МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ СЕРВИСА
И ТУРИЗМА»
Специальность _________________
ДОКЛАД
Тема: «Театральный грим. Пластический грим.
Инструменты и материалы, используемые
в гриме»
Выполнила студентка 2 курса
Группа ПИ 2-11 Ф
Преподаватель: _______________
Дата предоставления работы:
«___»_____________2012г.
Ангарск 2012
Театральный грим —
это искусство создания образа действующего
лица в спектакле в соответствии с его
актерской игрой, режиссерским замыслом,
художественным и световым оформлением
при помощи гримировальных красок и разнообразных
наклеек.
Когда в зрительный зал приходит
ночь и трогательной музыкой открывается
занавес, на сцене под прицельным светом
прожекторов и софитов «зажигаются» звезды
театра — актеры. Их лица, будто полная
луна, одинаково видны в первом и последнем
ряду. В чем же секрет этого чарующего
зрелища, поражающего дивной глубиной
глаз, точной очерченностью губ и тонким
изгибом бровей? Кто художник и где он
взял такие краски, что лица актеров манят
и притягивают всех, сидящих в зале и надолго
остаются в памяти?
Давайте познакомимся: у этого художника
много имен, но все называют его гримером.
Прочитав сценарий пьесы, уловив режиссерский
замысел и встретившись с актерами, он
берет в руки карандаш и приступает к созданию
эскизов грима.
Потом эскизы проходят утверждение
у режиссера и, получив его
одобрение, гример приглашает в свою
«мастерскую» каждого из актеров, берет
в руки палитру, которую называют театральным
гримом или гримировальными красками,
и приступает к творчеству…
Давайте станем в сторонке, чтобы
не мешать зарождающемуся шедевру, и
будем наблюдать за его работой.
Работа гримера с актером
Начинают со смазывания кожи актера
вазелином или кремом. Это необходимо
для создания эффекта «эластичности»
кожи для последующего легкого растушевывания
грима.
Затем приступают к подбору и
нанесению общего тона (основы).
Если основой пренебречь, лицо актера
в театральном свете будет выглядеть серо,
в какой-то мере болезненно, зрительно
«потеряется». От выбранного цвета основы
зависит внешний облик персонажа. По нему
можно судить о возрасте, расе, даже характере
действующего лица. Важно не забыть нанести
основу на мочки ушей и шею актера, чтобы
сам лицевой грим не выглядел маской.
Следующий этап гримирования — нанесение
румян. Не только гримеры могут это
делать виртуозно, это по силам даже
обычной женщине. Но техника нанесения
грима в театре несколько другая: начинают
от выступающей части скул плавно, небольшими
мазками, переходя к глазной впадине и
к уху; затем от внутреннего уголка глаз
«ведем» к крыльям носа; и наконец, уделяем
внимание вискам, надбровным дугам, затем
подбородку и мочкам ушей. Основные приемы
корректировки лица (сужение или расширение)
делаются при необходимости.
Затем гример прорисовывает детали
лица: лоб, глаза, брови, нос, щеки, губы
персонажа в зависимости от его
образа и замысла спектакля в
целом. Это наиболее трудоемкая и важная
часть работы гримера. Здесь нужно понимать
и учитывать индивидуальные особенности
черт лица актера.
И в заключение — припудривание
лица для гармоничности созданного
образа. Сегодня невозможно представить
законченной работой гримера без использования
разнообразных по форме и содержанию плоских
и объемных наклеек. Чаще всего, их используют
тогда, когда при помощи только гримировальных
красок невозможно добиться полной «неузнаваемости»
актера. При помощи наклеек, можно создать
курносый или горбатый нос, азиатский
разрез глаз и так далее. Если в образе
присутствуют глубокие шрамы, бородавки
пользуются таким материалом, как гуммоз.
Это специальная пластическая масса, из
которой можно вылепить любую форму. Наклейки
и накладки фиксируются на лице театральным
клеем, моменты соединения их с кожей лица
скрывают гримировальными красками.
