Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:27, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить какие меры принимаются правоохранительными органами для борьбы с данным негативным явлением, в чем заключаются сложности выявления и расследования контрабанды, какие меры необходимо предпринимать для успешного расследования дел о контрабанде а так же какие меры необходимы для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.
Введение 1
Криминалистическая характеристика контрабанды 2
Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде 4
Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства,
подлежащие установлению 4
Следственные версии и планирование расследования 5
Особенности тактики первоначальных следственных действий 9
Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных до-
кументов 9
Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетель-
ствование 10
Допросы свидетелей 11
Тактика расследования на последующих этапах 11
Обыск по месту жительства и работы 11
Назначение экспертиз 12
Следственный эксперимент 12
Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды 13
Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,
отравляющих и ядовитых веществ 13
Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
заводского изготовления 15
Контрабанда культурных ценностей 17
Контрабанда автомашин 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
11. Непринятие мер к
владельцам автомашин при
В целях выявления
названных нарушений
12. Выдача фиктивного
подтверждения для органов
На основании действующих совместных инструкций ГТК и МВД регистрационные подразделения ГИБДД при регистрации автомашин по документам таможенного оформления обязаны запрашивать соответствующий таможенный орган о подтвреждении оформления автомашины. Такие подтверждения, как правило, даются либо на специальном бланке таможенного органа, либо в телеграмме в адрес инспекции. Заинтересованное лицо, регистрирующее автомашину по заведомо поддельным либо подложным документам, вступает в сговор с таможенником, уполномоченным выдавать такого рода подтверждения. В результате таможенник выдает заведомо подложный документ вообще без проведения проверки либо убедившись, что автомашина не оформлена. В отдельных регионах за выдачу таких подложных подтверждений существует фиксированная «такса» от 100 до 1000 долл. США и более. Стоимость подложного подтверждения зависит от стоимости самой автомашины, престижности марки и т. п.
Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:
а) обстановки в сфере
внешнеэкономической деятельнос
б) данных оперативно-розыскного характера;
в) регистрационных и иных документов на автомашины.
К первой группе относятся следующие характерные признаки:
— значительно более низкие рыночные цены на автомашины иностранного происхождения и отечественные, ввезенные в порядке реимпорта, по сравнению с ценами в других регионах России, у официальных дилеров по продаже автомашин, в специальных каталогах;
— наличие на рынке особой категории автомашин — не прошедших таможенное оформление. При этом продавцы порой вообще не скрывают данного факта, и автомашины продаются дешевле тех автомашин, которые прошли таможенное оформление («выплаченных»), однако эта разница, в целом, явно меньше, чем таможенные платежи, которые подлежали бы начислению при надлежащем оформлении автомашин;
— скупка на рынках именно
не прошедших таможенного оформлен
— таможенное оформление автомашин крупными партиями одной или несколькими фирмами, в особенности если оформляются автомашины дорогих, престижных марок, новые автомашины. Данный признак обусловлен тем, что на сегодняшний день фирме, занимающейся торговлей ввезенными автомашинами, весьма сложно, а иногда и практически невозможно получить прибыль, не применяя перечисленных способов уклонения от уплаты таможенных платежей;
— наличие в регионе большого количества дорогих, престижных марок автомашин, с большим объемом двигателя, в совокупности с другими признаками может указывать на распространенность незаконных методов таможенного оформления или уклонение от таможенного оформления автомашин;
— наличие в регионе большого количества ввезенных автомашин с госномерами других регионов или с иностранными госномерами либо вообще без таковых, что также свидетельствует о распространенности указанных нарушений.
Ко второй группе можно отнести:
— данные о наличии на «черном рынке» поддельных документов: таможенных деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, временных деклараций, подтверждений, уведомлений, а также чистых бланков этих документов с реквизитами таможенного органа;
— сведения о том, что владельцы автомашин дают взятки таможенникам за непроведение досмотра автомашин, незаконное таможенное оформление, о расценках на фиктивные документы, бланки, на «услуги» со стороны должностных лиц таможенного органа либо на услуги «посредников» в таможенном оформлении, в постановке на учет в ГИБДД.
— данные, свидетельствующие о «притоке» в регион автомашин из других регионов для таможенного оформления, постановки и снятия с учета с последующим возвращением обратно. Заинтересованные лица в таком случае бывают убеждены, что по тем или иным причинам «растамаживать» автомашины в таком регионе дешевле и выгоднее, чем в «родном». При этом в регион сами автомашины не поступают, а привозятся, оформляются в таможенном органе, а затем регистрируются в ГИБДД только документы на эти автомашины. Таким способом нередко «отмываются» похищенные автомашины;
—данные о поступлении в местные таможенные органы большого числа запросов (ориентировок) о подтверждении оформления автомашин, ориентировок об угнанных автомашинах, о подделке (недействительности) таможенных удостоверений, бланков, печатей, ЛНП из таможенных органов других регионов, на которые местные таможенные органы дают отрицательные ответы.
— данные о резком повышении материального благосостояния должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление автотранспорта либо оформление конкретной внешнеэкономической сделки по ввозу автомашин.
К третьей группе относятся следующие признаки:
— наличие
в регистрационных
— наличие в ГИБДД зарегистрированной таможенной декларации, при отсутствии ее копии в таможенном органе. Такие декларации полностью поддельные, либо подделывается какой-либо обязательный реквизит, чаще всего ЛНП, гербовая печать;
— подчистки, подтирки в таможенных декларациях, отсутствие некоторых реквизитов (ЛНП, гербовой печати, номерных агрегатов, номера удостоверения), нестандартные бланки, дефекты бланков и т. п.;
— наличие в регистрационных документах ГИБДД либо таможенного органа фиктивных подтверждений о таможенном оформлении, фиктивных телеграмм, телетайпограмм и т. п.;
— наличие в таможенном органе документов на приобретение автомашин (контрактов, купчих, счетов-справок и т.п.) с признаками подделки, подлога, например фиктивных бартерных контрактов, договоров консигнации;
— наличие на таможенных документах признаков подделки отметок о пересечении таможенной границы РФ, фамилии лица, перемещающего автомашину, дате пересечения, номере документа и т. п.;
— наличие в регистрационных документах на автомашину, находящихся у ее владельца, признаков подделки, включая подделку отметок о таможенном оформлении, подделку печати, отметок о праве отчуждения автомашины, номера таможенной декларации, счета-справки и т.п.;
— отсутствие в таможенном органе документов, дающих основание для применения преференций (отсутствие данных о выезде за границу на срок свыше 6 месяцев, о наличии паспорта моряка и т. п.), либо признаки подделки этих документов;
— отсутствие акта досмотра автомашины в таможенном органе (акта ГИБДД об осмотре) либо признаки подделки этих документов, несоответствие данных о номерных агрегатах в этих документах данным в других документах на автомашину, реальным номерным агрегатам автомашины, а также иные данные, свидетельствующие о том, что досмотр (осмотр) автомашины не производился либо производился ненадлежащим образом (не сверялись номерные агрегаты и т. п.);
— ложные данные в документах на автомашину, влияющие на определение суммы таможенных платежей. Например, в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости указан один год выпуска автомашины, а в регистрационных документах (паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации) — другой, аналогично — в отношении сведений об объеме двигателя, марке мотора и т. п.;
— необъективные данные оценки стоимости автомашины экспертным учреждением. Например, в акте оценки могут быть указаны ложные данные об аварийном состоянии автомашины, о том, что она разобрана, не укомплектована и т. п., что не соответствует действительности;
— несоответствие данных об автомашине в таможенном органе, где производится оформление, и в пограничном таможенном органе, например, данных о владельце, лице, перемещающем автомашину, номере счета-справки и т.п.;
— несоответствие данных в документах на автомашину в таможенном органе и документах, имеющихся в организации, учреждении, предприятии, у физического лица, которое ее приобрело. Например, в фирме может храниться подлинный контракт на закупку автомашин по одной стоимости, а в таможенный орган представлен другой контракт с заниженной таможенной стоимостью.
На основе этих сведений может быть разработана широкомасштабная тактическая операция, основанная на сверке документов таможенного оформления в ГИБДД и в таможенном органе. В зависимости от конкретной следственной ситуации такую операцию можно спланировать в нескольких направлениях и в несколько этапов:
—проверить наличие документов таможенного оформления ввезенных автомашин в местном регистрационном подразделении ГИБДД. Выявление незаконно выданных документов таможенного оформления можно проводить по некоторым из вышеуказанных признаков, но наиболее целесообразно — сразу по всем признакам. Так, первоначально можно обратить внимание на автомашины оформленные местным таможенным органом, особенно на автомашины дорогих, престижных марок, с большим объемом двигателя, выявлять таможенные декларации без регистрационных номеров, с исправлениями в них, в номерных агрегатах автомашин, в отметках о праве на отчуждение, а также декларации, в которых при одинаковой ЛНП стоят разные подписи должностных лиц. Все отобранные таможенные декларации либо вообще все документы таможенного оформления за определенный период следует сверить с документами оформления в таможенном органе. Такая встречная проверка может выявить «нестыковку» документов.
Например, в случае выявления таможенных деклараций, вообще не оформлявшихся в таможенном органе, возможно построение следующих версий: 1) таможенная декларация полностью подделана заинтересованным лицом, либо владельцем автомашины, либо продавцом автомашины; 2) заинтересованным лицом использован чистый бланк документа с действительными реквизитами таможенного органа. Здесь необходимо выявить канал получения таких чистых бланков. Как правило, их изготовляют (похищают) работники таможни; 3) документ выписан и выдан лично работником таможни с заверением собственной ЛНП, либо ЛНП другого таможенника, либо ЛНП, вышедшей из употребления, либо подделанной. Во всех трех вариантах заинтересованным лицом может быть получено и фиктивное подтверждение о таможенном оформлении.
В случае наличия копий таможенной декларации в таможенном органе необходимо проверить идентичность всех реквизитов копий. Особое внимание следует обратить на законность применения преференций.
Если установлена идентичность копий таможенной декларации, необходимо проверить подлинность документов, представленных для оформления, обоснованность применения преференции, применения кода ТН ВЭД заявленной таможенной стоимости, таможенного режима, начисления и взимания таможенных платежей, поступления их на депозит таможенного органа.
По документам таможенного оформления, выданным таможенными органами других регионов, как правило, пограничными, могут быть направлены запросы о подтвреждении такого оформления. При этом следует учесть, что на такие запросы преступниками может быть организовано и направление ложных ответов, например о том, что автомашины, якобы, оформлялись в таможенном органе.
Одновременно со сверкой документов необходимо организовать поиск и задержание автомашин, зарегистрированных по поддельным, подложным таможенным декларациям, допрос их владельцев, выявление посредников, должностных лиц, выдававших (заверявших) декларации либо консультировавших по вопросам незаконного оформления.
Следователь должен одновременно вести работу в трех основных направлениях: 1) в органах ГИБДД по выявлению и сверке документов, 2) в таможенном органе по сверке документов и проверке обоснованности оформления автомашин, 3) по поиску, осмотру и задержанию незаконно оформленных автомашин. При необходимости — направить группу следователей и оперативных работников в пограничный таможенный орган для сверки документов о пересечении автомашинами таможенной границы РФ.
Во многих случаях не удается доказать умысел в действиях должностных лиц таможенных органов в совершении преступления, и они привлекаются к ответственности за халатность. Наиболее распространенными проявлениями халатности являются действия (бездействие) по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля, повлекшие существенное нарушение прав участников ВЭД. К примеру скоропортящийся груз своевременно не выдается владельцу по вине работников таможни: они не регистрируют прибытие товара и т. д., в результате товар утрачивается, возникают дополнительные расходы в связи с простоем транспортных средств и т. п. Тем самым причиняются значительные убытки владельцу товара. Нередко такого рода волокита является признаком вымогательства взяток со стороны таможенников.
Заключение
Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны , она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.
Информация о работе Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды