Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:55, контрольная работа
При раскрытии и предупреждении преступлений особую роль играет уровень информационного обеспечения криминалистически значимой информацией о деянии, лицах, следах, предметах, и т.д. Оперативное получение таких сведений во многом зависит от эффективного использования учётов различных объектов, попадающих в сферу деятельности правоохранительных органов. Научно обоснованная система учётов подобных объектов и есть криминалистическая регистрация.
Юридическими фактами возникновения и прекращения правоотношений в сфере криминалистической регистрации выступают:
-действия преступника, связанные с подготовкой, совершением преступного деяния и его сокрытием;
-события, связанные с истечением срока давности в отношении уголовно наказуемого деяния либо срока хранения учетных данных.
Выделение правоотношений, возникающих в сфере криминалистической регистрации, ставит вопрос о необходимости их отнесения к какой-либо отрасли права. Я полагаю, что для ответа на этот вопрос следует выделить дополнительные признаки, которые присущи правоотношениям, возникающим в сфере криминалистической регистрации.
Следует отметить, прежде всего, что отношения, возникающие в процессе осуществления регистрационной деятельности органов внутренних дел, являются отношениями типа «власть -- подчинение». Во-первых, они складываются в сфере исполнительной власти, к которой следует относить деятельность правоохранительных органов в целом. Во-вторых, для них характерно наличие субъекта управления -- регистрационного органа и объекта -- гражданина. В-третьих, волеизъявление органа регистрации неравнозначно волеизъявлению гражданина, поскольку носит юридически властный характер.
Для рассматриваемого вида правоотношений характерно доминирующее положение субъекта управления -- учреждения, осуществляющего регистрационную деятельность. Этот признак вытекает из предыдущего, который определяет правоотношения в сфере криминалистической регистрации как отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой. Для этих отношений характерно наличие обязательной стороны, без которой они не возникают. Такого рода обязательной стороной является регистрационный орган.
Криминалистическая регистрация имеет своей целью информационное обеспечение деятельности, связанной с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений. Следовательно, она направлена на организацию процесса правоисполнения, что позволяет говорить о ее прямой связи с реализацией функций исполнительной власти.
Несмотря на то, что правоотношения в сфере криминалистической регистрации могут возникать но инициативе и желанию любой стороны, это, как правило, происходит вопреки согласию второй стороны, которой может быть лицо, совершившее преступное деяние. Этот признак также является следствием властного характера рассматриваемых правоотнотношений.
Данные правоотношения, исходя из перечисленных признаков, мы определяем как отношения, не возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере функционирования механизма исполнительной власти. Они связаны с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств путем информационного обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений. Поэтому я считаю, что их следует рассматривать как особый вид административных правоотношений, который необходимо включать в правовой институт -- «административно-правовое регулирование деятельности внутренних дел».
Из вышеизложенного следует вывод о том, что относительно правовых оснований регистрационной деятельности среди ученых, занимавшихся этим вопросом, нет единого мнения. На настоящий момент существует две точки зрения:
-ее осуществление
-ведение криминалистических
Совершенствование правовой базы криминалистической регистрации предполагает разработку и принятие соответствующих нормативных актов для всей правоохранительной системы в целом, а не только для отдельных органов(министерств, ведомств), а также и других государственных органов и негосударственных организаций.
Принятие единого нормативного акта о криминалистической регистрации позволило бы устранить недостатки в сфере правового регулирования этой деятельности, что, в свою очередь, оказало бы положительное влияние не только на саму регистрационную деятельность, но и на весь процесс раскрытия и расследования преступлений. Необходимость в законодательном регулировании вызвана также наличием особого рода правоотношений, возникающих в ходе осуществления органами внутренних дел регистрационной деятельности.
Заключение
Регистрационная информация по своей правовой природе неоднородна. В тех случаях, когда носителями информации являются объекты, причинно связанные с преступлением (например, следы пальцев рук, изъятые с места происшествия, стрелянные гильзы и т.п.), она потенциально является докозательственной. В остальных случаях информация носит ориентирующий характер.
Эффективность раскрытия, расследования и предупреждения преступлений во многом зависит от информационного обеспечения деятельности органов следствия и дознания. Специализированные учёты, объединённые в систему криминалистической регистрации, являются важнейшим хранителем и источником поступления фактических данных. Правоохранительные органы используют также и вспомогательные учёты, и ведомственные массивы, и регистрационно-справочные документации.
Информация, поступающая из специализированных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих регистрацию, позволяет установить обстоятельства, важные для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. С помощью криминалистических учётов можно установить личность живого, умершего либо погибшего гражданина; прошлую преступную деятельность человека; причастность определённых объектов к совершённому преступлению; принадлежность предметов (оружия, номерных вещей и т.п.); серию преступлений, совершённых одним способом, одним лицом или группой лиц и др.
Информация о работе Понятие, содержание и правовые основы криминалистической регистрации