Насилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
§1. Понятие насилия 3
§2. Природа насилия и агрессивности 5
§3. Цели и мотивы насилия 7
§4. Причины увеличения агрессии и насилия в российском обществе 9
4.1 Стратификационный и морфологический факторы как причины молодежной преступности 10
4.2 «Агрессивное» телевидение 12
4.3 Наркомания 13
§5. Факторы риска 14
§6. Предупреждение насилия 17
§7. Подход общественного здравоохранения к предупреждению насилия 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

Однако есть один очень важный факт, уже получивший клиническое подтверждение. А именно: установлено, что тот, кто  беспрепятственно может реализовывать  свою агрессию самоутверждения, в целом  ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это  качество целеустремленной наступательности. Это относится в равной мере и к феномену оборонительной агрессии, и к злокачественной агрессии типа садизма. А причины этого очевидны. Что касается оборонительной агрессии, то она, как известно, представляет собой реакцию на угрозу. Человек, который не встречает препятствий для активного самоутверждения, менее подвержен страхам и потому реже оказывается в ситуациях, на которые приходится отвечать оборонительно-агрессивными действиями. Садист становится садистом, ибо он страдает душевной импотенцией; ему недостает способности разбудить другого человека и заставить его полюбить себя; и тогда он компенсирует эту свою неспособность стремлением к власти над другими людьми. Таким образом, агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и потому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении).

§2. Теории насилия и конфликтов

Конфликт — это противоречие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни.

Но  противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают  социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство.

Такие противоречия вызывают не только размышления, завершающиеся оценками, но и определенные эмоции, такие как обида, гнев, презрение, негодование, страх и т. п. Эмоции подогревают человека, толкают его  на борьбу. Вот почему при определенных противоречиях возникает противоборство. Поэтому конфликт — это противоречие, которое характеризуется противоборством.

В новейшее время теория конфликтов обрела дополнительную конкретизацию. Проблематика конфликтологии получила более четкие очертания. Существует несколько современных концепций и теорий насилия и конфликтов.

2.1 Структурно-функциональная  модель организации

 

Структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологом Толкоттом Парсонсом.

По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры, между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.

Весьма  существенно то, что Парсонсом признавались внутренняя противоречивость социальной системы и, следовательно, реальность возникновения конфликтов. Но в целом он выступал за поддержание "гармонического", т. е. бесконфликтного отношения между элементами системы; Конфликт - представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.

2.2 Доктрина "человеческих  отношений"

 

Конфликты рассматривались ими как опасная "социальная болезнь", которая  нарушает состояние общественного  равновесия и сотрудничества. Например, Элток Мэйо, изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, показал взгляд на человека как на социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведения, а с другой стороны — несовместимость самой природы человека с жесткой иерархией подчиненности в строго регламентированной организации.

2.3 Концепция позитивно-функционального  конфликта американца Льюиса  Козера

 

Суть этой концепции в том, что  конфликты не нечто чужеродное, аномальное для общества, они — продукт, элемент  внутреннего состояния социальной системы, существующего в ней  порядка вещей и самих отношений  между отдельными личностями и социальными  группами.

Козер, предлагая понимать под конфликтом "борьбу за энности и претензии", усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, соответствии с чувствами, взглядами, интересами определённых социальных групп и индивидов.

Конфликты, по его мнению, выполняют  важные функции. Это способ, которым  общество время от времени разряжает  напряженную обстановку, разрешает  коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В  любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это  связано с тем, что конфликт способствует социализации индивидов и образованию  социальных групп, установлению и поддержанию  относительно стабильной структуры  внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса  сил, сигнализирует о тех или  иных социальных проблемах и недостатках

2.4 Концепция "равновесно-интегральной" модели общества Ральфа Дарендорфа

 

Дарендорф считает, что общество в каждый момент подвержено изменениям, в любой своей точке пронизано разногласиями и конфликтами. Всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию. Каждое общество основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других.

Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы из общественной жизни, это неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможности регулирования конфликтов, предупреждения "социальных потрясений". Для этого важны, по крайней мере, три условия:

1) наличие  ценностных установок, признание  различий и противостояния конфликтующих  сторон;

2) уровень  организации сторон — чем выше  степень организованности, тем легче  достичь согласия и исполнения  договоренностей;

3) взаимоприемлемость определенных правил, соблюдениё которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

2.5 Теория конфликта  Кеннета Боулдинга

 

 Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной жажде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека.

Он  утверждает, что конфликты возникают  и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимые от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть.

По  Боулдингу, основу "социальной терапии" по предотвращению конфликтов составляют три момента:

1) понимание  причин возникающих противоборств;

2)разумный  выбор согласованных способов  их устранения;

3)нравственное  совершенствование людей.

 

2.6 Отечественная наука  - "Введение в эрию конфликта" В.В. Дружишна, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова

 

Выступая  с технократических позиций, ее авторы сконцентрировали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т.е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека-оператора.

