития новых коммуникационных технологий стали драматические события – реформация и порожденные ею многочисленные религиозные конфликты.
Драматизм эпохи сказывался в потоке новостей большого социального значения. В этом смысле Реформация была важным фактором зарождения периодической печати. Потребность в новостях должны были удовлетворять рукописные листки новостей, появившиеся в XV веке и ставшие прообразом газеты.
ГЛАВА 2. ПРООБРАЗЫ ГАЗЕТ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2.1 Рукописные издания Средневековья
С ростом городов, развитием ремесел и торговли постепенно усиливался интерес к земным делам человека. Как следствие этих процессов на этапе зрелого Средневековья в обществе возросла потребность в информации. Основными каналами ее передачи были монастыри, университеты, княжеские дворы. В XII-XIII веках в западной Европе появились гонцы-курьеры, в чьи обязанности теперь входило доставлять корреспонденцию.
Первые попытки рассказать о событиях в мире (геогр. открытия, торговля, войны, политика) появляются уже в 15-ом веке. До изобретения книгопечатания появляются рукописные «листы», которые рассылаются людям, «подключенным» к данной услуге» (оплативших рассылку). Основными информационными центрами становятся крупные торговые и портовые города, в которых информация также получалась от моряков: Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Антверпен, Венеция, Нюрнберг.
Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки) – в Венеции. В Японии существовали в допечатное время «газеты» – оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Они характеризуются непостоянством распространения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго.
Под словосочетанием
«рукописные издания» надо подразумевать
именно настоящие прообразы газет, которые
появляются в Средневековье, однако появление
их происходит достаточно поздно, а до
этого функцию письменной публицистики
выполняют церковные труды. Большая часть
людей в средние века, как известно, была
малограмотна, в связи с чем письменная
публицистика имеет малое значение.
Главным торговым центром в
средние века и поэтому главным сборным
пунктом для всех новостей была Венеция,
вскоре получившая значение первого и
самого важного источника политических
известий: известий с Востока, о турецких
войнах, о происшествиях при папском дворе
в Риме и при императорском дворе в Вене.
Большою известностью пользовались рукописные ведомости Фуггеров, отличавшиеся богатством содержания и большой добросовестностью в передаче сообщений. Знаменитая фирма Фуггеров в Лейпциге поддерживала отношения со всеми культурными государствами и вступала в денежные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, нередко также с германским императором и римской курией. Легко понять, что при таких условиях ей была необходима полная осведомленность в событиях внутренней и внешней политики. Все получаемые ею сообщения подвергались систематической обработке в писцовых комнатах торгового дома, списывались на отдельные листки и рассылались подписчикам, вносившим определенную годовую плату.2
Когда еще печатных газет не было, отдельные письма-ведомости, представлявшие крупный общественный интерес, нередко отпечатывались получателем на частные средства и в таком виде быстро расходились по всей стране. Лютер и Меланхтон в своей переписке с друзьями неоднократно извещали последних, что доставленные ими интересные сообщения были отпечатаны в виде «летучих листков». Кроме того, и владельцы книгопечатен не упускали случая нажиться на важных сообщениях из частной переписки знаменитых современников: они приобретали их и размножали путем печатания. Обыкновенно, этим листкам придавалось весьма обстоятельное оглавление, рассчитанное на то, чтобы произвести сенсацию среди публики. Древнейший листок под заглавием «Новая ведомость», принадлежащий Мюнхенской Hofbibliothek'e, помечен 1502 г. и содержит сообщение о взятии Мителены турками.
С появлением книгопечатания тиражирование новостей становится гораздо легче и дешевле, и отпечатанные «летучки» с новостями начинают распространяться сперва нерегулярно, а затем − на постоянной основе среди простых горожан на рынках.
Но эти чисто случайные, не находившиеся в преемственной связи друг с другом, печатные известия не имеют прямого отношения к газете в современном смысле; это не более, как побочные явления в развитии периодической печати. Действительным прототипом служат письма, доставлявшиеся подписчикам в заранее определенные сроки. Эти письма рассылались верховными вестниками, содержавшимися на счет крупных сановников, университетов, монастырей, купеческих гильдий. Впоследствии последними были учреждены особые институты, соединившие в себе функции собирания и распространения известий, с многочисленными филиальными отделениями, служащие которых, так называемые вестники-ординарцы, или просто ординарцы, избороздили всю Европу вдоль и поперек. С основанием немцем Францем фон Таксисом «таксистской» почты, осуществляющей регулярную связь, в конце XVI столетия институты ординарцев утратили в Германии свое значение.
Тем временем писаные ведомости пережили самих себя; кроме того, они подвергались систематическому гонению со стороны правительств, которые не могли контролировать содержавшиеся в них известия, благодаря чему издание писанных ведомостей во многих местах было запрещено законом.
2.3 Журналистика в средние века
С появлением бумаги и первых газет печать в Европе становится не только результатом бурного экономического развития, но и его главным фактором. С развитием печатного производства в конце 15 в. журналистика приобретает все больше функций, становясь орудием борьбы как религиозной, так и политической.
Ещё в эпоху рукописных «листов» такое распространение новостей становится чрезвычайно выгодным делом, из-за чего собирание и публикация новостей превращается из хобби в основную профессию, способную прокормить человека. Так появляется собственно журналистская профессия.
И, пожалуй, с тех пор журналистика мало изменилась, занимаясь всё теми же делами и выполняя всё те же функции: подбор, обработка и выпуск информации о последних событиях, формирование общественного мнения. Хотя последняя функция всё-таки была значительно развита в период европейских революций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