Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:13, контрольная работа
Криминалистическая габитоскопия (идентификация человека по признакам внешности) - отрасль криминалистической техники, разрабатывающая систему научных положений, а также практических криминалистических рекомендаций, средств, приемов и методов собирания, исследования и использования в целях расследования и раскрытия преступлений информации о внешнем облике человека1.
Предметом габитоскопии является:
- структура и свойства внешнего облика человека, система его элементов и признаков, основные предпосылки его использования в практике предупреждения и раскрытия преступлений;
- закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображения, система и характеристика отображений и возможности их использования в криминалистической практике;
1. Габитоскопия: составление субъективного и словесного портрета. 3
2. Словесный портрет подозреваемого 19
3. Протокол допроса свидетеля 21
Список литературы 25
Идентификационная ценность
отдельных признаков
В начале описания принято указывать демографические, антропологические и общефизические данные личности. Затем последовательно характеризуются:
а) антропологические (морфологические) признаки внешнего строения тела человека, телосложение, голова, элементы лица, туловище и конечности;
б) функциональные признаки;
в) сопутствующие признаки;
г) особые приметы и броские признаки.
Телосложение человека определяется общим видом фигуры, развитием костно-мышечной системы, ростом, шириной плеч, длиной туловища, ног, развитием грудной клетки и мышц плечевого пояса.
Функциональные (динамические) признаки тоже индивидуализируют человека, следовательно, имеют идентификационное значение. Наиболее ценными в данном аспекте являются: осанка, походка, артикуляция, жестикуляция, мимика, голос, речь. Функциональные признаки описывают в процессе действий человека: ходьбы, беседы и т. д.
Словесный портрет составляют применительно к так называемому нормальному положению головы и состоянию внешности. При нормальном положении головы козелок ушной раковины и нижние края глазниц описываемого лица находятся в одной горизонтальной плоскости с глазами составителя портрета.
Нормальное состояние внешности - устремленный взгляд, отсутствие напряжения мышц лица, волосяной покров и одежда обеспечивают беспрепятственное обозрение ушных раковин и иных неоволосенных участков головы, отсутствие косметики на лице. Описание ротовой области должно быть произведено при привычном положении нижней челюсти и при сомкнутых челюстях.
Внешность человека в целом и ее элементы подлежат описанию спереди (анфас) и сбоку (в правый профиль). В необходимых случаях для фиксации важных элементов и признаков внешности тело, лицо и т. д. описывают с других сторон. Во внешнем облике должны быть выделены особенности или особые приметы.
Портретное сходство субъективного изображения с внешним обликом достижимо, если очевидец запомнил характерные, броские признаки, доминирующие во внешности наблюдаемого им лица.
Знание методики "словесного портрета" обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. При этом необходимо:
- собрать информацию и оценить признаки внешности преступника;
- составить словесный портрет;
- провести его розыск с использованием словесного портрета;
- подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опознания установленный человек;
- зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, проверив достоверность и обоснованность.
Сведения о внешности личности, полученные при допросе потерпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розыске. Они могут быть дополнены информацией из других источников: изучением вещественных доказательств, материалов уголовной регистрации, служебных документов, фотографических изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и др.
Важной проблемой
Сведения, на основе которых анализируются субъективные и объективные факторы, влияющие на качество полученной информации, устанавливаются при ознакомлении с обстоятельствами дела и предварительном допросе опознающего. В процессе допроса устанавливаются: обстоятельства, предшествующие событию; условия непосредственного восприятия события; признаки внешности устанавливаемой личности, запечатленные в памяти опознающего; обстоятельства, имевшие место после восприятия человека до момента допроса; добровольность участия допрашиваемого в производстве следственного действия. Все перечисленные факторы обусловливают содержание тактических приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой личности.
Субъективные факторы предопределяются совокупностью характеристик, связанных с конкретной личностью: социальное положение, личные качества, поведение, физическое и психическое здоровье и другие индивидуальные особенности. Получение данных о социальном статусе известного лица, как правило, не составляет большой сложности, но бывает полезным при оценке его показаний. Например, профессия может способствовать восприятию внешности другого человека. Так, портной лучше воспринимает пропорции тела и одежду; спортсмен - физические данные человека (рост, телосложение, осанку).
Данные о возрасте очевидца могут облегчить оценку надежности информации о возрасте разыскиваемого субъекта, так как выявлена следующая закономерность: чаще всего человек правильнее определяет возраст своих сверстников и тех, кто моложе. В отношении людей старшего возраста, особенно достигших преклонных лет, нередко допускаются ошибки.
Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего может быть получена непосредственно из их ответов на вопросы следователя, со слов знакомых им лиц, а также из поведения во время допроса.
Объективные факторы связаны с условиями внешней среды и также, как субъективные факторы, оказывают влияние на полноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полученной в ходе оперативных и следственных действий информации отражает другое их название - "факторы окружающей среды". Учет влияния факторов внешней среды дает следователю возможность установить, в состоянии ли был человек видеть какой-то конкретный элемент внешности человека в этих условиях, на основании чего сделать вывод о реальности выделенных им признаков.
