Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:09, реферат
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем – одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство, как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного праворегулирования в период перехода к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических или юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.
Введение
1. Криминалистическая характеристика преступления
2. Первоначальный этап расследования
3. Последующий этап расследования
4. Назначение экспертизы
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
«Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»
Реферат по Криминалистике студента
4-го курса очно-заочной формы обучения
Москва 2012 год
Содержание
Введение
1. Криминалистическая характеристика преступления
2. Первоначальный этап расследования
3. Последующий этап расследования
4. Назначение экспертизы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем – одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство, как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного праворегулирования в период перехода к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических или юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.
«Теневой» капитал – это денежные средства, нажитые преступным путем и скрываемые от налогообложения. В прошлом их называли «ворованные деньги», добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества, т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные из законного товарооборота в государственной экономической деятельности. Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость, официально впустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» их в различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенных налогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономической деятельности.
Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.
Таким образом, «теневой капитал» - это подпольные, неучтенные средства государственных предприятий, организаций с любой формой собственности, а также физических лиц, нажитые незаконно.
Криминалистическая
Легализация1 по своей сути – преступная деятельность по выведению денежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введение их в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или какому-либо имуществу статуса законной собственности определенного юридического или физического лица.
Следовательно, приобретенное незаконным путем становится фактически законной собственностью. Отсутствие легальных источников дохода у физических лиц либо явное несоответствие их операциям с большими денежными суммами, приобретение недвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающие доходы юридического либо физического лица, - все это признаки легализации.
Предметом непосредственного
По способу совершения легализация как действие по выведению денежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и придание им законного статуса осуществляется посредством:
1.финансовых операций;
2.сделок купли-продажи, займа, кредитования;
3.предпринимательской
4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм, предприятий).
Способы легализации непосредственно
связаны с совершением других
преступлений, например, взяточничество,
злоупотребление служебным
– участие должностных лиц государственных учреждений в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;
– «перекачка» государственных средств в коммерческие структуры и «обналичивание» денег;
– использование государственными служащими подставных фирм, чаще всего оформленных на родственников, в коммерческих структурах;
– бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве материальных средств для их «переброски» в другие коммерческие структуры, политические партии, благотворительные фонды с прямой личной выгодой;
– лоббизм при принятии нормативных актов в интересах определенных групп;
– создание благотворительных фондов лицами, имеющих цель скрыть источник своих доходов, и анонимное « пожертвование» этих денег в свои же фонды;
– неконтролируемое введение в коммерческий оборот денежных средств с помощью образования легальных хозяйственных структур на территории России;
– перечисление средств на ЛОРО-счета2 нерезидентов;
– инвестиционная деятельность;
– обналичивание с использованием оффшорных фирм и др.
Нередко самым сложным в расследовании
легализации становится установлении
личности преступника. Это лица так
или иначе участвующие в
Первоначальный этап расследования
Большинство преступлений в сфере экономической деятельности, ввиду их сложности, закон (ст. 151 УПК РФ) обязывает расследовать в форме предварительного расследования. Следователь органов внутренних дел, руководствуясь ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело, принимает его к производству, производит предварительное расследование, активно используя при этом возможности оперативных подразделений МВД.
Для принятия законного и обоснованного решения на стадии возбуждения уголовного дела также должен быть разрешён ряд вопросов:
–Является ли информация о легализации преступных доходов поводом к возбуждению уголовного дела.
–Содержатся ли в информации сведения о признаках преступления.
–Нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.
–Какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления.
–Есть ли необходимость проведения дополнительной проверки информации, и какие при этом необходимо произвести действия.
Совместная работа следователя
и оперативных сотрудников
В ходе оперативных мероприятий негласных агентов может быть выявлена информация о фактах легализации, которая включает в себя добытые в соответствии с законом сведения, перепроверяемые или подтверждаемые с помощью иных источников информации. В частности, это может быть информация:
–о приёмах и способах легализации преступных доходов, в свою очередь связанных с отраслевой принадлежностью задействованных в "отмывании" юридических лиц;
–о связях лиц, причастных к получению преступных доходов, с лицами из торгового и банковского секторов экономики;
–об организаторах и исполнителях преступлений;
–о преступных связях ("крышевании") лиц, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, с лицами из подконтрольных им организаций.
Типичная следственная ситуация, возникающая на первоначальном этапе расследования легализации преступных доходов, как правило, характеризуется следующими признаками:
–имеются обоснованные данные, свидетельствующие об "отмывании" преступных доходов;
–установлены лица, совершающие данное преступление;
–местонахождение денежных средств (иного имущества) известно (неизвестно).
Основная задача следователя в ходе проверочных мероприятий состоит в выработке рекомендаций для оперативных работников, в каждом конкретном случае, с целью определить процессуальную допустимость и необходимый объём доказательств для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо своевременно (до возбуждения уголовного дела) определить, что цель оперативно-розыскных мероприятий (выявление достоверной и достаточной информации для возбуждения уголовного дела) не может быть достигнута. Именно от следователя зависит чёткость и конкретность поставленных вопросов, от этого зависит результативность этих мероприятия, правильность юридической оценки событий, дальнейшее качественное расследование уголовного дела.
Существенной проблемой, возникающей в ходе возбуждения уголовного дела по фактам легализации, является вопрос о допустимости доказательств3. Наиболее частым возражением против использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства, является довод о том, что соответствующие доказательства получены с нарушением УПК РФ, и поэтому не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при постановлении приговора.
Однако доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, признаются допустимыми, если они получены в соответствии с требованиями УПК РФ. Уголовное дело по признакам легализации преступных доходов может быть возбуждено на основании материалов ревизий (проверок , предварительного изучения), аудиторских проверок сторонними аудиторами, проверок банками по соблюдению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами, в том числе:
–ведомственных плановых проверок (например, налоговым органом или торговой инспекцией);
–проверок с целью выявления преступлений и правонарушений (например, органами внутренних дел или налоговой полиции);
–проверок, проводимых под видом плановых, но, по согласованию между ведомствами, имеющих иные цели.
При наличии достаточных данных, свидетельствующих о признаках совершения легализации, следователь, в соответствии со ст. 146 УПК РФ, с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении уголовного дела. После получения согласия прокурора следователь обязан уведомить лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, и определить меру пресечения обвиняемому.