Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:08, реферат
Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, прямо скажем, у современного террора уже нет его
прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких
идеалов". Сегодня в России стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим
террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним.
3 Введение
4 Террор – главнейшая проблема современности
4 Краткий экскурс в историю терроризма
5 Лицо современного терроризма
11 Проблема терроризма в России
12 Борьба с терроризмом в современных условиях
14 Заключение
16 Список использованных источников
числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их
союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости доступными
им средствами, т.е. методами террора, причем террора международного.
Террористические группировки активно используют в своих интересах
современные достижения науки и техники, получили широкий доступ к
информации и современным военным технологиям.
Нынешний терроризм может служить не только дополнением и органическим
элементом, но и детонатором военных конфликтов, в частности, межэтнических,
препятствовать мирному процессу. Этим обстоятельством в ряде случаев
пытаются воспользоваться в своих геополитических и стратегических интересах
США и другие западные страны. Сами страдая от террора, они, тем не менее,
готовы сотрудничать с террористическими группировками в тех случаях, когда
деятельность последних не направлена в данный момент против тех же США или
их союзников. Примеров такой «избирательности» - великое множество.
Еще одной особенностью современного терроризма является все чаще
встречающаяся политизация целей террористической деятельности. Между тем в
законодательстве ряда развитых стран и в международных документах
(например, в Европейской
конвенции по борьбе с
терроризм квалифицируется как уголовное преступление, независимо от его
причин, целей, мотивов. Нельзя не отметить, что прежде различие между
политическим терроризмом и уголовной преступностью было достаточно четким.
Сегодня политический терроризм все больше сливается с уголовной
преступностью. Их можно порой различить лишь по целям и мотивам, а методы и
формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают поддержку друг другу.
Нередко преступления уголовного характера маскируются политическими целями,
а их участники, выдавая себя за террористов, требуют отношения к себе после
ареста как к политическим заключенным. В Латинской Америке, например, ряд
террористических организаций (перуанских, колумбийских) переплетается с
наркомафией.
Таким образом, терроризм оказался непосредственно связанным с
проблемой выживания человечества, обеспечения безопасности государств.
Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного
радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни перед чем для
достижения своих целей.
В свете вышеизложенного чрезвычайное значение приобретает задача
координации международных усилий в борьбе с терроризмом.
Акты терроризма, составляющие по своей сути международные
преступления, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку в
целом. Это обстоятельство требует консолидации усилий целого ряда
государств в масштабах региона либо всего мира. Современное международное
право выработало целый ряд международных конвенций универсального и
регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в
качестве предмета своего правового регулирования взаимное сотрудничество
государств в борьбе с международным терроризмом.
Еще перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были
разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за
террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937
г.). Хотя эти документы не были приняты, однако были выработаны общие
понятия, указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и
национальных законодательств по борьбе с терроризмом.
Проблема терроризма в России
В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый
характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем,
которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет одну из
главных опасностей. Для России это явление не есть порождение века
нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки российского терроризма теряются в
глубине веков. По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце ХIХ века
полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право на
свободу и демократию. Терроризм рассматривался как средство борьбы против
самодержавия, способ защиты права двигать историю. За всю историю русских
революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.
В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную
жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной
безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, случаи угона
самолетов (70 попыток захвата воздушных судов за период с 1991-1992 гг.),
взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этно-
конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе
политической борьбы, физическое устранение политических соперников,
покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже
привычным явлением.
Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски
(националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.);
относительная новизна этого явления для современной России и неготовность
правоохранительных сил к эффективному противодействию им; различная оценка
терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов Федерации
(от национального героя до преступника), что связано с ростом
националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;
невозможность выделения “чистых” типов терроризма и несовершенство
российского законодательства по борьбе с терроризмом.
В России происходит интеграция терроризма и организованной
преступности, появляются примеры взаимодействия российских террористических
групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков
УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической
организации “Серые волки” в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные
лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).
Борьба с терроризмом в современных условиях
Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом,
безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо обществу.
Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных
Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из
важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в
этой области являются совершенствование правовой базы, усиление
взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование
специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных
структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической
оснащенности.
Политика большинства западных государств базируется на следующих
принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное
давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать
имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для
наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и
взаимодействие с ними.
В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято более 40 правовых
актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том
числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об
усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты
значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных
органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся
терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с
терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов,
технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся
факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их
подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов,
выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и
др.).
Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность,
непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных,
натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие политической
воли и готовности высшего руководства страны к решительным действиям.
Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать как
важнейшую общегосударственную задачу.
Заключение
Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим
системный подход к организации антитеррористической деятельности на
государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество
специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с
терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы на
проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем,
борьба с терроризмом это прежде всего заблаговременная оперативная работа,
позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения,
а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В
современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения
ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти
ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и
использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить
совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что
происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных
подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации
террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями
после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для
ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции.
Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане,
других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.
Для повышения эффективности предупредительных мер Министерству
иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ,ФМС) необходимо предоставить
полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к
деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за
косвенное участие в террористических актах.
Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в