2.7 Юридическая конфликтология А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев

 

Прежде  всего под этим утлом зрения они анализируют конфликтные ситуации, напряженность конфликта и механизм его развития, систематизируют способы предупреждения и разрешения конфликтов. При этом ученые-юристы придерживаются той методологической позиции, по которой конфликты относятся к нежелательным явлениям, поскольку сдерживают позитивное решение назревших проблем социальной жизни.

2.9 Теория Рене Жирара “Насилие и сакральность”

 

Теория Рене Жирара “Насилие и сакральность” – это идея чисто биологической предрасположенности к насилию. Насилие иррационально, слепо, подчинено глубоким инстинктам..

Единственный способ преодолеть отрицательные  последствия насилия – изменение  его направления и качества с  той целью, чтобы оно было эффективно ориентировано и социально канализировано в безопасное русло.

2.10 Теория фрустрации  Джона Долларда

 

Причиной насильственного поведения  являются препятствия для целевой  деятельности индивидов и групп. Например, недостаток ресурсов, что  ведет к конкуренции в борьбе за эти ресурсы. В социальной жизни  такими ресурсами могут быть богатство, социальный статус, власть, безопасность, равенство, свобода и т.д.

Более поздние работы, однако, установили, что агрессивное поведение может  быть только одной из возможных реакций  на фрустрацию и что кроме нее  возможны также реакции типа регрессии, апатии, подчинения, аутизма.

2.11 Теория относительной депривации Теда Роберта Гера

 

Теория относительной депривации Теда Роберта Гера, согласно которой  насилие является результатом противоречия между высокой степенью экспектации людей и возможностями, которые общество может предоставить для реализации этих экспектаций.

Депривация- это восприятие недостатка, отсутствия того, что, как полагают люди, они должны иметь или достичь, независимо от того, являются ли эти претензии оправданными или неоправданными с позиций гипотетического внешнего наблюдателя.

В сложных по своему характеру обществах  появляется относительная депривация, связанная с напряжением между должным и существующим .

“Должное” понимается как условия жизни, на которые люди имеют право, а “существующее” – то, насколько эти условия жизни реально возможны.

Относительная депривация связана со степенью, в которой люди чувствуют себя неудовлетворенными или лишенными определенных благ, что и ведет соответственно к агрессии.

Насилие, особенно в его коллективных формах, проявляется тогда, когда  большая группа людей испытывает неудовлетворенность и считает, что можно силой переменить существующее положение вещей.

2.12 Принцип “Джи-кривизны

 

Согласно другой, несколько более  сложной версии этой теории, связанной  с принципом “Джи-кривизны” Джеймса Дейвиса, насилие является результатом небольшого спада возможностей определенных социальных групп или большей части общества получить определенные блага после того, как в предыдущем периоде имело место увеличившееся потребление этих же самых благ, что было связано с ожиданием нарастания их удовлетворения в будущем.

Именно поэтому революции совершаются  тогда, когда кончается сравнительно продолжительный период улучшения  положения людей.

2.13 Модернизационная концепция. С. Хантингтона

 

Среди наиболее авторитетных и популярных теорий насилия находится и модернизационная концепция. С. Хантингтона

Насилие является результатом отставания во времени процесса развития жизнеспособных политических институтов от процессов  социальной и экономической трансформации. Различая традиционные, переходные и  современные общества, Хантингтон полагает, что первые и последние менее склонны к политическому насилию, в отличие от обществ в процессе трансформации. Именно поэтому революционные взрывы, военные перевороты, бунты, партизанские войны и политические убийства есть общая особенность переходных обществ.

2.14 Экологическая модель  насилия

 

Насилие понимается как результат  воздействия множества уровней  влияния на человеческое поведение.

На  первом уровне - индивидуальные биологические характеристики и личная биография связаны с такими факторами, как импульсивность, низкий образовательный уровень, пережитое в прошлом насилие, играющие определенную роль в отдельные периоды жизни. Эти характеристики повышают вероятность того, чтобы человек стал жертвой насилия или его носителем.

Второй  уровень экологической модели связан с ближайшими социальными взаимоотношениями: со сверстниками, друзьями, интимными партнерами, членами семьи и проявлениями насилия в них, как и в остальных упомянутых взаимоотношениях.

Третий  уровень экологической модели - это сообщество, в которое включен индивид, и специфика социальных отношений: школа, место работы, соседи.

Например, недавняя смена местожительства  и места работы, гетерогенность сообщества, которая лишает чувства единства, высокая плотность населения, высокий  уровень безработицы и бедность, значительная изолированность людей, которые не знакомы друг с другом, и пр.

Четвертый и пятый уровень В качестве социальных факторов насилия рассматриваются культурные нормы, которые поддерживают насилие как допустимый способ разрешения конфликтов, наклонности и идеологии.

Например, взгляд на самоубийство как  на личную проблему и не препятствие  ему; нормы, которые дают преимущество правам родителей, перед которыми благополучие детей отступает на второй план; нормы, которые предполагают господство мужчины над женщиной и детьми; нормы, которые поддерживают употребление чрезвычайных форм силы со стороны  полиции против граждан; нормы, которые  поддерживают политические конфликты.

Сюда же относятся также такие  факторы, как образовательная, экономическая  социальная политика и политика здравоохранения, которые утверждают высокие уровни экономического неравенства между  группами в обществе.

Информация о работе Насилие