Максимальное влияние
оказывают следующие
Определение точного времени события помогает выяснить условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует учесть, что в этих условиях черты лица выглядят менее рельефными. Направленное освещение сглаживает затемненные элементы внешности.
Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос, брови, особенности телосложения, но, в конечном счете, у него возникает целостный образ, который и запечатлевается в его памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величины промежутка времени между днем наблюдения и моментом допроса весьма важно при оценке словесного описания. Наряду с учетом степени искажения информации по истечении времени выясняется степень влияния на нее мнения других людей.
Важным моментом составления словесного портрета неизвестной личности является определение уровня его оптимальной детализации. Излишняя детализация нередко вносит в описание внешности элементы домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешности становится нецелесообразным, поскольку уже установлен комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих идентифицировать личность.
В некоторых случаях словесный портрет, составленный очевидцем, отличается от скорректированного с учетом результатов анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации целесообразно оставить оба варианта словесного портрета для последующего использования в розыске.
Субъективный портрет - это изображение лица или фигуры человека, изготовленное в соответствии с представление о его внешности в сознании другого человека4.
В современной криминалистической практике применяются три основных вида субъективных портретов:
- рисованные портреты;
- композиционно рисованные портреты;
- композиционно-фотографические портреты.
Рисованные портреты - это рисунки лица (фигуры) человека, изготовленные самим очевидцем (потерпевшим) или художником со слов очевидца.
Например, в различных районах Санкт-Петербурга была совершена серия преступлений (мошенничество). Преступник запомнился в крупных магазинах с любителями дефицитных товаров и под предлогом оказания помощи в их покупке, завладевал крупными денежными суммами и скрывался. Одним из потерпевших оказался профессиональный художник, который смог нарисовать портрет преступника. Выпускник нашей школы Ботанин с использованием данного субъективного портрета установил и задержал гражданина Р., который впоследствии был изобличен в совершении большого количества мошенничеств5.
В практике борьбы с преступностью рисованные портреты довольно редки, не часто потерпевший является художником, а нарисовать портрет со слов - это еще более сложная задача. Поэтому при розыске преступников гораздо чаше используются два других вида субъективных портретов.
Композиционно рисованные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов элементов лица. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются оптико-механические средства типа "ИКР" - идентификационного комплекта рисунков, его модернизированный вариант изделие "Портрет", которое состоит из трех основных частей: альбома-реестра с изображением элементов головы и лица, набора диапозитивов, дублирующих эти изображения и демонстрационного устройства для показа и составления портретов и диапозитивов. Для репродуцирования готового портрета в гнездо на корпусе демонстрационного устройства вставляется стойка, к которой крепится Фотоаппарат с удлинительным кольцом, а также компьютерные композиторы, с помощью которых на экране дисплея "собирают" портрет из заранее заготовленных рисунков элементов лица.
Композиционно-фотографические портреты, так называемые "фотороботы" - это портреты, составленные из фрагментов фотографических изображений различных или.
Существуют различные приспособления, облегчающие создание композиционных фотопортретов. Наиболее удобным и эффективным до недавнего времени считался проектор, но компьютерные композиты представляют значительные преимущества перед остальными. Они выполняют ту же работу быстрее и позволяют вносить определенные изменения в изображения прямо на экране дисплея.
Для изготовления композиционных портретов (фотографического или рисованного), как правило, привлекается специалист-криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами. И здесь важное место занимает работа инициатора задания (в большинстве случаев им является оперуполномоченный уголовного розыска) с очевидцем, в которой выделают три основных этапа:
1. Подготовка к изготовлению портрета – на этом этапе инициатор задания обязан изучить личность очевидца, выяснить условия формирования личностного образа скрывшегося лица и сообщить о них специалисту.
До изготовления субъективного портрета очевидцу нельзя показывать фютоальбомы, нельзя предоставлять возможность беседовать с другими свидетелями по делу, т.е. необходимо принять меры к сохранению мысленного образа.
При наличии нескольких очевидцев, с каждым из них субъективные портреты составляются отдельно.
Желательно, чтобы изготовление субъективного портрета осуществлялось в более короткие сроки, а лучше немедленно после установления очевидца. В кабинете, где производится работа по изготовлению портрета, не должно быть посторонних лиц, хождений, телефонных разговоров и т.п.
По прибытии в экспертное учреждение криминалист проводит с очевидцем вступительную беседу и, если очевидец способен правильно воспринимать и достаточно четко помнит внешний облик разыскиваемого лица, то можно переходить ко второму этапу.
2. Составление портрета - на этом этапе очевидцу разъясняется содержание предстоящей работы, следует подчеркнуть, что не ставится цель получить точный портрет виденного им человека, а лишь будет предпринята попытка создать похожее на него изображение. Затем очевидцу предлагается своими словами описать внешность преступника. После того, как специалист выяснит основные характеристики запомнившихся очевидцу элементов, производится подбор элементов для монтажа портрета, в котором участвует очевидец, вносит соответствующие корректировки.
3. На третьем этапе
происходит оценка портрета
Информация о работе Габитоскопия: составление субъективного и словесного портрета