Как видим, с помощью искусства
грима возможно создание любого образа,
какими трудными бы задачи не стояли перед
гримером: будь это простое подчеркивание
естественной красоты черт лица, утаивания
или корректировка небольших недостатков
и погрешностей или полное изменение внешности
актера до неузнаваемости.
Грим в понятии театра всегда
многогранная вещь, но профессионалы
делят его на «реалистичный»
и «условный».
Реалистичный
грим
Реалистичный грим подразумевает
под собой не только рисунок на
лице. Его невозможно представить
без затушевывания всех открытых
частей тела. Реалистичный грим разделяют
по направлениям:
- Исторический — когда гример существенно меняет внешний
вид актера в соответствии с историко-социальной
средой спектакля.
- Возрастной — когда для полноты создания сценического образа лицо актера «старится» либо «омолаживается».
- Портретный — когда изображается узнаваемое всеми лицо, например исторических персонажей:
Гитлера, Есенина, Ленина.
- Национальный — когда отображается «раса» человека. К примеру, был «белым человеком» стал «мавром» либо «китайцем».
- Характерный — когда рисуются яркие особенности внешности: к примеру, всем известный длинный нос Буратино.
Условный грим
Условный грим—это отказ от всех
принципов реалистичности, преувеличение
отдельных особенностей, качеств
персонажа или отображение стилистики
определенного течения. Он, в свою
очередь, имеет следующие деления:
- Жанровый грим — его можно увидеть на примере масочного грима театров Востока, «выбеленного» лица Пьеро, огромных ярких клоунских улыбок и т.п.
- Фантастический (сказочный) грим — знаком каждому ребенку — это воплощение в образе персонажей сказок — Лешего, Змея-Горыныча, Кикиморы и других.
- Гротескный грим — предполагает максимальное преувеличение характерного грима, вплоть до создания некой ассиметричности, утрированости. Например, грим Смерти в русских народных сказках.
Театральный грим как искусство
Театр пользуется многими выразительными
средствами, но искусно наложенный грим,
как ничто другое, помогает актеру «найти
себя» в роли; это сильный «толчок» и «стимул»
для поиска и раскрытия образа. И иногда
только грим может наиболее наглядно,
всесторонне донести до зрителя сущность
действующего лица.
Работа гримера заканчивается
с последним актом спектакля.
Потом еще будет обсуждение, анализ
и, возможно, внесение в рисунок некоторых
деталей. Когда на сцене погаснет
свет, а в зале стихнут оглушительные
овации и крики «Браво!», последний зритель,
полон впечатлениями, покинет театр. Усталый
актер войдет в гримерную, снимет сценический
костюм и театральный грим с лица, возьмет
заслуженные цветы и пойдет домой. На туалетном
столике останутся забытыми эскиз грима,
кисточки и гримировальные краски. Через
несколько мгновений они уснут, и им будут
сниться разноцветные сны…
Рождение образа: пластический
грим
Образ героя играет существенную роль
в создании запоминающегося кинопроизведении.
В конечном итоге именно персонажи, втянутые
в драматические ситуации, заставляют
зрителя испытывать эмоции – положительные
или отрицательные, но обязательно сильные,
если фильм получается цельным. Обязательным
условием для сопереживания является
убедительность создаваемого персонажа
на большом экране. Актеру в этом помогает
не только его талант и техника игры, но
и костюмы и, конечно, грим. Каким бы талантливым
не был Джонни Депп, но без соответствующего
грима и костюма, зритель вряд ли бы поверил
в то, что перед ними пират, капитан Джек-Воробей.
Более того, существуют герои, которых
невозможно сыграть без сложного грима.
Такие персонажи чаще всего населяют фантастические
и фэнтези миры, а также комиксы – любимые
жанры у современных голливудских режиссеров
и молодежи.
От воска до пенообразующего латекса
До изобретения кино сценический грим
был важной частью театральных и цирковых
представлений, а если копнуть совсем
глубоко, то и вовсе неотъемлемой составляющей
ритуалов у многих древних народов мира.
Но вернемся к искусству кино. В отличие
от театрального грима кинематографический
«мейк ап» более тонкий и изощренный, потому
что в кино есть крупный план, а в театре
исключительно общий, который предъявляет
более низкие требования, так как в состоянии
скрыть мелкую неудачу. Тем не менее, первоначальный
грим будь-то живописный – рисование на
лице или пластический – применение накладок,
наклеек и т.д. - был не слишком хорошего
качества из-за несовершенства используемых
материалов. Помимо этого черно-белая
пленка не могла передать все оттенки
кожи, и актерам приходилось сильно подводить
те же глаза, чтобы они не сливались с лицом,
которое становилось белым под лучами
софитов.
Истинное мастерство художники по гриму
начали демонстрировать в 30-е годы, когда
Голливудская кинофабрика Universal приступила
к выпечке одного фильма ужасов за другим
с ужасными монстрами, что означало применение
протезного грима – разновидность пластического.
На экраны хлынули вампиры, оборотни, мумии
и зомби. Наибольшую известность среди
гримеров приобретает Джек Пирс, который
придумывает образ Дракулы, Франкенштейна,
Мумии и даже Человека-волка. Для воплощения
короля вампиров он подготовил оригинальный
макияж зеленого цвета, который на черно-белой
пленке придавал физиономии актера фарфоровый
блеск.
Франкенштейн
в исполнении Бориса Карлофа оказался
гораздо более сложным персонажем
в плане грима. Выпирающий лоб был изготовлен
при помощи хлопчатобумажной ткани и раствора
коллодия, в которой ее вымачивали, а после
накладывали слоями на голову актера.
На грим в общей сложности уходило шесть
часов, а затем еще полтора часа на то,
чтобы его снять и смыть. Ранние материалы
для пластического грима причиняли массу
неудобств, как создателям, так и актерам.
К примеру, коллодий легко воспламенялся
и частенько вызывал кожное раздражение.
Если самым знаменитым гримером был Джек
Пирс, то актером, изображавшим монстров
и людей с отклонениями, пожалуй, Лон Чейни,
который прославился в 20-е годы прошлого
столетия. Наиболее известными работами
лицедея по праву считаются «Горбун из
Нотр-Дама» (1923), «Призрак оперы» (1925) и
«Наказание» (1920). Чейни создавал настолько
разные и шокирующие образы, что на пике
его популярности родилась шутка: «Увидишь
таракана — не дави его, это может быть
Лон Чейни». Только скоропостижная кончина
в 1930 году поставила крест на мечте Чейни
сыграть Дракулу у своего любимого режиссера
Тода Броунинга, который в итоге утвердил
на столь знаковую роль Бело Лугоши. Несмотря
на не слишком долгую карьеру, Чейни удалось
войти в историю как одному из самых неординарных
и преданных ремеслу актеров. К примеру,
играя Квазимоду в драме по роману Виктора
Гюго, он носил тяжелый резиновый горб
весом 13 килограммов, который цеплял к
спине кожаными ремнями. Плюс к этому он
набирал в рот воск и замазывал им один
глаз.
В конце 30-х произойдет настоящая революция
в производстве грима. Вспененный латекс,
который был изобретен еще в 1929 году, окончательно
вытеснит все остальные материалы для
создания пластического и протезного
грима. Самым настоящим испытательным
полигоном для латекса стала сказка «Волшебник
страны Оз» (1939), где его применяют в больших
объемах. Пенолатекс позволял безболезненно
наносить накладки прямо на кожу, помимо
этого гримерам не приходилось изготавливать
их каждый раз с утра, что экономило время
и деньги. Тем не менее, процесс создания
пластического грима также очень непрост
и требует длительного времени. Ниже мы
опишем все основные его моменты.
Технологический процесс.
*Как правило,
создание того или иного образа начинается
с разработки эскиза или макета. В прошлом
это были иллюстрации, написанные от руки
карандашом или кистью, но с приходом компьютерных
технологий аналоговые инструменты вытеснили
программы, к примеру, Zbrush. Подобный подход
значительно упрощает выполнение задачи,
поскольку заказчик на самом раннем этапе
может видеть и корректировать облик создаваемого
героя. Когда эскиз создан и утвержден,
художник по гриму приступает к его технической
проработке – подбору материалов, выбору
технологии выполнения и так далее. Выбор
материала зависит не только от идеи и
ценовой политики, но и актера, который
должен играть в специальном гриме или
костюме. Необходимо учитывать особенности
его анатомии, возможную аллергию на различные
материалы.
«В последнее время
участились случаи аллергической реакции
на латекс и некоторые марки протезного
силикона, - рассказывает художник по гриму
Йозеф Рарах. - Многие начинающие гримеры
забывают о «человеческом факторе», что
часто приводит к очень серьезным последствиям.
Кроме этого, далеко не каждый актер может
работать в сложном пластическом гриме.
Этот вопрос зависит далеко не только
от уровня его дарования. У лицедея не
должно быть аллергии, излишнего выделения
пота, плюс он должен быть довольно вынослив.
Все это я знаю по собственному опыту,
так как мне частенько приходится работать
в сложном гриме и костюмах».
Из материалов
чаще всего для изготовления накладок
используется вспененный латекс и силикон,
но предварительно с лица актера или его
тела делается слепок. Эта процедура выглядит
следующим образом. Художник скрывает
волосы лицедея под специальной накладкой,
затем наносит гипсовую разделительную
повязку, образующую подобие шва и обматывает
гипсовым бинтом затылок и плечи. Лицо
покрывают раствором альгината – материал,
который быстро схватывается и великолепно
передает детали текстуры. Как только
альгинат затвердевает, специалист обматывает
лицо гипсовым бинтом, соединяя лицевую
и затылочные части слепка. После художник
аккуратно по шву разрезает гипсовый слепок,
получая две его половины. Затем их склеивают
вместе, чтобы снова обмотать гипсовым
бинтом, а полость получившейся формы
заполнить жидким раствором гипса. Спустя
некоторое время, необходимое для затвердевания,
художник аккуратно снимает верхние слои,
извлекая идеальную гипсовую копию, которая
используется для последующего скульптинга,
а после доработки и в качестве формы для
заливки пенолатекса с последующим выпеканием
гримировочных накладок. В среднем выпечка
накладки длится один-два часа при температуре
80-100 градусов. Помимо пенолатекса популярностью
среди гримеров пользуется силикон, который
имеет ряд достоинств и недостатков. В
отличие от вспененного латекса силикон
не надо запекать. Этот материал становится
чуть тверже благодаря добавлению в него
специальных химических реагентов перед
заливкой в форму. Он мягче и прозрачнее,
поэтому лучше подходит для имитации человеческой
кожи. Главным же недостатком силикона
является большой вес, что делает невозможным
изготовление гримировочного костюма
полностью из него для носки актером, поэтому,
как правило, гримеры ограничиваются накладками
для лица или конечностей.
«Каким бы идеальным
не был силикон, но он слишком тяжелый
и работать в нем труднее, чем в гриме,
созданном с применением деталей из пенолатекса,
- рассказывает чешский художник по гриму
Йозеф Рарах. - Пенолатекс по-прежнему
остается самым популярным материалом
для качественного специального грима.
Типичным примером служит образ Хеллбоя
из одноименного фильма. Без сомнения
силикон во многом великолепный материал,
к примеру, при создании шрамов, отдельных
накладок или возрастного грима, но, так
или иначе, пальму первенства все еще удерживает
пенолатекс. Во время съемок фильма «Дом
большой мамочки» для Мартина Лоуренса
изготовили накладки из силикона, но вскоре
оказалось, что он не может работать в
таком гриме из-за духоты и невыносимой
жары».
Последняя и далеко немаловажная часть
работы – это процесс смывки сложного
грима. Тут также подстерегает гримера
ряд сложностей. Как правило, многие материалы
непросто удалять даже специальными жидкостями.
Особенно если речь идет о гриме для всего
тела, созданного с применением техники
PAX Paint. Так или иначе, смывание отнимает
еще несколько часов и требует большого
расхода специальных материалов для удаления
грима. Некоторые образы требуют подготовки
не только пластического грима, но и применение
различных механизмов – аниматроники.
Но это технологическое направление заслуживает
отдельной публикации.