Журналистика в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:25, реферат

Описание работы

Газета, журнал, радио, телевидение, интернет - эти слова понятны каждому современному человеку. Они являются важнейшим каналом общения, незаменимым инструментом образования человеческой личности. Понятия "журналистика" и "информация" неразрывно связаны в нашем сознании. Информация возникает вместе с человеком и распространяется разными способами на наиболее ранних этапах образования общества (рисунки, устная речь, песни, звуковые сигналы и т.д.).

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

      Если говорить об актуальности выбранной темы, то она значима для узкого круга людей, например для студентов факультета журналистики, историков, или экспертов в данном вопросе.

     В задачи данного реферата входит знакомство с дожурналистской системой распространения информации в Средневековье, с ее устными и письменными формами: сообщения курьеров и глашатаев, проповеди, лекции, рукописные книги и листки новостей. Важно понять особенности коммуникационной среды Средневековья и присущих ей способов распространения массовой информации.

   Газета, журнал, радио, телевидение, интернет - эти слова понятны каждому современному человеку. Они являются важнейшим каналом общения, незаменимым инструментом образования человеческой личности.                                  Понятия "журналистика" и "информация" неразрывно связаны в нашем сознании. Информация возникает вместе с человеком и распространяется разными способами на наиболее ранних этапах образования общества (рисунки, устная речь, песни, звуковые сигналы и т.д.).

Возможно ли назвать эти способы передачи информации журналистикой? Наверняка, это было бы неверно, впрочем, отдельные ученые начинают историю журналистики фактически с момента, когда человек научился говорить.

И возвращаясь в Средневековье, можно сказать, что в те времена культ письменного слова был высок.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  КОММУНИКАТИВНОЙ  СРЕДЫ       СРЕДНЕВЕКОВЬЯ      

          1.1 Устная и письменная публицистика западноевропейского Средневековья. Церковная проповедь как публицистический жанр

       

      История  Средневековья начинается с падением Римской империи.

Западноевропейское средневековое общество можно разделить на три этапа:

- раннее Средневековье (V-Х  вв.) - идет процесс складывания  основных структур, характерных  для Средневековья;

- классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития  средневековых феодальных институтов;

- позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться  новое капиталистическое общество.

   Средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было равнозначным.  Доминантой  средневековой культуры стало христианство. Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Христианское сознание – основа менталитета Средневековья.                                                                                   Первые века Средневековья – страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Библия – мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная. Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотного человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности «гласность» в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах тоже.                                            Господствующим жанром в риторике Средневековья было церковное  красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей – особенность идеологической пропаганды и агитации. Церковная проповедь адресовалась всем – от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды.  Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних, например Аристотеля – для своих нужд.

       Публицистика  западноевропейского средневековья  чрезвычайно разнообразна как  в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия "средневековье", а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы.1

Спецификой средневековой публицистики являлась постоянная апелляция к Авторитету — к Священному Писанию, трудам отцов церкви или сочинениям Аристотеля.

1.2 Пражурналистские  коммуникационные процессы Средневековья.

   Если сравнивать  особенности коммуникационной среды  Античности и Средневековья, то  Античность – эпоха большей  или меньшей демократии,         относительного плюрализма мнений, состязательности в политике, полемики  ораторов. В эту эпоху информационные и коммуникационные процессы были сравнительно свободны.

Средние же века – нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике.

   Отсталость средневековой Европы в технической и образовательной областях проявлялась в сфере коммуникации. Средневековое общество было преимущественно бесписьменным. Велика была роль слухов, преданий, вообще устной передачи информации. Основными центрами социальной коммуникации в Средние века были церковь и городская рыночная площадь. Здесь узнавали новости, обсуждали слухи, обменивались информацией.

      Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом.

       В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса – университетская лекция (она читалась по книге;лектор – чтец, lectio – чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. Еще один вид коммуникационных процессов того времени – средневековый театр – возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий с использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке – языку разговора с Богом.

Здесь родилась смеховая культура, которая стала почвой для появления сатирического жанра в журналистике. Смеховая культура средневекового города – важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего «независимого» светского средства массовой информации Средневековья.                                                                                          

Важнейшим фактором развития новых коммуникационных технологий стали драматические события – реформация и порожденные ею многочисленные религиозные конфликты.

Драматизм эпохи сказывался в потоке новостей большого социального значения. В этом смысле Реформация была важным фактором зарождения периодической печати. Потребность в новостях должны были удовлетворять рукописные листки новостей, появившиеся в XV веке и ставшие прообразом газеты.

 

 

ГЛАВА 2. ПРООБРАЗЫ  ГАЗЕТ  В  ЭПОХУ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 2.1 Рукописные издания Средневековья

 

     С ростом городов, развитием ремесел и торговли постепенно усиливался интерес к земным делам человека. Как следствие этих процессов на этапе зрелого Средневековья в обществе возросла потребность в информации. Основными каналами ее передачи были монастыри, университеты, княжеские дворы. В XII-XIII веках в западной Европе появились гонцы-курьеры, в чьи обязанности теперь входило доставлять корреспонденцию. 

Первые попытки рассказать о событиях в мире (геогр. открытия, торговля, войны, политика) появляются уже в 15-ом веке. До изобретения книгопечатания появляются рукописные «листы», которые рассылаются людям, «подключенным» к данной услуге» (оплативших рассылку). Основными информационными центрами становятся крупные торговые и портовые города, в которых информация также получалась от моряков: Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Антверпен, Венеция, Нюрнберг.

 

     Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии – «News Letters», «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки) – в Венеции. В Японии существовали в допечатное время «газеты» – оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Они характеризуются непостоянством распространения «изданий», которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго.

    Под словосочетанием «рукописные издания» надо подразумевать именно настоящие прообразы газет, которые появляются в Средневековье, однако появление их происходит достаточно поздно, а до этого функцию письменной публицистики выполняют церковные труды. Большая часть людей в средние века, как известно, была малограмотна, в связи с чем письменная публицистика имеет малое значение.                                              Иногда с трибуны церкви можно было услышать, речь, не носившую богословский характер, которую и можно считать основными рукописными изданиями раннего Средневековья, т. к. эти труды содержали в себе яркие публицистические черты, из-за чего пользовались популярностью и многократно переписывались.

Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происшествиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене.                                                                    Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взявшего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им рукописные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету – gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникавшие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми. В Германии, впрочем, существовали и другие названия: «Novo», «Aviso», «Pagell», «Zeddell», но наиболее употребительным и живучим оказалось впервые возникающее в XIV в. слово «Zeitung», от Zeit.

 

Большою известностью пользовались рукописные ведомости Фуггеров, отличавшиеся богатством содержания и большой добросовестностью в передаче сообщений. Знаменитая фирма Фуггеров в Лейпциге поддерживала отношения со всеми культурными государствами и вступала в денежные сделки с владетельными князьями и торговыми корпорациями всех стран, нередко также с германским императором и римской курией. Легко понять, что при таких условиях ей была необходима полная осведомленность в событиях внутренней и внешней политики. Все получаемые ею сообщения подвергались систематической обработке в писцовых комнатах торгового дома, списывались на отдельные листки и рассылались подписчикам, вносившим определенную годовую плату.2

     Когда еще печатных газет не было, отдельные письма-ведомости, представлявшие крупный общественный интерес, нередко отпечатывались получателем на частные средства и в таком виде быстро расходились по всей стране. Лютер и Меланхтон в своей переписке с друзьями неоднократно извещали последних, что доставленные ими интересные сообщения были отпечатаны в виде «летучих листков». Кроме того, и владельцы книгопечатен не упускали случая нажиться на важных сообщениях из частной переписки знаменитых современников: они приобретали их и размножали путем печатания. Обыкновенно, этим листкам придавалось весьма обстоятельное оглавление, рассчитанное на то, чтобы произвести сенсацию среди публики.   Древнейший листок под заглавием «Новая ведомость», принадлежащий Мюнхенской Hofbibliothek'e, помечен 1502 г. и содержит сообщение о взятии Мителены турками.

С появлением книгопечатания тиражирование новостей становится гораздо легче и дешевле, и отпечатанные «летучки» с новостями начинают распространяться сперва нерегулярно, а затем − на постоянной основе среди простых горожан на рынках.

      Но эти чисто случайные, не находившиеся в преемственной связи друг с другом, печатные известия не имеют прямого отношения к газете в современном смысле; это не более, как побочные явления в развитии периодической печати. Действительным прототипом служат письма, доставлявшиеся подписчикам в заранее определенные сроки. Эти письма рассылались верховными вестниками, содержавшимися на счет крупных сановников, университетов, монастырей, купеческих гильдий. Впоследствии последними были учреждены особые институты, соединившие в себе функции собирания и распространения известий, с многочисленными филиальными отделениями, служащие которых, так называемые вестники-ординарцы, или просто ординарцы, избороздили всю Европу вдоль и поперек. С основанием немцем Францем фон Таксисом «таксистской» почты, осуществляющей регулярную связь, в конце XVI столетия институты ординарцев утратили в Германии свое значение.

Тем временем писаные ведомости пережили самих себя; кроме того, они подвергались систематическому гонению со стороны правительств, которые не могли контролировать содержавшиеся в них известия, благодаря чему издание писанных ведомостей во многих местах было запрещено законом.

 

   

 

 

 

 

2.3 Журналистика в средние века

    С появлением бумаги и первых газет печать в Европе становится не только результатом бурного экономического развития, но и его главным фактором. С развитием печатного производства в конце 15 в. журналистика приобретает все больше функций, становясь орудием борьбы как религиозной, так и политической.

  Ещё в эпоху рукописных «листов» такое распространение новостей становится чрезвычайно выгодным делом, из-за чего собирание и публикация новостей превращается из хобби в основную профессию, способную прокормить человека. Так появляется собственно журналистская профессия.

И, пожалуй, с тех пор журналистика мало изменилась, занимаясь всё теми же делами и выполняя всё те же функции: подбор, обработка и выпуск информации о последних событиях, формирование общественного мнения. Хотя последняя функция всё-таки была значительно развита в период европейских революций.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Журналистика в средние века