Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:04, реферат
Допрос принадлежит к числу следственных действий, тактика которых носит ярко выраженный этический характер. Это предполагает производить допрос в соответствии с действующими в обществе нормами морали. Следственная этика как раздел судебной этики - науки о применении действующих норм морали к специфической деятельности по расследованию уголовных дел - призвана способствовать осуществлению целей уголовного судопроизводства, в частности определению допустимости с моральных позиций тактических приемов производства следственных действий
Введение…………………………………………………………….……..3
1. Особенности тактики допроса несовершеннолетних……….……….5
2. Нравственные основы допроса несовершеннолетнего………………11
Заключение……………………………………….……………………….17
Список литературы………………………………………………………18
Допрос с психологической
стороны представляет собой беседу.
Ее процедура и условия
Остановимся более подробно на этических аспектах допроса несовершеннолетнего.
Цель допроса несовершеннолетнего, как и любого допроса — получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах, существенных для дела. Следователь не может ограничиваться простым фиксированием того, что скажет на допросе свидетель, обвиняемый, потерпевший. На следователе лежит обязанность установить по делу истину, а для ее выполнения необходимы достоверные доказательства, в том числе соответствующие действительности показания допрашиваемых. Свидетель, потерпевший, эксперт обязаны дать правдивые показания под угрозой уголовной ответственности.
Получение правдивых показаний при допросе — правовая и нравственная обязанность следователя.
Во время допроса следователь стремится получить от допрашиваемого показания обо всех известных тому обстоятельствах дела, и при этом правдивые показания, соответствующие тому, что знает допрашиваемый, а также преодолеть ложь, если она имеет место.
Нравственная сторона
получения показаний при
Насилие в целях получения
показаний глубоко
Насилие как способ получения
показаний широко применялось в
средневековом процессе, где пытка,
мучительство допрашиваемого использовались
в целях "приведения к признанию".
Физическое и психическое насилие,
запрещенное международно-
В Российском государстве признается преступлением и строго карается принуждение к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание или предварительное следствие. А если эти действия соединены с применением насилия или издевательством над личностью допрашиваемого, то они влекут весьма строгую санкцию. Принуждение к даче показаний путем угроз или иного психического насилия и всякое физическое насилие при допросах с целью просто получить показания или же показания, желательные допрашивающему, преступно и глубоко аморально.
Закон прямо запрещает допрашивающему применять насилие и угрозы, а также иные незаконные меры. Таково, например, задержание свидетеля по надуманным основаниям в целях получения от него желательных для следователя показаний. Оно само по себе уже образует состав преступления, предусмотренного ст. 301 УК. Но нельзя признать законным и всякое другое принуждение лица к даче показаний, домогательство показаний путем мер, аналогичных насилию и угрозам. И хотя закон не расшифровывает сущности "иных незаконных мер", следует прийти к выводу, что имеется в виду всякое воздействие на допрашиваемое лицо, понуждающее его к даче показаний вопреки его воле, производимое приемами и способами, несовместимыми с демократическим правопорядком, правовым статусом личности. Приемы, грубо нарушающие действующие в обществе нравственные принципы и нормы, в конечном счете нарушают закон.
В свете сказанного следует
поддержать развернутую С. Г. Любичевым
критику ряда так называемых тактических
приемов, рекомендуемых некоторыми
авторами в интересах получения
показаний, которые, по мнению допрашивающего,
являются правдивыми. К числу таких
приемов относятся, в частности,
побуждение обвиняемого к "чистосердечному
признанию", хотя закон считает
смягчающим ответственность
Критикуются также рекомендации
о проведении так называемого "эмоционального
эксперимента". Сущность последнего
приема, предложенного А. В. Дуловым,
состоит в неожиданном
К числу незаконных и безнравственных
приемов допроса
В процессуальной и криминалистической литературе разработана классификация видов вопросов, которые следует ставить при допросах несовершеннолетнего в интересах получения достоверной информации. Вопросы могут быть дополняющими, напоминающими, контрольными, уточняющими, вспомогательными и т. д. Одновременно не рекомендуется задавать наводящие вопросы, "улавливающие" вопросы, "оскорбительные" вопросы. По-разному оцениваются "косвенные" и "условные" вопросы.
Общими требованиями к любым вопросам, которые ставятся при допросе несовершеннолетнего, следует считать безусловный запрет в какой бы то ни было форме подсказывать желательный допрашивающему ответ и недопустимость постановки вопросов, по форме и содержанию унижающих достоинство допрашиваемого.
К числу небезупречных
в правовом и нравственном отношении
приемов допроса
М.С. Строгович характеризовал практику оглашения допрашиваемым свидетелем показаний других лиц как насилие над совестью свидетеля.
Допрос несовершеннолетнего во всех случаях должен производиться с соблюдением общих требований к культуре поведения должностного лица. Официальность, корректность, вежливость, внимание к лицу, дающему показания, уважение к его личности в соответствии с занимаемым в деле положением, но во всех случаях без попыток унизить достоинство — обязательные требования к допрашивающему.
В ряде литературных источников
можно найти рекомендации о способах
установления психологического контакта
с допрашиваемым, чтобы расположить
его к следователю и побудить
к даче правдивых и откровенных
показаний. Однако, пользуясь такими
рекомендациями, следователь во всех
случаях обязан исходить из того, что
по своему правовому статусу он является
представителем власти и действует
официально, в рамках закона. Поэтому
при допросе
При допросе несовершеннолетнего, как и при любом общении с участвующими в деле лицами, следователь обязан соблюдать определенные правила речевого этикета, вежливую форму обращения. Нельзя обращаться к допрашиваемому на "ты", независимо от того, кто допрашивается. Исключение может иметь место лишь в отношении малолетних (до 14 лет). При допросе допрашивающий и допрашиваемый находятся в неравном положении. Но это тем более не дает следователю права вести допрос грубо, невежливо, подчеркивая свое превосходство.
В УПК нет прямого указания о форме обращения следователя к другим лицам. Но из всего содержания УПК ясно, что следователь Обязан обращаться ко всем гражданам на "вы".
Протоколирование допроса
должно производиться в соответствии
с законом "в первом лице и по
возможности дословно". Отступления
от этого требования имеют определенную
нравственную окраску и могут
повлечь за собой нежелательные
этические последствия. Если допрошенный,
ознакомившись с протоколом, обнаруживает,
что его показания в той
или иной степени искажены, записаны
не полностью, он утрачивает доверие
к следователю, что, естественно, сказывается
на нравственной оценке личности следователя,
его авторитете. При этом не имеет
существенного значения, сознательно
ли следователь исказил или
Протокол во всех случаях должен быть полным и точным. Спор по поводу правильности протокола между следователем и допрошенным крайне нежелателен. Если же допрошенный просит занести в протокол уточнения и поправки, то отказать ему в этом следователь не вправе.
Заключение
Таким образом, допрос принадлежит к числу следственных действий, тактика которых носит ярко выраженный этический характер. Это предполагает производить допрос в соответствии с действующими в обществе нормами морали.
Анализ следственной практики
показывает, что в ней имеют
известное распространение
Список литературы