Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:41, реферат
Цель работы – расширить представление о прокурорском надзоре: дать понятие и рассмотреть виды.
Задачи работы – изучить сущность прокурорского надзора, определить отрасли прокурорского надзора, рассмотреть основные понятия прокурорского надзора.
Введение………………………………………………………….4
1.Понятие и сущность прокурорского надзора………………..5
2. Основные понятия прокурорского надзора………………..14
3.Отрасли прокурорского надзора…………………………….17
Заключение………………………………………………………25
Литература……………………………………………………….26
Таким образом, уголовное преследование не может считаться отдельным, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, в различных отраслях надзорной деятельности.
К организационным направлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие в правотворческой деятельности.
Анализируя роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.
Координация в переводе с латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие.
Применительно к совместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация - это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий, осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами, свойственными каждому из участников координации.
Цель координации - повышение эффективности
борьбы с преступностью за счет комплексного
использования потенциальных
Организационное руководство деятельностью
правоохранительных органов по борьбе
с преступностью прокуроры
При освещении вопроса об участии прокуратуры в правотворческой деятельности следует учесть, что успешное решение органами прокуратуры своих задач во многом зависит от того насколько динамично будет совершенствоваться законодательство.
В настоящее время Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Вместе с тем Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных актов.
В Генеральной прокуратуре
При выполнении работ, связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности, органы прокуратуры руководствуются Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. №47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996 года №75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации». Изложенные в этих ведомственных нормативных актах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированность прокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае, когда принятие законов противоречащих Конституции РФ и Федеральному законодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерации обязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности, информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры или управление правового обеспечения.
Говоря о международном
Следует особо отметить руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). В комплексе вопросов этого документа, наибольшую важность для прокуратуры представляют нормы регламентирующие: создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, о финансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадации; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры и др.
2. Основные понятия прокурорского надзора
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора.
Коренным понятием прокурорского надзора является понятие «прокурор».
Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» - собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает должности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов управлений и отделов.
Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор – понятие, характеризующее:
Прокуратура как федеральный
государственный орган
Прокурорский надзор
как отрасль юридической науки
означает сумму знаний о законодательстве,
регулирующем деятельность прокуроров
по осуществлению надзора, о формах,
средствах и методах его осущес
Предмет прокурорского надзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые нередко путают. Так, под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокуррского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Перечень этих лиц
определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре.
Из текста этой же статьи следует, что
в предмет прокурорского
Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе нередки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных инстанций.
3.Отрасли прокурорского надзора
Отраслями прокурорского надзора признаются:
Общий надзор
Согласно ст. 21 ФЗоП предметом данной отрасли надзора являются:
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора регламентированы ст. 22 ФЗоП. Так, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правоотношении, требует привлечения лиц, нарушившим закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор и его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗоП:
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Статья 26 ФЗоП определяет, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Информация о работе Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры