Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:01, реферат
Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского Союза. Война с ненавистным капиталистическим окружением, к которой готовились с первых дней существования «первой страны социализма» грянула неожиданно и застала СССР врасплох, в считанные дни она оказалась на грани катастрофы.
Преодоление столь масштабной катастрофы потребовало от советского общества и государства подлинного сплочения, не «показушного» или «натянутого», а подлинного и искреннего. И принципиальным залогом победы СССР стало именно то, что советское общество сумело вопреки всем противоречиям, старым и новым обидам и тяготам, пойти на такое единение.
Журналистика Великой Отечественной войны (1941-1945) и первого послевоенного десятилетия
Введение
Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского Союза. Война с ненавистным капиталистическим окружением, к которой готовились с первых дней существования «первой страны социализма» грянула неожиданно и застала СССР врасплох, в считанные дни она оказалась на грани катастрофы.
Преодоление столь масштабной катастрофы потребовало от советского общества и государства подлинного сплочения, не «показушного» или «натянутого», а подлинного и искреннего. И принципиальным залогом победы СССР стало именно то, что советское общество сумело вопреки всем противоречиям, старым и новым обидам и тяготам, пойти на такое единение.
В этой связи интересно и актуально изучение роли советской журналистики в годы Великой Отечественной войны. Очевидно, что она сыграла немаловажную роль в интеграции советского общества перед лицом врага, и, вместе с тем, сама испытала значительное воздействие войны.
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть роль, значение и деятельность советской журналистики в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие.
1. Новые задачи журналистики. Реорганизация системы СМИ в 1941-1945 гг.
публицистика послевоенный пресса идеологический
Война сразу же изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет - до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство». После закрытия «Совхозной газеты» и газеты «Животноводство» интересующие их читателей проблемы стали освещаться в газете «Социалистическое земледелие».
Значительно сократилось число местных
изданий. В Грузинской ССР, например, было
прекращено издание 20 республиканских
журналов, многих районных, а также газет
предприятий, учреждений и учебных заведений.
В Московской области перестали выходить
57 многотиражных газет с общим тиражом
около 60 тыс. экземпляров. В Ленинграде
и Ленинградской области закрыли 8 журналов
и более 180 многотиражных газет. В результате
подобных мер к 1942 г. в стране осталось
4560 газет, в то время, как в предвоенном
1940 г. их насчитывалось около 9000, а общий
тираж прессы с 38 млн. уменьшился до 18 млн.
экземпляров.
Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.
Принятые меры по перестройке печати были, конечно, вынужденными: они позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР: на восьми языках издавалась газета 2-го Прибалтийского фронта «Суворовец», на семи языках - газета 3-го Украинского фронта «Советский воин».
Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага. В 1943-1944 гг. число республиканских, областных, городских, межрайонных газет и газет отдельных партизанских отрядов достигало трехсот названий. Только на оккупированной территории Белоруссии, справедливо считавшейся в годы войны Партизанской республикой, издавалось 162 газеты, в том числе республиканских - 3, областных - 14, межрайонных и районных - 145.
Из подпольных изданий, выходивших на
оккупированной территории, наибольшей
известностью пользовались газеты «За
Советскую Украину», 15 млн. экземпляров
которой было распространено уже за первый
год войны, «Большевистская правда» - издание
партийных организаций Минской области,
«Витебский рабочий», «В бой за Родину!»
- Рудненского района Смоленской области.
Из партизанских - «Красный партизан»,
«Партизан Украины», выходивших в отрядах
С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.
Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. - «Красный сокол». Кроме того, Главное политическое Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.
Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный военной поры журнал, имевший тираж 250 тыс. экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.
В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.
В годы войны особенно незаменимым стало
самое оперативное средство информации
- радиовещание, первые военные передачи
которого появились одновременно с правительственным
сообщением о вероломном нападении на
Советский Союз фашистской Германии. Неизменно,
начиная с самых первых радиопередач о
событиях на фронте, они завершались призывами:
«Враг будет разбит, победа будет за нами!».
О возросшей роли радиовещания в условиях
войны свидетельствует оперативное создание
филиалов Всесоюзного Радиовещания в
Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре.
В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание
на украинском и белорусском языках. Одновременно
из Саратова на украинском языке вела
передачи радиостанция им. Т. Шевченко,
в составе которой активно сотрудничал
писатель и публицист Ярослав Галан. Неизменными
стали по радио передачи «Письма на фронт»
и «Письма с фронтов Отечественной войны».
В них было использовано свыше двух миллионов
писем, благодаря которым более 20 тысяч
фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных
в восточные районы страны.
На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий - «Свободная Польша», «Венгерская газета». Выходили также «Новый голос» на румынском, «Ежедневное обозрение» на немецком, «Новая жизнь» на польском языках.
2. Писатели на войне. Публицистика периода Великой Отечественной войны
Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя». В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. Корреспонденту газеты 18-й армии «Знамя Родины» С. Борзенко за мужество и отвагу, проявленные при захвате плацдарма на Керченском полуострове, было присвоено звание Героя Советского Союза. Столь же высокой награды удостоены старший политрук Муса Джалиль, майор Ц. Кунников, капитан Д. Калинин, майор Я. Чапичев и еще пять журналистов. Высокую оценку военным журналистам давало командование всех фронтов. Политуправление 3-го Белорусского фронта, например, в своем донесении в ГлавПУРККА сообщало: «В целом корреспонденты центральных газет ведут себя на фронте, в соединениях и частях смело и в трудных условиях боевых действий честно выполняют свой долг».
В кадрах Красной Армии и Военно-Моского
Флота в годы Великой Отечественной войны
находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли
на фронте, 300 - награждены орденами и медалями
Союза ССР.
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты Западного фронта «Красноармейская правда» полковника Т.М. Миронова. В ГлавПУРККА от 16 декабря 1942 года: «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова». Начальник Главного политического управления удовлетворил просьбу редактора: А. Сурков остался в газете.
Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.
Имеется немало свидетельств о том, насколько благодатной для писателей была их работа в редакциях газет. «Мне повезло, - с признательностью пишет С. Михалков, - в первые месяцы войны я работал в крепком, дружном коллективе газеты Южного фронта «Во славу Родины»… Нам, писателям и поэтам, стала привычной дисциплина, стал необходим чудесный ритм работы военных журналистов. Спасибо им».
В дни войны газета - воздух, - писал в самый
разгар Великой Отечественной Илья Эренбург.
- Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть
письмо от близкого друга. Газета теперь
письмо, адресованное лично тебе. От того,
что стоит в газете, зависит и твоя судьба».
Эти слова емко характеризуют, какой силы
заряд оптимизма, уверенности в нашей
победе несли со страниц газет и журналов
журналисты и писатели, какую роль играли
их выступления в воспитании патриотизма,
священной ненависти к фашистским поработителям.
Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова,
И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова,
пишет в своей книге «Россия в войне 1941-1945»
А. Верт, «читал буквально каждый. Особенно
большую роль в битве за поднятие морального
духа советских людей сыграл Эренбург…
Известно, что партизаны в тылу врага охотно
обменивали пистолет-пулемет на пачку
вырезок его статей. Он проявил гениальную
способность перелагать жгучую ненависть
всей России к немцам на язык едкой, вдохновляющей
прозы, интуитивно уловил чувства, какие
испытывали простые советские люди».
За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя И. Эренбурга, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов… И ему не повезло. Романов не покупали… Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка - признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».
Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга
был свой, ни на чей не похожий «почерк»
можно привести предостаточно из любой
статьи писателя, а не только памфлета.
В октябре - ноябре 1941 г. в «Красной звезде»
одна за другой появились статьи писателя:
«Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим»,
«Им холодно», в которых он прозорливо
писал о неизбежном разгроме фашистов
под советской столицей: «Москва у них
под носом. Но до чего далеко до Москвы.
Между ими и Москвой - Красная Армия. Их
поход за квартирами мы превратим в поход
за могилами! Не дадим им дров - русские
сосны пойдут на немецкие кресты».
По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство его статей. В одном из писем в «Красную звезду» фронтовик Сепан Фесенко сообщал: «Однажды замполит Метелица прочитал статью. Мы ее с вниманием выслушали. Кончив читать, он спросил: «Кто писал статью?» Мы ответили в один голос: «Илья Эренбург».
Ведущие писатели-публицисты, такие как А. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов, Н. Тихонов также обладали своим неповторимым почерком.
Патриотическая публицистика А.Н. Толстого, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность - с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете - о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.