Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:45, контрольная работа
Целью данной работы является изучение журналистской этики, для этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
Проанализировать этику и профессиональную мораль в профессии журналиста;
Рассмотреть служебную этику журналиста;
Изучить основные этические правила работы журналиста.
Введение……………………………………………………………………….3
Этика и профессиональная мораль в профессии журналиста………5
Служебная этика журналиста………………………………………….8
Основные этические правила работы журналиста…….……………10
Заключение……………………………………………………………...……15
Список использованной литературы…………….…………………………16
Это наиболее спорный пункт. Очевидно, что информация, которую журналист получит, представившись работником газеты, скорее всего, будет отличаться от той информации, которую он может получить, назвавшись кем-нибудь другим. С одной стороны, если человек говорит с журналистом свободно, как с любым другим человеком с улицы, он вряд ли будет следить за документальной точностью и корректностью своих слов, где-то приврет, что-то скроет, полученная от него информация будет не вполне достоверной. С другой стороны, есть вещи, которые человек никогда не скажет, если будет знать, что имеет дело с журналистом. Так, если журналист хочет проверить, правда ли, что в каком-то баре регулярно обсчитывают клиентов и заменяют дорогие спиртные напитки более дешевыми, вряд ли с его стороны будет разумно с порога представиться журналистом и спросить в лоб: «А правда, что вы обсчитываете клиентов?»[1]
Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для печати (исключение составляют документы).
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с выводами и что либо еще в этом роде - он должен сам написать об этом и восстановить истину, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это сделать.
Если в процессе сбора информации журналист договорился о чем-то с человеком, предоставившим ему информацию, эта договоренность должна соблюдаться любой ценой. Если журналист пообещал человеку не называть его имени, он не имеет права это сделать (известны случаи, когда журналисты шли под суд, лишь бы не раскрывать имена своих информаторов). Если в разговоре было сказано, что передаваемая информация не предназначена для печати, ее публикация будет грубым нарушением журналистской этики. Если была достигнута какая-то другая договоренность (например, о сроках публикации), ее тоже следует неукоснительно придерживаться.[3]
В случае какого-либо конфликта, журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как оружием устрашения. Однако поступать так нельзя, каким бы сильным не было это искушение. Если событие действительно заслуживает написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто дискредитирует себя, свое издание и свою профессию.
Не важно, пишется ли предвыборная статья о кандидате в мэры крупного города, разоблачается мошенническая фирма или же сравниваются принтеры. Любая критика в чей-либо адрес, любое высказывание, способное повредить чьей-либо репутации, должно подкрепляться фактами. Точно так же должна подкрепляться фактами и любая положительная оценка - чтобы не причинить ущерб читателям, введя их в заблуждение.
Все факты обязательно должны быть приведены в тексте статьи. Вариант «информация хранится в редакции» не считается удовлетворительным, поскольку в этом случае журналист нарушает право читателя оценить эти факты самостоятельно. [5]
Как гласит известный анекдот, существует пять степеней лжи - обычная ложь, наглая ложь, очень наглая ложь, статистика и цитирование. «Полуправда» зачастую является большей ложью, чем домысел или клевета. Существует множество приемов, позволяющих «лгать правдой». Это и собственно полуправда, и «избранное цитирование», и фокусирование на второстепенном, и наклеивание ярлыка с последующей его критикой, и переход на личности и другие приемы. Ответственный журналист не имеет права (в т.ч. и по закону) написать «половину правды» и проигнорировать вторую половину, если для объективной оценки ситуации необходима вся информация. Точно также журналист не должен приукрашать правду, придумывать что-либо от себя.
Ради получения выгоды нельзя искажать истину, нельзя врать читателю, нельзя хвалить то, что не достойно похвалы, нельзя умалчивать о вещах, заслуживающих критики и т.п.
Не все журналисты осознают то обстоятельство,
что защита нравственных принципов
и идеалов, для них обязательна
ещё в большей степени, чем
для священнослужителя, хотя бы потому
что «прихожанами» СМИ
Этически «воспитанный»
Журналист может попасть в зависимость от рекламодателя или своего руководства, чьи указания противоречат его этическим принципам. Польстится соблазнами популярности. Журналист не имеет права, становится жертвой собственного тщеславия.[1]
Заключение
Журналистская этика распространяется
на процесс принятия решений в
специфических ситуациях, но и здесь
выбор должен соотноситься с фундаментальными
правилами и принципами. Для журналистов
и прочих работников информационной
сферы это означает необходимость
сделать такой выбор, который
согласовывался бы с правилами и
принципами профессии, записанными
в этическом кодексе. На практике
нравственный выбор предполагает определенную
свободу в принятии решения, при
которой возможны градации правоты
и неправоты, поскольку невозможно
отыскать нравственное решение, подходящее
ко всем случаям жизни. Некоторые
этические нормы и принципы кодифицируются
в законе, в этом случае государство
требует от своих граждан следовать
конкретному правилу или
Журналистская этика распространяется
на процесс принятия решений в
специфических ситуациях, но и здесь
выбор должен соотноситься с фундаментальными
правилами и принципами. Для журналистов
и прочих работников информационной
сферы это означает необходимость
сделать такой выбор, который
согласовывался бы с правилами и
принципами профессии, записанными
в этическом кодексе. На практике
нравственный выбор предполагает определенную
свободу в принятии решения, при
которой возможны градации правоты
и неправоты, поскольку невозможно
отыскать нравственное решение, подходящее
ко всем случаям жизни. Некоторые
этические нормы и принципы кодифицируются
в законе, в этом случае государство
требует от своих граждан следовать
конкретному правилу или
Список использованной литературы: