Методы расследования должностных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Конституция Республики Беларусь установила равноправие и равную защиту частной и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает равную уголовно-правовую защиту различных форм собственности и равную уголовную ответственность за посягательство на все формы собственности.
Задачей исследования является методика расследования должностных преступлений на примере ст.ст. 210, 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………….3

Понятие и правовая структура должностных преступлений………….4

2. Типичные следственные ситуации, характеризующие отдельные элементы криминалистической структуры должностных преступлений……..8

3. Методы расследования должностных преступлений…………………12

Заключение…………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………..17

Файлы: 1 файл

реф. крим..docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Хищение любого чужого имущества есть незаконное и безвозмездное его изъятие у собственника с корыстной целью и обращение его в пользу похитителя или иных лиц. Путем присвоения или растраты похищается имущество, вверенное расхитителю для хранения, ремонта, обработки, перевозки, временного пользования и т. д., т. е. находящееся в его правомерном владении. Таким расхитителем может быть и лицо, которое в силу своего служебного положения обладает правом отдавать распоряжения по поводу использования данного имущества [6, с. 314].

Для первоначального этапа расследования по делам о хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, а также путем присвоения или растраты характерны три типичные следственные ситуации.

Первая ситуация возникает в тех случаях, когда уголовные дела возбуждаются по материалам плановых или внезапных инвентаризаций  и ревизий, проверок, проводимых контрольно-ревизионными органами, а также на основании сообщений должностных лиц,  писем и заявлений граждан, по сигналам печати и по другим официальным данным.

В таких случаях возбуждению дела  обычно  предшествует  предварительная проверка материалов, поступивших в правоохранительные органы.

Лица, ответственные за злоупотребления,  в связи с которыми решается вопрос о возбуждении уголовного дела, имеют возможность соответствующим образом подготовиться к расследованию (уничтожают или  фальсифицируют уличающие их документы, вырабатывают общею линию поведения со своими соучастниками, пытаются воздействовать в нужном для на них направлении на предполагаемых свидетелей, тщательно прячут имеющиеся ценности и т.д.).  Все это создает для следователя известные дополнительные трудности.

Чаще всего дела о хищениях имущества государственных и иных организаций возбуждаются по материалам документальных ревизий и иных проверок [6, с. 317].

Вторая типичная ситуация складывается,  когда дела возбуждаются по материалам оперативно-розыскной деятельности подразделений  по борьбе с  экономическими  преступлениями  внезапно для заподозренных и иных лиц, заинтересованных в исходе расследования.

Следователь в  таких случаях может заблаговременно ознакомиться с собранными по делу материалами,  совместно с оперативными  работниками выбрать наиболее выгодный в тактическом отношении момент для возбуждения дела,  определить  характер  и  последовательность  первоначальных следственных действий, организационных и иных мероприятий.

Для третьей типичной ситуации характерно,  что признаки хищения, достаточные для возбуждения уголовного дела,  выявляются неожиданно  как для подозреваемых,  так и для работников правоохранительных органов (например, при случайном обнаружении поддельной накладной, установлении фактов  продажи  товаров  помимо кассы по завышенной или по заниженной цене,  наличии на складе или в торговой точке  материальных ценностей, на  которые  не имеется соответствующих документов и т.д.) [4, с.26].

Проводить предварительную проверку в таких  случаях,  разумеется, нет необходимости и возможности.

В материалах,  на основании которых  возбуждается  уголовное  дело, должны быть указаны конкретные  признаки   хищения.

Такими признаками, в частности, являются:

1. недостачи или излишки  товарно-материальных ценностей;

2. наличие фиктивных документов  на списание ценностей или  на  передачу их  из подотчета  одного материально ответственного  лица другому (так называемые "бестоварные операции");

3. подлоги в документах, отражающих операции с ценностями;

4. транспортировка грузов  без сопроводительных документов  либо  в большем количестве, чем указано в документах;

5.продажа товаров одного  сорта по цене другого,  более  высокого сорта;

6. оплата труда работников  предприятия либо приобретение  сырья за счет личных средств  должностных лиц.

