Международный терроризм и Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:08, реферат

Описание работы

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, хотя, прямо скажем, у современного террора уже нет его
прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких
идеалов". Сегодня в России стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим
террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним.

Содержание работы

3 Введение
4 Террор – главнейшая проблема современности
4 Краткий экскурс в историю терроризма
5 Лицо современного терроризма
11 Проблема терроризма в России
12 Борьба с терроризмом в современных условиях
14 Заключение
16 Список использованных источников

Файлы: 1 файл

терроризм.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

 

 

числе  и  особенно  в  военно-силовой  сфере,  с  развитыми  странами  и  их

союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои  слабости  доступными

им средствами, т.е. методами террора, причем террора международного.

Террористические группировки активно  используют  в  своих  интересах

современные  достижения  науки  и  техники,  получили   широкий   доступ   к

информации и современным военным технологиям.

Нынешний терроризм может служить не только дополнением и органическим

элементом, но и детонатором военных конфликтов, в частности,  межэтнических,

препятствовать  мирному  процессу.  Этим  обстоятельством  в  ряде   случаев

пытаются воспользоваться в своих геополитических и стратегических  интересах

США и другие западные страны. Сами страдая от террора, они,  тем  не  менее,

готовы сотрудничать с террористическими группировками в тех  случаях,  когда

деятельность последних не направлена в данный момент против тех же  США  или

их союзников. Примеров такой «избирательности» - великое множество.

Еще одной особенностью  современного  терроризма  является  все  чаще

встречающаяся политизация целей террористической деятельности. Между  тем  в

законодательстве  ряда  развитых  стран   и   в   международных   документах

(например, в Европейской  конвенции по борьбе с терроризмом  от  27.01.77  г.)

терроризм квалифицируется как  уголовное  преступление,  независимо  от  его

причин, целей, мотивов.  Нельзя  не  отметить,  что  прежде  различие  между

политическим терроризмом и уголовной преступностью было достаточно четким.

Сегодня политический  терроризм  все  больше  сливается  с  уголовной

преступностью. Их можно порой различить лишь по целям и мотивам, а методы  и

формы идентичны. Они  взаимодействуют  и  оказывают  поддержку  друг  другу.

 

 

Нередко преступления уголовного характера маскируются политическими  целями,

а их участники, выдавая себя за террористов, требуют отношения к себе  после

ареста как к политическим заключенным. В Латинской  Америке,  например,  ряд

террористических  организаций  (перуанских,  колумбийских)  переплетается  с

наркомафией.

Таким  образом,  терроризм  оказался  непосредственно   связанным   с

проблемой  выживания  человечества,  обеспечения  безопасности   государств.

Будучи  крайней  формой  выражения  социального,  этнического,  религиозного

радикализма и экстремизма, он не склонен останавливаться ни  перед  чем  для

достижения своих целей.

В свете  вышеизложенного  чрезвычайное  значение  приобретает  задача

координации международных усилий в борьбе с терроризмом.

Акты   терроризма,   составляющие   по   своей   сути   международные

преступления,  наносят  непоправимый  ущерб  международному  правопорядку  в

целом.  Это  обстоятельство  требует   консолидации   усилий   целого   ряда

государств в масштабах региона либо всего  мира.  Современное  международное

право  выработало  целый  ряд  международных  конвенций   универсального   и

регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают  в

качестве предмета своего  правового  регулирования  взаимное  сотрудничество

государств в борьбе с международным терроризмом.

Еще  перед  Второй  мировой  войной  под  эгидой  Лиги   Наций   были

разработаны  Конвенция  о   предотвращении   терроризма   и   наказании   за

террористические действия и Конвенция о создании Международного  суда  (1937

г.). Хотя эти документы  не  были  приняты,  однако  были  выработаны  общие

понятия, указано на необходимость  сочетания  международно-правовых  норм  и

национальных законодательств по борьбе с терроризмом.

 

 

Проблема терроризма в России

 

 

В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый

характер. Среди острых политических,  экономических  и  социальных  проблем,

которые приобрела Россия на исходе ХХ века, терроризм представляет  одну  из

главных  опасностей.  Для  России  это  явление  не  есть  порождение   века

нынешнего, атрибут урбанизации. Истоки  российского  терроризма  теряются  в

глубине веков. По иронии судьбы русская интеллигенция еще в конце  ХIХ  века

полагала, что только в форме терроризма она способна защитить свое право  на

свободу и демократию. Терроризм рассматривался как  средство  борьбы  против

самодержавия, способ защиты права двигать историю. За  всю  историю  русских

революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.

В наши дни, как это ни прискорбно,  терроризм  вошел  в  повседневную

жизнь  российского  общества,  представляя  реальную   угрозу   национальной

безопасности  страны.  Похищение  людей,  взятие  заложников,  случаи  угона

самолетов (70 попыток захвата воздушных судов за период  с  1991-1992  гг.),

взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этно-

конфессиональных  конфликтах,  прямые  угрозы  и  их   реализация   в   ходе

политической  борьбы,   физическое   устранение   политических   соперников,

покушения на  представителей  различных  ветвей  власти  и  т.д.  стали  уже

привычным явлением.

Отличительными особенностями российского терроризма являются: наличие широкого спектра террористических организаций  различного  толка  и  окраски

(националистические, религиозные, левые и  правые,  неофашистские  и  т.д.);

относительная новизна этого явления для современной  России  и  неготовность

 

 

правоохранительных сил к эффективному противодействию им;  различная  оценка

терроризма и террористов в зависимости от  регионов  и  субъектов  Федерации

(от  национального   героя   до   преступника),   что   связано   с   ростом

националистических   и   сепаратистских   устремлений   местных    этноэлит;

невозможность  выделения  “чистых”   типов   терроризма   и   несовершенство

российского законодательства по борьбе с терроризмом.

В  России   происходит   интеграция   терроризма   и   организованной

преступности, появляются примеры взаимодействия российских  террористических

групп с подобными организациями на международном уровне  (обучение  боевиков

УНА-УНСО на территории Чечни,  участие  боевиков  турецкой  террористической

организации “Серые волки” в боевых действиях на  Северном  Кавказе,  учебные

лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).

 

 

Борьба с терроризмом в современных условиях

 

 

Опыт  многих  иностранных  государств   в   борьбе   с   терроризмом,

безусловно, необходимо изучать, а изучив, - использовать во благо  обществу.

Политическое руководство основных стран европейского  Запада  и  Соединенных

Штатов  рассматривает  противодействие  терроризму  в  качестве   одной   из

важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности  в

этой   области   являются   совершенствование   правовой   базы,    усиление

взаимодействия между соответствующими  федеральными  органами,  формирование

 

 

специальных подразделений и увеличение численности  сотрудников  федеральных

структур,  занимающихся  проблемой  терроризма,  улучшение  их   технической

оснащенности.

 

Политика большинства  западных  государств  базируется  на  следующих

принципах: не делать террористам  никаких  уступок,  оказывать  максимальное

давление на страны, поддерживающие терроризм,  в  полной  мере  использовать

имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе  и  военные  для

наказания  террористов,  предоставление   помощи   другим   государствам   и

взаимодействие с ними.

В США за период с 1958 по 1999 гг. было  принято  более  40  правовых

актов, в той или степени касающихся усиления борьбы  с  терроризмом,  в  том

числе  специальная  Президентская  директива  (июнь  1995  г.)  и  Закон  об

усилении  борьбы  с  терроризмом  (1996  г.).   Эти   законодательные   акты

значительно расширяют  права  федерального  руководства,  правоохранительных

органов  и  администрации  штатов  по  выявлению  и  пресечению  готовящихся

терактов как на территории США, так и за рубежом. За  десятилетия  борьбы  с

терроризмом  в  мире  и  России  был  разработан  ряд  механизмов,  методов,

технологий государственного реагирования на  потенциальные  и  совершившиеся

факты  терроризма  (создание  специальных  антитеррористических  сил  и   их

подготовка, усиление охраны особо опасных, в  частности,  ядерных  объектов,

выработка технологии переговорного процесса  об  освобождении  заложников  и

др.).

Важнейшим  условием  борьбы  с  терроризмом  является  решительность,

непримиримость и жесткость  ответных  действий,  наличие  хорошо  обученных,

натренированных, технически хорошо оснащенных  и  экипированных  специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее  бывает  наличие  политической

воли и  готовности  высшего  руководства  страны  к  решительным  действиям.

Проблему противодействия  терроризму  в  России  следует  рассматривать  как

важнейшую общегосударственную задачу.

 

Заключение

 

 

Для эффективной борьбы с терроризмом, как  представляется,  необходим

системный  подход  к  организации   антитеррористической   деятельности   на

государственном  уровне.  Имеющееся  в  государстве  достаточное  количество

специализированных  структур  можно  назвать  подготовленными  к  борьбе   с

терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы  на

проведение силовых акций,  когда  преступление  уже  совершено.  Между  тем,

борьба с терроризмом это прежде всего заблаговременная  оперативная  работа,

позволяющая выявлять террористические организации на  стадии  возникновения,

а террористические акты пресекать на стадии  планирования  и  подготовки.  В

современной России право заниматься оперативной работой имеют  подразделения

ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке  оперативной  работы  эти

ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном  объеме  сбор  и

использование текущей оперативной информации, что позволило бы  предупредить

совершение  террористических  актов  на  самой  ранней   стадии.   То,   что

происходит сейчас у нас в стране в борьбе  с  терроризмом  (создание  мощных

подразделений  ОМОН,  СОБР,  спецназа  и   их   привлечение   к   ликвидации

террористических  формирований),  напоминает  борьбу  с   бандформированиями

после  ВОВ  в  Западной  Украине  и  на  территории  Прибалтики,  когда  для

ликвидации бандитизма приходилось  проводить  чекистско-войсковые  операции.

Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в  Дагестане,

других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.

Для  повышения  эффективности  предупредительных   мер   Министерству

иностранных  дел  (совместно  с  МВД,   ФСБ,ФМС)   необходимо   предоставить

полномочия  депортировать  из  России  иностранных  граждан,  причастных   к

деятельности террористических организаций. Следует ужесточить  наказание  за

косвенное участие в террористических актах.

Таким образом, следует  констатировать,  что  проблема  терроризма  в

Информация о работе Международный терроризм и Россия