Использование специальных заданий в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Ежегодно на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают сотни тысяч и получают ранения миллионы людей, экономике наносится огромный материальный ущерб.
В Российской Федерации, в частности продолжается рост количества дорожно-транспортных преступлений. В основном совершаются преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, и в связи с этим раскрытие и расследование данных видов преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.

Содержание работы

Введение

Понятие и содержание специальных знаний, используемых при расследовании ДТП
Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП
Виды судебных экспертиз в расследовании дорожно-транспортных преступлений

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КРИМИНАЛИСТИК9.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Кафедра криминалистики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

              Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ДТП В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа выполнена

студентом 4 курса (группа 401)

Шадловским Николаем Андреевичем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск  2011

 

План

 

 

Введение

 

  1. Понятие и содержание специальных знаний, используемых при расследовании ДТП
  2. Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП
  3. Виды судебных экспертиз в расследовании дорожно-транспортных преступлений

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ежегодно на дорогах мира в дорожно-транспортных происшествиях  (ДТП) погибают сотни тысяч и получают ранения миллионы людей, экономике наносится огромный материальный ущерб.

В Российской Федерации, в частности продолжается рост количества дорожно-транспортных преступлений. В основном совершаются преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, и в связи с этим раскрытие и расследование данных видов преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.

Тема данной курсовой работы, по моему мнению, актуальна в силу того, что при постоянном росте количества преступлений данного вида, необходимо также и постоянное совершенствование как методических, так и технических аспектов расследования данного вида преступлений, в частности применения специальных знаний в ходе расследования дорожно-транспортных преступлений.    

Объектом исследования в данной курсовой работе являются процессуальные правоотношения, складывающиеся в процессе использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в ходе производства отдельных следственных действий.      

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов и закономерностей использования специальных знаний при расследовании ДТП в ходе производства следственных действий, а также более глубокое и полное осмысление данной темы.

При написании данной курсовой работы я использовал литературу, носящую как теоретический, так и практический характер таких авторов, как

Зырянов В.В., Демидова Т.В., Балашов Д.Н., Городокин В.А., Герасимов И.Ф., а также статьи из различных научных журналов по данной тематике.

1. Понятие и содержание  специальных знаний, используемых  при расследовании ДТП

При  расследовании и раскрытии большинства преступлений у следователя или суда может возникнуть необходимость в помощи лиц, обладающих специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.

Вообще, “специальными являются знания, основанные на теоретических познаниях в какой-либо области, а также приобретенные им в процессе практической профессиональной деятельности”1.

Итак, под “специальными знаниями следователя  можно понимать совокупность теоретических знаний и практических навыков и умений в области права, приобретаемых путем специальной подготовки и профессионального опыта и необходимых для производства расследования по уголовным делам”2.

  Специальные знания эксперта и специалиста - это совокупность теоретических знаний и практических навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, в том числе правовых знаний, приобретаемых путем специальной подготовки и профессионального опыта и необходимых для производства соответствующих судебных экспертиз и оказания помощи при проведении следственных действий и иных мероприятий в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Специальные знания в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут использоваться и в следующих формах:

1. Использование следователем собственных специальных познаний.

2. Привлечение специалиста к участию в следственных или судебных действиях.

3. Использование заключения специалиста в качестве доказательства по делу.

4. Назначение и производство судебной экспертизы.

           Под “автотехническими знаниями принято понимать систему научно обоснованных и практически апробированных теоретических знаний и практических умений прикладного характера в области автомобильной техники, входящая в совокупность специальных знаний, за исключением области права, и связанных с уголовно-правовой оценкой обстоятельств уголовного дела, а также с принятием решений процессуального характера, используемых в порядке и целях, установленных уголовно-процессуальным законом”3.

Данное определение автотехнических знаний наиболее полно отражает сущность данного вида знаний и по моему мнению является удачным. Также следователь должен иметь определенную специальную подготовку, заключающуюся в знании правила дорожного движения, умении выдвигать версии о технических неисправностях, которые могли быть причиной или стали следствием ДТП.

В свою очередь, под психотехническими знаниями необходимо понимать научно обоснованную систему знаний, интегрирующую специальные знания в области техники и психологии.

Специальные знания следователя, эксперта и специалиста должны взаимно дополнять друг друга для решения общей задачи – раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, в том числе и дорожно-транспортных. Большое значение имеет применение специальных знаний при расследовании ДТП и в ходе производства отдельных следственных действий, например при осмотре места происшествия.

Далее, я раскрою специфику применения специальных знаний, при проведении осмотра места ДТП.

2. Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места ДТП

Из всех видов следственных действий при расследовании ДТП, именно осмотр места происшествия является основным источником информации о происшествии на первоначальном этапе расследования подобного рода преступлений.

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ  или ст. 268 УК РФ, процессуальные действия на месте ДТП, осуществляются следственно-оперативной группой, направляемой дежурной частью органа внутренних дел.

В состав следственно-оперативной группы, по мнению многих авторов учебной и научной литературы в обязательном порядке должен входить специалист-автотехник. Исходя из положений  ст. 58 УПК РФ, специалистом может быть только  лицо, обладающее специальными знаниями, и привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, изъятии, предметов и документов и применении технических средств.

При прибытии на место ДТП, следователь обязан: 1. Определить границы места ДТП; 2. C помощью сотрудников ГИБДД оградить место ДТП; 3. С помощью сотрудников ГИБДД принять необходимые меры по безопасности и защите себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия; 4. Осуществить иные необходимые действия с целью сохранения следов на месте ДТП.

Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны:

1. Исходная зона - это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности. 2. Промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.). 3. Зона совершения ДТП - включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

 Осмотр места ДТП следователь должен начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При проведении осмотра места ДТП необходимо установить вид ДТП (наезд, столкновение, и т.д.).

Далее можно выделить типичные объекты осмотра места дорожно-транспортного происшествия: часть улицы (дороги) и прилегающей к нему обстановки; труп; транспортное средство; следы действий по сокрытию происшествия.

Исходя из вышеизложенного, перед началом осмотра следователю необходимо определить границы осмотра места происшествия – участок проезжей части (дороги), на котором сохранились следы дорожно-транспортного происшествия. При определении границ осмотра места происшествия, активное участие должен принимать специалист-автотехник, который на основе специальных знаний в данной сфере, может высказать свои суждения по вышеуказанному вопросу.

В первую очередь надо осматривать те участки, где могут находиться наименее устойчивые следы (следы шин, ног, крови и т.д.), а во вторую очередь - объекты с более устойчивыми следами – следы повреждения на транспорте, на неподвижных предметах.

Вообще, сами следы транспортных средств разделяются на следы ходовых частей (колеса, гусеницы, полозья, и т.д.) и следы других частей (бамперы, радиаторы, кузова и т.д.). Следы ходовых частей могут быть объемными и поверхностными. Объемные следы образуются на песке, рыхлой земле, влажном грунте, дорожном покрытии, снегу и представляют собой углубления, отображающие признаки внешнего строения контактных поверхностей ходовых частей транспорта. Например, четкие объемные следы  колес на грунте. Поверхностные следы остаются на дорогах с твердым покрытием, а также на различных предметах, через которые переехало транспортное средство. Они могут быть следами наслоения, и следами отслоения.

При торможении колеса автомототранспорта оставляются следы скольжения (торможения). Эти следы возникают обычно на относительно твердых дорожных покрытиях и имеют вид полос, равных по ширине беговым дорожкам полос (это поверхностные следы).

Следы прочих частей транспортного средства можно разделить на следы удара и следы скольжения. Итак, “следами удара  можно считать вмятины, образованные деталями транспортного средства на различных преградах и объектах, с которыми оно столкнулось, и на самом транспорте.

А следы скольжения представляют собой царапины и трассы, возникшие в результате соприкосновения и трения поверхностей следовоспринимающих объектов (забор, столб, другое транспортное средство) с деталями транспортного средства”4.

Для того чтобы работать непосредственно со следами, мы должны сначала их обнаружить. Существуют, так называемы места и объекты, на которых можно обнаружить следы транспортных средств.

Для обнаружения следов колес следователю необходимо осмотреть: полотно дороги, обочины, насыпи, кюветы; внутренние дворы и тротуары; подъезды к месту происшествия и места возможных стоянок транспорта.

Следы удара и скольжения можно обнаружить при осмотре различных объектов, с которыми могло столкнуться транспортное средство. Такими объектами могут быть другие транспортные средства, тело и одежда трупа, столбы, деревья, кусты и другие предметы. Также во время проведения осмотра места происшествия обнаруживаемые следы должны быть  предохранены от возможного разрушения. Затем вышеуказанные следы транспортных средств фиксируются путем описания, фотографирования, схематических зарисовок и изготовлением слепков (описание производится в протоколе осмотра места происшествия).

Такой автор учебной и научной литературы, как Зырянов В.В. в своем учебном пособии ясно и четко указывает на то, что должно быть отражено в протоколе осмотра места происшествия: 1) вид дорожного покрытия или поверхности, на которых обнаружены следы; 2) состояние дорожного покрытия, рельеф дороги, повороты и закругления дороги;   3)  участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их местонахождения и особенностей. 4)  признаки,  свидетельствующие о направлении движения транспортного средства.  5) вид обнаруженных следов, их размеры и особенности. 6) способы обнаружения, приемы фиксации и упаковки следов транспортных средств.

В случае, если на месте автодорожного происшествия обнаруживается труп пострадавшего, то в протоколе это тоже необходимо отразить.            

 При поиске следов, их фиксации, упаковке и изъятии с места  происшествия непосредственное участие должен принимать специалист – автотехник и специалист- криминалист.

Например, такой автор,  как Ф. Ермаков отмечет, что “успех и быстрота расследования ДТП во многом зависит от того, насколько полно и квалифицированно будет произведен осмотр его совершения. Необходимо, чтобы это действие одновременно проводили следователь и специалист-автотехник.”5

Результатом деятельности специалиста в процессе осмотра места происшествия, вне зависимости от ситуации должны быть:

1. Установление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

2.  Установление обстоятельств ДТП, если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия.

            3.   Установление транспортного средства, подозреваемого в причастности к ДТП.

Таким образом, привлечение специалиста-автотехника к осмотру места дорожно-транспортного происшествия с целью более полного и объективного получения информации о характере происшествия, его механизме,

Далее, в следующем пункте своей работы, я обозначу основные виды судебных экспертиз, назначаемы при расследовании ДТП и раскрою их значение для установления объективной истины по делу.  

Информация о работе Использование специальных заданий в расследовании ДТП в ходе производства отдельных следственных действий