Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:30, контрольная работа
Конституция Республики Беларусь установила равноправие и равную защиту частной и государственной собственности. Уголовный кодекс Республики Беларусь вслед за Конституцией устанавливает равную уголовно-правовую защиту различных форм собственности и равную уголовную ответственность за посягательство на все формы собственности.
Задачей исследования является методика расследования должностных преступлений на примере ст.ст. 210, 211 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Ведение……………………………………………………………………….3
Понятие и правовая структура должностных преступлений………….4
2. Типичные следственные ситуации, характеризующие отдельные элементы криминалистической структуры должностных преступлений……..8
3. Методы расследования должностных преступлений…………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………..17
Хищение любого чужого имущества есть незаконное и безвозмездное его изъятие у собственника с корыстной целью и обращение его в пользу похитителя или иных лиц. Путем присвоения или растраты похищается имущество, вверенное расхитителю для хранения, ремонта, обработки, перевозки, временного пользования и т. д., т. е. находящееся в его правомерном владении. Таким расхитителем может быть и лицо, которое в силу своего служебного положения обладает правом отдавать распоряжения по поводу использования данного имущества [6, с. 314].
Для первоначального этапа расследования по делам о хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, а также путем присвоения или растраты характерны три типичные следственные ситуации.
Первая ситуация возникает в тех случаях, когда уголовные дела возбуждаются по материалам плановых или внезапных инвентаризаций и ревизий, проверок, проводимых контрольно-ревизионными органами, а также на основании сообщений должностных лиц, писем и заявлений граждан, по сигналам печати и по другим официальным данным.
В таких случаях возбуждению дела обычно предшествует предварительная проверка материалов, поступивших в правоохранительные органы.
Лица, ответственные за злоупотребления, в связи с которыми решается вопрос о возбуждении уголовного дела, имеют возможность соответствующим образом подготовиться к расследованию (уничтожают или фальсифицируют уличающие их документы, вырабатывают общею линию поведения со своими соучастниками, пытаются воздействовать в нужном для на них направлении на предполагаемых свидетелей, тщательно прячут имеющиеся ценности и т.д.). Все это создает для следователя известные дополнительные трудности.
Чаще всего дела о хищениях имущества государственных и иных организаций возбуждаются по материалам документальных ревизий и иных проверок [6, с. 317].
Вторая типичная ситуация складывается, когда дела возбуждаются по материалам оперативно-розыскной деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями внезапно для заподозренных и иных лиц, заинтересованных в исходе расследования.
Следователь в таких случаях может заблаговременно ознакомиться с собранными по делу материалами, совместно с оперативными работниками выбрать наиболее выгодный в тактическом отношении момент для возбуждения дела, определить характер и последовательность первоначальных следственных действий, организационных и иных мероприятий.
Для третьей типичной ситуации характерно, что признаки хищения, достаточные для возбуждения уголовного дела, выявляются неожиданно как для подозреваемых, так и для работников правоохранительных органов (например, при случайном обнаружении поддельной накладной, установлении фактов продажи товаров помимо кассы по завышенной или по заниженной цене, наличии на складе или в торговой точке материальных ценностей, на которые не имеется соответствующих документов и т.д.) [4, с.26].
Проводить предварительную проверку в таких случаях, разумеется, нет необходимости и возможности.
В материалах, на основании которых возбуждается уголовное дело, должны быть указаны конкретные признаки хищения.
Такими признаками, в частности, являются:
1. недостачи или излишки
товарно-материальных
2. наличие фиктивных документов
на списание ценностей или
на передачу их из подотчета
одного материально
3. подлоги в документах,
отражающих операции с
4. транспортировка грузов
без сопроводительных
5.продажа товаров одного сорта по цене другого, более высокого сорта;
6. оплата труда работников предприятия либо приобретение сырья за счет личных средств должностных лиц.
О хищениях могут также свидетельствовать косвенные признаки, например:
- поступление на промышленное
предприятие большого числа
- занижение количественных
и качественных показателей
При наличии косвенных признаков хищений уголовные дела обычно возбуждаются, если имеется не один какой-то признак, а их совокупность.
В ходе предварительной проверки материалов при решении вопроса о возбуждении уголовного дела следователь должен, прежде всего:
- получить четкое и
полное представление о
- изучить конкретные условия его деятельности;
- существующий там порядок учета и отчетности;
- систему товаро - и документооборота;
- организацию охраны;
- служебные обязанности должностных и иных лиц, имеющих отношение к ценностям, которые явились объектом преступного посягательства.
Кроме того следователь может получить объяснения от лиц, ответственных за выявленные нарушения и злоупотребления.
В необходимых случаях нужно провести дополнительную инвентаризацию или ревизию.
Если дело возбуждается по официальным материалам после их проверки (первая типичная ситуация), обычно планируются и осуществляются следующие первоначальные следственные действия:
1. выемка, а затем осмотр документов, относящихся к операциям, признанными ревизией или инвентаризацией незаконными;
2. допросы лиц, ответственных за выявленные злоупотребления;
3. производство обысков
у этих лиц с целью
4. допросы свидетелей, указанных в материалах ревизии.
Характерными для дел о хищениях, возбуждаемых на основании оперативно-розыскных данных (вторая типичная ситуация), являются такие следственные действия и организационные мероприятия, как:
- задержание с поличным;
- личные обыски задержанных, обыски по местам их работы и жительства с наложением ареста на имущество;
- выемка документов, а затем их осмотр;
- выемка и осмотр предметов,
могущих быть вещественными
- допросы подозреваемых;
- допросы свидетелей;
- организация инвентаризаций и ревизий.
Аналогичные следственные действия и организационные мероприятия проводятся и при третьей типичной следственной ситуации.
Естественно, что этот перечень является примерным. Последовательность названных следственных действий и организационных мероприятий в каждом конкретном случае определяются с учетом имеющихся в распоряжении следователя материалов и других обстоятельств дела.
Выдвижение версий и планирование первоначального этапа расследования по делам о хищениях отличаются некоторыми характерными особенностями. Это относится, прежде всего, к типичным версиям.
Общие типичные версии ("хищение имело место – хищения не было") обычно не имеют практического значения. Зато при третьей, а иногда и при первой ситуации большую роль играют частные типичные версии:
- о причинах образования недостач или излишков;
- о способах совершения хищений;
- о причастности к хищениям определенных должностных лиц;
- о связях этих лиц с другими расхитителями;
- о местах хранения похищенного имущества и ценностей, нажитых преступным путем и т.д.
В плане первоначальных следственных действий по делам о хищениях наряду с версиями нередко указываются:
- отдельные эпизоды
- направления расследования (например, установление способов создания излишков, источников приобретения "левого" сырья и т.д.);
- участники преступной группы.
К плану первоначальных следственных действий нередко прилагаются:
- вспомогательные документы,
например схемы, показывающие структуру
организации или предприятия,
раскрывающие характер
- специальные карточки ("лицевые счета") на каждого подозреваемого;
- краткие справки по отдельным эпизодам хищений, позволяющие сразу понять суть преступных махинаций и т.д.
План расследования на первоначальном этапе должен обеспечить решение не только тактико-методических, но и организационных задач, которых очень много возникает по таким делам при подготовке к следственным действиям и операциям.
План дальнейшего расследования должен не только предусматривать последующие действия по еще не законченным проверкой версиям, но и выдвижение и проверку других возникающих версий и, в частности, о том, ограничивается ли хищение теми фактами, по поводу которых возбуждено уголовное дело, или есть еще другие эпизоды хищений [6, с. 318].
3. Методы расследования должностных преступлений
Выбор первоначальных следственных действий и порядок их проведения зависят от характера первоначальных следственных ситуаций. В первой рассмотренной выше ситуации большинство первоначальных следственных действий обычно лишено эффекта неожиданности, а порой и неотложности. Для нее более всего характерен следующий набор первоначальных следственных и иных действий следователя:
а) выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, не содержащихся в материалах ревизии и имеющих отношение к недостаче, излишкам имущества и содержащих признаки подделки;
б) следственное изучение этих документов и материалов ревизии;
в) осмотр места происшествия (если оно есть);
г) изъятие образцов сырья и продукции, лекал и других приспособлений, данных лабораторных анализов, а также производственной документации, если дело возникло по факту создания неучтенных излишков на производстве;
д) допрос лиц, проводивших ревизию или иную проверку, и других свидетелей;
е) допрос лиц, материально ответственных за недостачу (излишки);
ж) обыски у заподозренных лиц по месту жительства и службы и наложение ареста на имущество;
з) допрос подозреваемых;
и) назначение экспертиз (криминалистических, товароведческих, технических и др.), от результатов которых зависит направление расследования; получение и использование оперативно-розыскной информации.
Во второй следственной ситуации целесообразно как можно результативнее использовать эффект внезапности начала расследования и проведения первоначальных следственных действий. Для данной ситуации обычно характерен следующий набор первоначальных следственных действий:
а) задержание лиц, заподозренных в хищении, с поличным, их допрос и личный обыск;
б) обыск по месту жительства и работы задержанных и наложение ареста на их имущество;
в) осмотр сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и товаров, явившихся предметом хищения;
г) осмотр складов, других помещений и транспортных средств, в которых обнаружено похищенное имущество;
д) выемка и осмотр документов;
е) допрос свидетелей;
ж) назначение ревизий, аудиторских проверок и т. п. Практически все эти действия носят неотложный характер.
Последующие следственные действия обычно связаны с допросом обвиняемого и проверкой выдвинутых им аргументов в свою защиту. В этих целях могут проводиться дополнительные допросы, изъятие и изучение новых документов, назначаться и проводиться различные экспертизы.
Особенности отдельных следственных и иных действий следователя. Успех расследования указанных хищений во многом зависит от умения следователя выделять и изучать бухгалтерские и иные документы, ибо они практически всегда являются важнейшим источником информации о событии такого преступления. Работа следователя с документами осуществляется при осмотре и следственном исследовании документов.
Осмотр и следственное изучение документов. Документы по этим делам в ходе осмотра изучаются с точки зрения законности и полноты операции, зафиксированной в документе, а также с позиции степени отражения в них действительных фактов. Вместе с тем обязательно выясняется, являются ли они подлинными или поддельными (полностью или частично). При этом комплектуются и исследуются три группы документов:
1) непосредственно связанные
с операцией по перемещению
интересующих следствие
2) косвенно связанные
с интересующей следователя
Информация о работе Методы расследования должностных преступлений