О хищениях  могут также свидетельствовать косвенные признаки, например:

- поступление на промышленное  предприятие большого числа рекламаций  в связи с выпуском недоброкачественной  продукции,  если эта недоброкачественность  связана  с недовложением сырья  в процессе производства;

- занижение  количественных  и качественных показателей продукции сельского хозяйства,  сдаваемой  государству. 

При  наличии  косвенных признаков хищений уголовные дела обычно возбуждаются,  если имеется не один какой-то признак, а их совокупность.

В ходе  предварительной проверки материалов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела следователь должен,  прежде всего:

- получить четкое и  полное представление о характере  деятельности и структуре объекта, где имеют место злоупотребления;

- изучить конкретные условия  его деятельности;

- существующий там порядок  учета и отчетности;

- систему товаро - и документооборота;

- организацию охраны;

- служебные обязанности  должностных и иных лиц, имеющих  отношение к ценностям, которые явились объектом преступного посягательства.

Кроме того следователь может получить объяснения от лиц,  ответственных за выявленные нарушения и злоупотребления.

В необходимых  случаях нужно провести дополнительную инвентаризацию или ревизию.

Если дело возбуждается по официальным материалам после их проверки  (первая  типичная  ситуация),  обычно планируются и осуществляются следующие первоначальные следственные действия:

1. выемка,  а затем осмотр  документов,  относящихся к  операциям, признанными ревизией или инвентаризацией незаконными;

2. допросы лиц, ответственных  за выявленные злоупотребления;

3. производство  обысков  у этих лиц с целью обнаружения  предметов и документов, которые могут иметь значение вещественных доказательств, а также  имущества с целью возмещения ущерба от преступления и возможной конфискации;

4. допросы свидетелей, указанных  в материалах ревизии.

Характерными для дел о хищениях, возбуждаемых на основании оперативно-розыскных данных  (вторая  типичная  ситуация),  являются  такие следственные действия и организационные мероприятия, как:

- задержание с поличным;

- личные обыски задержанных, обыски по местам их работы  и жительства с наложением  ареста на имущество;

- выемка документов, а  затем их осмотр;

- выемка  и осмотр предметов,  могущих быть вещественными доказательствами; осмотры производственных и складских  помещений, различного оборудования;

- допросы подозреваемых;

- допросы свидетелей;

- организация инвентаризаций  и ревизий.

Аналогичные следственные  действия  и организационные мероприятия проводятся и при третьей типичной следственной ситуации.

Естественно, что этот перечень является примерным. Последовательность названных следственных действий и организационных мероприятий  в каждом конкретном  случае определяются с учетом имеющихся в распоряжении следователя материалов и других обстоятельств дела.

Выдвижение версий и планирование первоначального этапа  расследования по  делам  о хищениях отличаются некоторыми характерными особенностями. Это относится, прежде всего, к типичным версиям.

Общие типичные  версии  ("хищение имело место – хищения не было") обычно не имеют практического значения.  Зато при третьей,  а иногда и при первой ситуации большую роль играют частные типичные версии:

- о причинах образования  недостач или излишков;

- о способах совершения хищений;

- о причастности к хищениям определенных должностных лиц;

- о связях этих лиц с другими расхитителями;

- о местах хранения  похищенного  имущества  и  ценностей,  нажитых преступным путем и т.д.

В плане первоначальных следственных действий по делам о  хищениях наряду с версиями нередко указываются:

- отдельные эпизоды преступления;

- направления расследования (например, установление способов  создания излишков, источников приобретения "левого" сырья и т.д.);

- участники преступной  группы.

К плану первоначальных следственных действий нередко прилагаются:

- вспомогательные документы,  например схемы, показывающие структуру  организации  или  предприятия,  раскрывающие характер преступных связей подозреваемых и др.;

- специальные карточки ("лицевые  счета") на каждого подозреваемого;

- краткие справки по  отдельным эпизодам хищений, позволяющие  сразу понять суть преступных  махинаций и т.д.

План расследования на первоначальном этапе должен обеспечить решение не только тактико-методических, но и организационных задач, которых очень много возникает по таким делам при подготовке к следственным действиям и операциям.

План дальнейшего расследования должен не только предусматривать последующие действия по еще не законченным проверкой версиям, но и выдвижение и проверку других возникающих версий и, в частности, о том, ограничивается ли хищение теми фактами, по поводу которых возбуждено уголовное дело, или есть еще другие эпизоды хищений [6, с. 318].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы расследования должностных преступлений

 

Выбор первоначальных следственных действий и порядок их проведения зависят от характера первоначальных следственных ситуаций. В первой рассмотренной выше ситуации большинство первоначальных следственных действий обычно лишено эффекта неожиданности, а порой и неотложности. Для нее более всего характерен следующий набор первоначальных следственных и иных действий следователя:

а) выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, не содержащихся в материалах ревизии и имеющих отношение к недостаче, излишкам имущества и содержащих признаки подделки;

б) следственное изучение этих документов и материалов ревизии;

в) осмотр места происшествия (если оно есть);

г) изъятие образцов сырья и продукции, лекал и других приспособлений, данных лабораторных анализов, а также производственной документации, если дело возникло по факту создания неучтенных излишков на производстве;

д) допрос лиц, проводивших ревизию или иную проверку, и других свидетелей;

е)  допрос лиц, материально ответственных за недостачу (излишки);

ж) обыски у заподозренных лиц по месту жительства и службы и наложение ареста на имущество;

з) допрос подозреваемых;

и) назначение экспертиз (криминалистических, товароведческих, технических и др.), от результатов которых зависит направление расследования; получение и использование оперативно-розыскной информации.

Во второй следственной ситуации целесообразно как можно результативнее использовать эффект внезапности начала расследования и проведения первоначальных следственных действий. Для данной ситуации обычно характерен следующий набор первоначальных следственных действий:

а) задержание лиц, заподозренных в хищении, с поличным, их допрос и личный обыск;

б) обыск по месту жительства и работы задержанных и наложение ареста на их имущество;

в)  осмотр сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров, явившихся предметом хищения;

г)  осмотр складов, других помещений и транспортных средств, в которых обнаружено похищенное имущество;

д) выемка и осмотр документов;

е) допрос свидетелей;

ж) назначение ревизий, аудиторских проверок и т. п. Практически все эти действия носят неотложный характер.

Последующие следственные действия обычно связаны с допросом обвиняемого и проверкой выдвинутых им аргументов в свою защиту. В этих целях могут проводиться дополнительные допросы, изъятие и изучение новых документов, назначаться и проводиться различные экспертизы.

Особенности отдельных следственных и иных действий следователя. Успех расследования указанных хищений во многом зависит от умения следователя выделять и изучать бухгалтерские и иные документы, ибо они практически всегда являются важнейшим источником информации о событии такого преступления. Работа следователя с документами осуществляется при осмотре и следственном исследовании документов.

Осмотр и следственное изучение документов. Документы по этим делам в ходе осмотра изучаются с точки зрения законности и полноты операции, зафиксированной в документе, а также с позиции степени отражения в них действительных фактов. Вместе с тем обязательно выясняется, являются ли они подлинными или поддельными (полностью или частично). При этом комплектуются и исследуются три группы документов:

1) непосредственно связанные  с операцией по перемещению  интересующих следствие материальных  ценностей и указывающие на  ответственных за нее лиц (приемо-сдаточные  акты, накладные, счета, ведомости и  др.);

2) косвенно связанные  с интересующей следователя указанной  выше операцией (данные о получении  упаковочных, вспомогательных материалов, тары на изготовленную продукцию и др.);

Информация о работе Методы расследования должностных преступлений