Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - изучение темы «ДТП и специфические экспертизы, проводимые при этом» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) дать криминалистическую характеристику ДТП; 2) охарактеризовать особенности возбуждения уголовного дела; обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций; планирование расследования; 3) изучить первоначальный этап расследования; 4) рассмотреть порядок осмотра места ДТП; 5) охарактеризовать смотр транспортного средства; 6) изучить порядок осмотра трупа; 7) проанализировать порядок дачи показаний свидетелями, потерпевшими, водителями; 8) рассмотреть порядок допроса ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств;

Содержание работы

Введение
1. Криминалистическая характеристика ДТП
2. Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. Планирование расследования
3. Первоначальный этап расследования
3.1 Осмотр места ДТП
3.2 Осмотр транспортного средства
3.3 Осмотр трупа
3.4 Показания свидетелей, потерпевших, водителей
3.5 Допрос ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств
3.6 Освидетельствование
3.7 Судебно-медицинская экспертиза
4. Последующий этап расследования
4.1 Следственный эксперимент
4.2 Судебная автотехническая экспертиза
4.3 Судебно-медицинская экспертиза
4.4 Криминалистические экспертизы
4.5 Комплексные и комиссионные экспертизы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1. Криминалистическая характеристика дтп.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Криминалистическая характеристика ДТП

2. Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. Планирование расследования

3. Первоначальный этап  расследования

3.1 Осмотр места ДТП

3.2 Осмотр транспортного средства

3.3 Осмотр трупа

3.4 Показания свидетелей, потерпевших, водителей

3.5 Допрос ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств

3.6 Освидетельствование

3.7 Судебно-медицинская экспертиза

4. Последующий этап расследования

4.1 Следственный эксперимент

4.2 Судебная автотехническая экспертиза

4.3 Судебно-медицинская экспертиза

4.4 Криминалистические экспертизы

4.5 Комплексные и комиссионные экспертизы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

В качестве контрольной работы мной была выбрана тема «Дорожно-транспортное происшествие и специфические экспертизы, проводимые при этом». Обеспечение транспортной безопасности остается для РФ актуальной проблемой, ведь бурный рост автомобильного парка в РФ, увеличение грузо- и пассажиропотока, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточная квалификация водителей, недисциплинированность пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки. В результате ДТП гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства. Влияние криминалистики в исследовании события ДТП очень сильно, она помогает разобраться в механизме ДТП и в спорных случаях определить кто виноват в случившемся.

В данной области проводили исследования такие ученые, как Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Балашов Д.Н., Маликов С.В., Ищенко Е.П. и другие авторы.

Цель данной контрольной работы - изучение темы «ДТП и специфические экспертизы, проводимые при этом» во всех аспектах и уяснение для себя основных положения данной темы. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) дать криминалистическую характеристику ДТП; 2) охарактеризовать особенности возбуждения уголовного дела; обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций; планирование расследования; 3) изучить первоначальный этап расследования; 4) рассмотреть порядок осмотра места ДТП; 5) охарактеризовать смотр транспортного средства; 6) изучить порядок осмотра трупа; 7) проанализировать порядок дачи показаний свидетелями, потерпевшими, водителями; 8) рассмотреть порядок допроса ответственного лица за выпуск и техническое состояние автотранспортных средств; 9) охарактеризовать процесс освидетельствования; 10) рассмотреть порядок проведения судебно-медицинской экспертизы; 11) проанализировать последующий этап расследования; 12) изучить порядок проведения следственного эксперимента; 13) рассмотреть порядок проведения судебной автотехнической экспертизы; 14) охарактеризовать судебно-медицинскую экспертизу; 15) проанализировать криминалистические экспертизы; 16) изучить проведение комплексных и комиссионных экспертиз.

 

1. Криминалистическая характеристика ДТП

 

Из ст. 264 УК РФ можно сделать вывод, что преступные нарушения правил вождения или эксплуатации механического транспортного средства относятся к категории преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в условиях Вооруженных Сил РФ, ответственность за такие нарушения предусматривается по ст. 350 УК РФ1.

К ДТП относятся происшедшие в результате движения транспортного средства события, повлекшие гибель или травмирование людей, повреждение транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений, причинение иного материального ущерба3.

Исследования психологических факторов ДТП, проведенные Д. Клебельсбергом представляют большой интерес. К ним относятся: отвлечение внимания, недооценка опасности, неверная оценка обстановки, боязнь в манерах поведения и опасные привычки, ошибочный прогноз поведения других участников движения, недооценка собственного ошибочного поведения, непредсказуемое для окружающих собственное поведение, осознанное противоправное поведение в условиях движения и тому подобное11.

Побочными факторами, обуславливающими ДТП, являются: спешка, настроение водителя, недостаточное знание ПДД, недостаточные навыки управления автомобилем, бездействие, незнание местности, другое12.

Объективным фактором, который увеличивает возможность совершения ДТП, является скоротечность этого явления, которая в своем развитии включает три этапа: первоначально возникает опасность или предаварийная дорожная ситуация, затем следует аварийная, а потом наступает послеаварийная обстановка11. Возникновение опасной ситуации характеризуется появлением движущегося или неподвижного препятствия. Если не было принято мер к ликвидации опасной ситуации, возникает аварийная обстановка, в которой предотвратить происшествие технически невозможно. Послеаварийная обстановка является носителем материальных следов происшествия12.

В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства11.

По причинам возникновения ДТП  можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия; внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение; выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения10.

Основными элементами криминалистической характеристики ДТП являются: обстоятельства преступления; механизм следообразования; характеристика личности виновного в совершении преступления; сведения о личности потерпевшего9.

К числу обстоятельств преступления, связанного с ДТП, относятся непосредственная причина происшествия, а также плохая подготовка водителя, отсутствие надлежащих навыков вождения11.

При анализе времени совершения ДТП можно проследить зависимость между интенсивностью движения и количеством ДТП. Максимальное количество их происходит: по месяцам - с июля по октябрь; по дням недели - в пятницу и субботу; по времени суток - с 17 до 21 часа. Почти половину от общего количества ДТП составляют наезды на пешеходов; остальные - в основном столкновения транспортных средств и наезды на различные препятствия5.

В результате ДТП образуются как материальные, так и идеальные следы. Материальные следы: труп погибшего; телесные повреждения у участников ДТП; следы крови на проезжей части дороги и на транспортном средстве; следы протекторов, детали транспортного средства или их обломки на месте происшествия; повреждения на транспортном средстве или дорожных сооружениях. В отношении идеальных следов ДТП необходимо иметь в виду, что свидетели-очевидцы в редких случаях могут наблюдать всю картину события, обычно они видят какой-то отдельный момент ДТП; к тому же восприятие сопровождается эмоциональным стрессом, поэтому в сознании свидетеля формируется искаженное представление о событии. В то же время непосредственные участники ДТП (водитель и потерпевший) оценивают происшедшее каждый со своих субъективных позиций. Поэтому к показаниям на допросах нужно относиться критически и перепроверять их, сопоставляя с доказательствами, полученными из других источников7.

Характеристика личности водителя определяется его возрастом, состоянием здоровья, его опытом и навыками управления транспортным средством12.

 

2. Особенности возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. Планирование расследования

 

Так как первыми на место ДТП  прибывают сотрудники ГИБДД, качество собранных ими первичных материалов имеет важное значение в решении вопроса о необходимости в возбуждении уголовного дела и для достижения успеха в его расследовании после его возбуждения. Основными документами в этих материалах являются: 1) протокол о ДТП; 2) схема дорожного происшествия; 3) протокол осмотра транспорта6.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются: обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших, очевидцев, сообщения сотрудников медицинских учреждений и так далее10.

В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) каков характер ДТП - было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы; 2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия; 3) кто виноват в случившемся; 4) есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями; 5) каков механизм ДТП; 6) какие именно последствия наступили в результате ДТП; 7) какие ПДД нарушены; 8) кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта7. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП10. Также следователь должен установить квалификацию и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения ПДД12.

В методике расследования  дел по ДТП рассматриваются следующие ситуации: 1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия; 2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего; 3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего; 4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего6. В 1-м случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой ситуации следующие: 1) происшествие - результат нарушения ПДД водителем; 2) причина происшествия - нарушение ПДД пешеходом; 3) происшествие - результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта; 4) происшествие - результат непреодолимой природной силы либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП12. Во 2-м и 3-м случаях обстановка на месте ДПТ остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места происшествия. В 4-м случае, когда обстановка на месте ДТП изменена его участниками, названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия5.

Деятельность следователя не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций и оперативно-розыскных мероприятий11.

 

3. Первоначальный этап расследования

 

К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных  мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего, изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания. При необходимости могут быть назначены другие экспертизы, проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП12.

 

3.1 Осмотр места  ДТП

 

От результатов осмотра места ДТП зависит успех раскрытия и расследования преступлений11.

В протоколе отражаются обнаруженные обстоятельства и последствия происшествия, имеющиеся в момент совершения ДТП. Фиксируется место нахождения пострадавшего и транспортного средства. Определяется непосредственное место происшествия. Эти места должны быть «привязаны» к элементам улицы или дороги. Все линейные размеры следует определить с помощью рулетки или складного метра12.

При наличии на месте  происшествия отлетевших осколков стекол фар и зеркала заднего вида, ветрового и бокового стекол, груза и других предметов необходимо зафиксировать их места нахождения в протоколе осмотра, измерив расстояния до границ проезжей части и элементов улицы или дороги. Затем необходимо осмотреть следы движения транспортного средства, определить их направление относительно границ проезжей части и расстояние до них7.

При осмотре важно дать характеристику участка пути, определить вид и состояние дорожного покрытия, величину угла уклонов - продольного и поперечного, радиусов, поворотов, ширины проезжей части, обочины, кювета, тротуара, пешеходного перехода, газона и других элементов улицы и дороги. При этом следует обратить внимание на наличие грязных и замасленных участков, выбоин и неровностей, степень однородности покрытия5.

При наезде транспортного  средства на пешеходов устанавливаются  направление и длина пути их движения перед происшествием, отдельно по проезжей части, обочине, тротуару, газону. Важно определить, когда произошел наезд: в процессе торможения, до его начала или в конце12.

При столкновении транспортных средств нужно исследовать путь и направление их движения за 100–200 м до места ДТП и после него. Важно разобраться в следах движения, определить их длину и угол расположения относительно границы проезжей части, а также расстояние до последней. Когда столкновение происходит на перекрестке дорог, необходимо получить справку из ГИБДД о том, какая из них является главной или же об их равнозначности5.

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП