Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:55, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.
Введение
Глава 1. Поняти е и основы криминалистического исследования почерка
1.1 Понятие криминалистического исследования почерка
1.2 Научные основы исследования почерка
Глава 2. Техника исследования почерка
2.1. Идентификационные признаки почерка
2.2. Предварительное исследование почерка
Заключение
Список литературы
Контрольная работа
По дисциплине «Криминалистика»
На тему «Научные основы почерковедения»
.
Оглавление.
Введение
Глава 1. Поняти е и основы криминалистического исследования почерка
1.1 Понятие криминалистического исследования почерка
1.2 Научные основы исследования почерка
Глава 2. Техника исследования почерка
2.1. Идентификационные признаки почерка
2.2. Предварительное исследование почерка
Заключение
Список литературы
Введение
Судебно-почерковедческая экспертиза документов традиционно является одним из наиболее часто назначаемых видов криминалистической экспертизы в любом судопроизводстве: уголовном, гражданском, арбитражном. Трудно недооценивать и доказательственного значения заключений эксперта-почерковеда.
Письменный документ - основной источник юридически значимой информации и, как показывает экспертная практика, объектами рукописной подделки становятся все возможные виды документов (договоры и приложения к ним, завещания, долговые расписки, различные акты и заявления, платежные ведомости, товарные накладные и т.д.)- Это те документы, оформление которых влечет наступление определенных правовых последствий.
Судебно-почерковедческая экспертиза документов может назначаться при расследовании практически всех категорий преступлений, зачастую необходимость в ней возникает и при оспаривании обвиняемым (подозреваемым) ранее выполненных им подписей (записей) в процессуальных документах. В гражданском процессе наиболее часто судебно-почерковедческая экспертиза назначается по делам о признании недействительными завещаний, договоров, долговых расписок, и др. По делам, рассматриваемым в арбитражном суде, судебно-почерковедческая экспертиза назначается в отношении документов, обеспечивающих хозяйственную деятельность юридического лица (уставы, учредительные договоры, протоколы собраний участников, договоры (соглашениями приложения к ним, векселя и т.д.). Только цена иска может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности - следственными органами в борьбе с преступностью.
Проблемы применения методов криминалистического исследования почерка привлекают большое внимание как юристов, так и психологов, программистов и представителей других наук. В отечественной криминалистике вопросы криминалистического исследования разрабатывали: В.Ф.Орлова, А.Г.Филипов, А.Ф.Волынский, И.Ф.Герасимов, Л.Я.Драпкин, В.А.Образцов, А.А.Селиванов, Р.С. Белкин и другие. Однако, несмотря на многочисленные попытки исследовать теорию и практику исследования почерка в криминалистике, многие проблемы по-прежнему не нашли однозначного решения.
Целью настоящего исследования является анализ , научных работ по этой тематике и практики их применения в следственной деятельности при использовании технических, тактических и методических достижений в криминалистическом исследований почерка.
1.1 Понятие криминалистического исследования почерка
Термин «письмо» имеет несколько понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон - смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая - с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком. В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.
Таким образом, «криминалистическим
исследованием почерка
1.2 Научные основы исследования почерка
Судебное почерковедение, являясь разделом науки криминалистики, изучает закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы его исследования в целях идентификации исполнители рукописи.
В судебно-почерковедческой литературе 60-70-х годов для обозначения нейрофизиологической природы почерка использовалось понятие «динамический стереотип», заимствованное из учения И. П. Павлова об условных рефлексах, где это понятие обозначено как слаженная уравновешенная система внутренних процессов, определяющаяся системностью внешних раздражителей. По мере накопления в судебном почерковедении знания о закономерностях, участвующих на разных этапах формирования почерка, они были детализированы и разделены на несколько уровней:
1)общенаучные закономерности, изучаемые в физиологии (закономерности формирования динамического стереотипа вообще);
2) частные закономерности, конкретизирующие
нейрофизиологический механизм
формирования и
3) собственно почерковые
Для обозначения закономерностей второго уровня в судебном почерковедении было введено понятие «функционально-динамический комплекс (ФДК) письменно-двигательных навыков». Именно это понятие как производное от понятия «динамический стереотип», но конкретизированное, включившее специфику формирования письменно-двигательных навыков, используют сейчас в судебном почерковедении для обозначения нейрофизиологических особенностей формирования почерковых навыков.
Таким образом, объектом изучения судебного почерковедения является почерк, определяемый в работах по судебному почерковедению последних лег следующим образом: «Почерк – это основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе (ФДК) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений»*.
Можно предложить и такое определение: «Почерк - это динамическая саморегулирующаяся система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма».*
Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий:
-технической;
-графической;
-орфографической.
Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся:
-состояние органов зрения;
-строение костно-мышечного
-степень его подвижности;
-особенности нервной системы;
-прилежность;
-навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются:
-система обучения;
-продолжительность тренировки;
-условия, в которых приходится писать;
-пишущие средства и т.д.
Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.
Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей, называемую динамическим стереотипом.
В связи с возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.
Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков,
Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки именно так, а не иначе, обусловлено воздействием на процесс формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся:
• анатомические;
• биомеханические:
• физиологические;
• психические особенности личности;
• типологические особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние;
• состояние органов зрения;
• особенности зрительного восприятия и памяти;
• волевые качества;
• целевая установка на обучение и т. д.
Ко второй труппе, т.е. к внешним факторам относятся:
• методика обучения письму;
• обстановка, в которой проходит обучение;
дальнейшая практика.
Набор внутренних и внешних факторов строго индивидуален для каждого человека и неповторим у другого (даже в случае близнецов). Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и внешние факторы выступают в качестве системы, а не изолированно. Обучение письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики, типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной личности. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Данный процесс становится еще более интенсивным на стадии перехода от письма, контролируемого сознанием, что имеет место на первой стадии обучения, к автоматизированному письму, где внимание сосредоточено не на движениях руки при выполнении тех или иных элементов букв, а только на смысловом содержании рукописи. Период становления индивидуального почерка также индивидуален, так как он обусловлен теми же внутренними и внешними факторами: у одних индивидуальный почерк может сложиться уже в школе, у других - захватит и несколько лет практической деятельности. Следует полагать, что в связи с расширением компьютерных и так называемых безбумажных технологий составления и обращения документов процесс формирования индивидуального почерка замедлится.
Как указывалось выше, идентификация конкретного исполнителя по почерку возможна только в случае, если сложившаяся индивидуальная система движений устойчива. Под устойчивостью почерка понимается повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено особенностями формирования письменно-двигательных навыков, которые, формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе обучения и тренировки приводит к формированию устойчивого ФДК письменно-двигательных навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным, что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка объясняют и тем, что одним из механизмов ФДК является формирование в нервных центрах зрительно-двигательного образа письма, который программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.