Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем – одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство, как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного праворегулирования в период перехода к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических или юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.

Содержание работы

Введение

1. Криминалистическая характеристика преступления
2. Первоначальный этап расследования
3. Последующий этап расследования
4. Назначение экспертизы

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1основной.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И  ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Будилина Дарья Вячеславовна

«Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»

 

 

Реферат по  Криминалистике студента

4-го курса очно-заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

                                                                                                                      Руководитель:

                                                                                                        Тузлукова М.В.

                                                                                                                      ___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 год

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

1. Криминалистическая характеристика преступления

2. Первоначальный этап расследования

3. Последующий этап расследования

4. Назначение экспертизы

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Легализация денежных средств  или иного имущества, приобретенного незаконным путем – одно из преступлений, совершаемых в сфере экономики, которые породили коррупцию, стяжательство, как средство накопления первичного капитала. Процесс разгосударствления и приватизации в состоянии недостаточного праворегулирования в период перехода к рыночной экономике создал условия для незаконного накопления капитала в руках физических или юридических лиц, получившего название «теневого» капитала, обращение которого стали называть «теневой» экономикой.

«Теневой» капитал – это денежные средства, нажитые преступным путем  и скрываемые от налогообложения. В  прошлом их называли «ворованные  деньги», добытые в результате краж, мошенничества, грабежа, фальшивомонетничества, т.е. преступным путем. Это деньги или имущество, фактически исключенные из законного товарооборота в государственной экономической деятельности. Нельзя такие средства положить в банк, приобрести на них недвижимость, официально впустить в оборот для получения прибыли, чтобы не «засветить» их в различных формах государственных учетов. Поэтому движение не учтенных налогообложением средств происходит скрытно, в обход законной экономической деятельности.

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот.

Таким образом, «теневой капитал» - это  подпольные, неучтенные средства государственных предприятий, организаций с любой формой собственности, а также физических лиц, нажитые незаконно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Криминалистическая характеристика преступления

 

Легализация1 по своей сути – преступная деятельность по выведению денежных средств («грязных» денег) из сферы «теневого» капитала и введение их в сферу законного обращения, т.е. придание денежным средствам или какому-либо имуществу статуса законной собственности определенного юридического или физического лица.

Следовательно, приобретенное незаконным путем становится фактически законной собственностью. Отсутствие легальных  источников дохода у физических лиц  либо явное несоответствие их операциям  с большими денежными суммами, приобретение недвижимости, совершение иных сделок на суммы, значительно превышающие доходы юридического либо физического лица, - все это признаки легализации.

Предметом непосредственного посягательства этого преступления являются денежные средства или имущество. Под денежными  средствами подразумевают не только деньги и валюту, но и банковские и дорожные чеки, денежные переводы, инвестиционные ценные бумаги, облигации, сертификаты, товарораспорядительные документы, предъявление которых является достаточным для вступления в права, договора купли-продажи, займа, документы кредитования. Имущество – это недвижимость, а также транспортные средства, драгоценности, благородные и редкие металлы.

По способу совершения легализация  как действие по выведению денежных средств из незаконных доходов, из «теневой» экономики и придание им законного статуса осуществляется посредством:

1.финансовых операций;

2.сделок купли-продажи, займа, кредитования;

3.предпринимательской деятельности;

4.подставной экономической деятельности (открытие фиктивных фирм, предприятий).

Способы легализации непосредственно  связаны с совершением других преступлений, например, взяточничество, злоупотребление служебным положением, коррупция, вымогательство, финансовым мошенничеством, терроризмом. Вот некоторые  примеры:

– участие должностных лиц государственных учреждений в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;

– «перекачка» государственных средств в коммерческие структуры и «обналичивание» денег;

– использование государственными служащими подставных фирм, чаще всего оформленных на родственников, в коммерческих структурах;

– бюрократический «рэкет», выражающийся в вымогательстве материальных средств для их «переброски» в другие коммерческие структуры, политические партии, благотворительные фонды с прямой личной выгодой;

– лоббизм при принятии нормативных актов в интересах определенных групп;

– создание благотворительных фондов лицами, имеющих цель скрыть источник своих доходов, и анонимное « пожертвование» этих денег в свои же фонды;

– неконтролируемое введение в коммерческий оборот денежных средств с помощью образования легальных хозяйственных структур на территории России;

– перечисление средств на ЛОРО-счета2 нерезидентов;

– инвестиционная деятельность;

– обналичивание с использованием оффшорных фирм и др.

