Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:05, контрольная работа
Криминалистика — наука о закономерностях механизма совершения преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, а также закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Установление непосредственной причинно-следственной связи с конкретным лицом осуществляется не идентификационными экспертными исследованиями, а путем проведения следственных действий.
При диагностике орудий, инструментов и механизмов по их следам используются признаки формы, размера, взаиморасположения следов, а в процессе идентификационных исследований — месторасположение частных признаков, составляющих макро- и микростроение поверхности, их конфигурацию и размеры.
В механоскопии орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:
режущие — нож, ножницы и т. п.;
рубящие и долбежные - топор, зубило, лом и т. п.;
пилящие — напильник, пила и т. п.;
свеверлильные — сверла, буравы.
По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:
механические — нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т. п.;
термические — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.
В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объект возникающие при этом следы делятся на три вида:
а) следы давления (отжима) — образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды;
б) следы скольжения (трения) — образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды;
в) следы резания, распила и сверления — возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.
Классификация следов, образованных орудиями, инструментами или механизмами, полностью соответствует общетрасологической.
Следы могут быть:
- объемными;
- поверхностными;
- динамическими;
- статическими.
Транспортная трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями.
Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.
Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением.
Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:
а) следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке;
б) следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства;
в) следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;
г) отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.
Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые - при полной блокировке колес в процессе торможения.
В зависимости от свойств воспринимающей
поверхности следы ходовой
Поверхностные следы делятся
на следы наслоения и отслоения
Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.
Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.
Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес.
База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес.
Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.
Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- шиной какой модели оставлен след;
- тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
- в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
- не образован ли след данной шиной;
- какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.
Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие.
Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:
а) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;
б) кусочки лакокрасочного покрытия;
в) обломки частей транспортного средства;
г) составные части или крепежные детали отдельных узлов.
Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого — модель транспортного средства.
Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы
Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями).
Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.
Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия
Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические.
Локализация следов зависит от вида столкновения.
При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:
- встречные — при движении
транспортных средств во
- попутные — при движении транспортных средств в одном направлении;
- угловые — при движении
транспортных средств под
10. Криминалистическое оружиеведение
Криминалистическое оружиеведение — специфическая область криминалистического знания об огнестрельном, холодном, газовом и других видах оружия, имеющих связь с преступным поведением (деятельностью), а также о материалах и средствах изготовления, переделки, следах преступного применения и обращения оружия.
Криминалистическое
- криминалистического
- криминалистического
- криминалистического
Судебная баллистика — раздел криминалистического оружиеведения, который изучает огнестрельное оружие, боеприпасы и закономерности выстрела, разрабатывает средства и приемы собирания и исследования этих объектов и следов их применения при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.
Огнестрельное оружие - это устройство, конструктивно предназначенное для поражения человека, животного или какой-либо преграды снарядом (пулей, дробью, картечью), который получает прицельное направленное движение за счет энергии термического разложения газообразующего вещества.
В зависимости от целей использования, а также по основным параметрам и характеристикам оружие подразделяется на:
а) гражданское;
б) служебное;
в) боевое.
Гражданское оружие можно подразделить на: охотничье и спортивное.
Огнестрельное оружие обладает комплексом
конструктивных признаков, которые
исследуются судебной баллистикой.
К их числу относятся: ствол с
камерой воспламенения и
В зависимости от устройства канала ствола различают: гладкоствольное, гладконарезное и нарезное оружие.
Нарезы — полосовидные продольные углубления на внутренней поверхности ствола, делающие на всем его протяжении один виток. В современном огнестрельном оружии имеются 4 или 6 нарезов. Они могут иметь правый или левый наклон.
Калибр нарезного огнестрельного оружия определяется по расстоянию между двумя противолежащими полями нарезов. Распространены следующие калибры: 5,45; 5,6; 6,35; 7,62; 7,65; 9; 11,43 мм.
Калибр гладкоствольных ружей обозначается в условных единицах и определяется количеством сферических пуль, соответствующих диаметру канала ствола, которые можно отлить из фунта свинца (453,6 г). Пример: тульские МЦ 21-12 и МЦ 20-01 имеют калибр соответственно 12/70 и 20/70.
Стреляющий механизм обеспечивает приведение в действие капсюля-воспламенителя и воспламенение порохового заряда. Все стреляющие механизмы подразделяются на следующие группы:
- термического действия (дульнозарядное историческое оружие);
- курковые (револьвер образца 1895 г. системы Нагана);
- ударниковые (пистолет ТК — Тульский, системы Коровина);
- курково-ударниковые (пистолет Макарова, автомат Калашникова);
- затворные (пистолеты-пулеметы ППШ, ППС, ППД);
- электровоспламеняющего
Основное поражающее действие выстрела обеспечивается снарядом — пулей, картечью, дробью или их самодельными заменителями.
Для стрельбы из современного ручного огнестрельного оружия применяются унитарные патроны, то есть патроны, содержащие все элементы, необходимые для производства выстрела.
Патрон — устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метательное снаряжение.
Основу патрона составляет гильза. Корпус гильзы может быть металлическим или неметаллическим (бумажным, пластмассовым). Гильза может быть с невыступающим или выступающим фланцем.
Капсюль — воспламенитель (инициирующее средство) патрона центрального боя, обычно состоящий из воспламенительного состава, наковальни и колпачка.
Метательный заряд современных патронов — это различные пороха. Порох может быть дымным или бездымным.
К научным основам судебной баллистики относится система знаний о процессе выстрела, подразделяемых на явления внутренней и внешней баллистики, а также закономерности образования следов выстрела на преградах, пулях и гильзах.
Внутренняя баллистика начинается с накола бойком капсюля, отчего происходит взрывчатое разложение инициирующего (воспламеняющего) состава. Лучи пламени проникают сквозь запальные отверстия капсюльного гнезда дна гильзы и поджигают пороховой заряд. При возгорании порохового заряда и достижении определенного давления внутри патрона снаряд начинает двигаться под давлением пороховых газов по каналу ствола. К моменту выхода снаряда и сопровождающих его пороховых газов из дульного среза ствола процессы внутренней баллистики заканчиваются.
Во внешней баллистике исследуются действия основного и дополнительных факторов выстрела.
Основной фактор выстрела — это действие снаряда на преграду. Следом основного фактора выстрела являются различные по значимости изменения (повреждения) преграды. При повреждении преграды пулей образуется одна пробоина. Множественный метаемый снаряд на дистанции до 1- 2 м образует одно повреждение, а дальше — фрагментируется, оставляя несколько повреждений, а их количество и площадь распространения увеличиваются с увеличением дистанции выстрела.
По степени изменения