Делинквентное поведение ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 20:23, доклад

Описание работы

Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами.

Файлы: 1 файл

Делинквентное поведение.ppt

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Делинквентное поведение

Делинквентное  поведение 
ребенка

     Делинквентность  её особенности

 

 

Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает  формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до  разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами. 

 

 

3

В некоторые моменты своей жизни большинство детей  вовлекаются  в отдельные формы  делинквентного поведения. Очень распространены кражи, а так же умеренные акты вандализма – разрушение или осквернение  собственности.

 

Трудности возраста

Рано или поздно большинство подростков втягиваются в деструктивное поведение, связанное с риском

 

  • Генетические, социологические и психологические факторы обуславливающие делинквентность

 

4

   Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

 

 

     Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

 

 

7

 девиантное поведение подростков

 

    Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.  Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

    1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

 

8

—   генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

— психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

— физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

 

    2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

    В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение

    Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

    Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения»,

    3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

    Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

  • учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

 

 4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

 

   Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Предпосылки девиантного 
поведения

 

    В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

    В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

 

17

Значительно изменяются  интересы подростка по сравнения  с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно  выделить характерные особенности  подросткового возраста: эмоциональная  незрелость, недостаточно развитое  умение контролировать собственное  поведение, соразмерять желания  и возможности в удовлетворении  своих потребностей, повышенная  внушаемость, желание самоутвердиться  и стать взрослым.

     У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

 

Типы девиаций

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость под-ростка, несоблюдение им норм и вправил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления "изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодей-ствие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.(Баженов.В.Г. 1989 )

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.. Говоря о детскопод-ростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

— дети школьного возраста, не посещающие школу

— социальные сироты; действительность мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию; 
— подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; 
— подростки сексуально распущенного поведения; 
— подростки, совершившие противоправные действия; not официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное    поведение. 

 

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как; демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественые действия сексуального характера; попытки суицида.

 

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков,, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

— агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;

Информация о работе Делинквентное поведение ребенка