Нередко самым сложным в расследовании  легализации становится установлении личности преступника. Это лица так  или иначе участвующие в политической, экономической и общественной деятельности, среди которых – депутаты, работники  министерств и иных государственных учреждений, директора, экономисты, бухгалтера предприятий с государственной либо коллективной формой собственности, руководители предпринимательских структур, работники таможни, банков, налоговой службы и т.п.

 

 

Первоначальный этап расследования

 

Большинство преступлений в сфере  экономической деятельности, ввиду  их сложности, закон (ст. 151 УПК РФ) обязывает  расследовать в форме предварительного расследования. Следователь органов  внутренних дел, руководствуясь ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело, принимает его к производству, производит предварительное расследование, активно используя при этом возможности оперативных подразделений МВД.

Для принятия законного и обоснованного  решения на стадии возбуждения уголовного дела также должен быть разрешён ряд вопросов:

–Является ли информация о легализации преступных доходов поводом к возбуждению уголовного дела.

–Содержатся ли в информации сведения о признаках преступления.

–Нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу.

–Какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления.

–Есть ли необходимость проведения дополнительной проверки информации, и какие при этом необходимо произвести действия.

Совместная работа следователя  и оперативных сотрудников начинается до возбуждения уголовного дела и продолжается до направления его в суд. При этом на стадии возбуждения уголовного дела можно отметить такое участие следователя в этом процессе, как ознакомление с результатами ОРД и определение совместно с инициатором разработки форм, методов и сроков реализации имеющейся информации, а также возможности задержания причастных к отмыванию преступных доходов лиц. Как результат взаимодействия следователя с оперативным подразделением, должно явиться принятие обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, после чего следователь как самостоятельная процессуальная фигура должен определить направления розыска, собрать доказательства виновности совершающих легализацию лиц на основании постоянного отслеживания поступающей информации, провести в рамках уголовного дела реализацию имеющихся материалов и задержать подозреваемых лиц с предметами (денежными средствами) преступного происхождения.

В ходе оперативных мероприятий  негласных агентов может быть выявлена информация о фактах легализации, которая включает в себя добытые в соответствии с законом сведения, перепроверяемые или подтверждаемые с помощью иных источников информации. В частности, это может быть информация:

–о приёмах и способах легализации преступных доходов, в свою очередь связанных с отраслевой принадлежностью задействованных в "отмывании" юридических лиц;

–о связях лиц, причастных к получению преступных доходов, с лицами из торгового и банковского секторов экономики;

–об организаторах и исполнителях преступлений;

–о преступных связях ("крышевании") лиц, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, с лицами из подконтрольных им организаций.

Типичная следственная ситуация, возникающая на первоначальном этапе расследования легализации преступных доходов, как правило, характеризуется следующими признаками:

–имеются обоснованные данные, свидетельствующие об "отмывании" преступных доходов;

–установлены лица, совершающие данное преступление;

–местонахождение денежных средств (иного имущества) известно (неизвестно).

Основная задача следователя в ходе проверочных мероприятий состоит в выработке рекомендаций для оперативных работников, в каждом конкретном случае, с целью определить процессуальную допустимость и необходимый объём доказательств для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо своевременно (до возбуждения уголовного дела) определить, что цель оперативно-розыскных мероприятий (выявление достоверной и достаточной информации для возбуждения уголовного дела) не может быть достигнута. Именно от следователя зависит чёткость и конкретность поставленных вопросов, от этого зависит результативность этих мероприятия, правильность юридической оценки событий, дальнейшее качественное расследование уголовного дела.

Существенной проблемой, возникающей  в ходе возбуждения уголовного дела по фактам легализации, является вопрос о допустимости доказательств3. Наиболее частым возражением против использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства, является довод о том, что соответствующие доказательства получены с нарушением УПК РФ, и поэтому не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при постановлении приговора.

Однако доказательства, полученные в результате оперативно-розыскных  мероприятий, признаются допустимыми, если они получены в соответствии с требованиями УПК РФ. Уголовное дело по признакам легализации преступных доходов может быть возбуждено на основании материалов ревизий (проверок , предварительного изучения), аудиторских проверок сторонними аудиторами, проверок банками по соблюдению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами, в том числе:

–ведомственных плановых проверок (например, налоговым органом или торговой инспекцией);

–проверок с целью выявления преступлений и правонарушений (например, органами внутренних дел или налоговой полиции);

–проверок, проводимых под видом плановых, но, по согласованию между ведомствами, имеющих иные цели.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о признаках  совершения легализации, следователь, в соответствии со ст. 146 УПК РФ, с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении уголовного дела. После получения согласия прокурора следователь обязан уведомить лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, и определить меру пресечения обвиняемому.

Информация о работе Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным