Принципы уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Проводимая в современной России правовая реформа, основополагающей частью которой является реформа законодательства, в том числе и уголовного, предполагает необходимость глубокого осмысления фундаментальных идей, лежащих в основе как всего российского права, так и его отдельных отраслей. Такими идеями являются принципы права. Принципы уголовного права позволяют не только более глубоко, основательно познать уголовное право как таковое, но и эффективнее регулировать уголовно-правовые отношения. Данные судебной статистики свидетельствуют, что практика этого регулирования далека от совершенства. Итак Целью данной курсовой работы является раскрытие принципов уголовной ответственности их характеристика, а также их роль для законодательной регламентации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………....3
Глава 1. Содержание и принципы уголовной ответственности………………..6
1.1. Принцип законности ……………………………..……………………………….6
1.2. Принцип равенства граждан перед законом…………………….……………. 14
1.3. Принцип вины…………………………………………………………………….17
1.4 Принцип справедливости………………………………………...……………….21
1.5 Принцип гуманизма…………………………………………………..…….…... 26
Глава 2. Правовая природа и система принципов уголовной ответственности………………………………………………………………….…31
2.1 Соотношение принципов уголовной ответственности и принципов уголовного права. …………………………………………………………………………………. 31
2.2. Система принципов уголовной ответственности …………………………...…38
2.3.Общепризнанные принципы и нормы международного права………………..41
Заключение …………………………………………………………………….....….47
Список используемой литературы ……………………………………………......49

Файлы: 1 файл

Принципы уголовной ответственности.docx

— 80.34 Кб (Скачать файл)

в) законность состоит в  том, что преступлением может  быть признано только деяние - общественно  опасное действие или бездействие, причинившее или создавшее реальную угрозу причинения вреда существенным, охраняемым уголовным законом интересам  личности, общества или государства. Из этого следует, что мысли и  убеждения, независимо от их несоответствия законам, Конституции, не должны рассматриваться  как преступления и поэтому не влекут за собой наказания;

г) законность состоит в  том, что запрещается применять  уголовный закон по аналогии.

В уголовном праве не допускается  не только аналогия закона, но и аналогия права, которая имеет место в  иных отраслях права, в частности  в гражданском праве. Аналогия в  уголовном праве была отменена в  декабре 1958 г., когда в ст. 7 основ уголовного законодательства в понятие преступления ввели признак уголовной противоправности. До этого аналогия применялась. Более того, ее применение было предусмотрено в уголовном законе. Так, УК 1926 г. предусматривал специальную статью (ст. 16), разрешавшую применение закона по аналогии.

Более точное содержание данного  принципа заключается в неотвратимости именно уголовной ответственности, т. е. привлечения к ней каждого  виновного лица за каждое совершенное  им преступление. Наказание может  не последовать на законных основаниях освобождения от него. Обязательно  должно привлекаться к уголовной  ответственности каждое совершившее  преступление лицо. Уже затем оно  может быть от этой ответственности  освобождено.

По подсчетам криминологов, латентная, т. е. не включенная в официальную  статистику преступность, достигает  в РФ 9—12 млн. преступлений в год. Таков статистически наглядный  показатель состояния неотвратимости уголовной ответственности.

Принцип законности содержится в ст.3 УК РФ, устанавливающей следующее: преступность деяния, а также его  наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим  Кодексом (ч.1). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ч.2).

Принцип законности в уголовном  праве означает:

а) принятие норм уголовного права только Федеральным законом (не Указами Президента, не Постановлениями  Правительства);

б) точное соответствие норм уголовного права Конституции Российской Федерации и положениям международных  договоров, вступившим в силу в России;

в) полную кодификацию уголовно-правовых норм, которая бы исключала их присутствие  вне УК РФ, в каких-либо иных нормативных  актах;

г) обязательность норм уголовного права как для всех лиц, пребывающих  на территории Российской Федерации, так  и для правоприменительных органов;

д) четкость и ясность  законодательных конструкций, исключающих  неоднозначное их понимание и  применение;

е) недопущение применения по аналогии уголовно-правовой нормы  к деяниям, сходным с преступлением, предусмотренным в одной из статей УК.

Чрезвычайно важное значение в деле уголовно-правовой борьбы с  преступностью имеет принцип  законности, который находит отражение  в ряде положений Конституции  РФ и УК РФ. Так, в ст. 54 Конституции  указывается, что «никто не может  нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением» Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает  важное правило: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Из этого следует, что уголовная ответственность  может наступить только на основе опубликованного уголовного закона, знать о котором граждане имеют  возможность, и только за деяние, которое  в момент его совершения предусматривалось  уголовным законом. Принцип законности означает также, что уголовная ответственность должна наступать в точном соответствии с действующим законом. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться.

В УК РФ при определении  принципа законности указывается, что  «преступность деяния, а также  его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим  Кодексом».

Реализация этого положения, бесспорно, должна содействовать укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих  уголовную ответственность, кроме  УК РФ. Поэтому все изменения в  уголовном законодательстве должны вноситься в УК РФ. В прошлом  же уголовно-правовые нормы в ряде случаев содержались не в УК РФ, а в других законодательных актах.

Все граждане, следственные органы и суды при определении  уголовной ответственности должны руководствоваться только УК РФ. В  случаях расхождения норм УК и  Конституции прямое действие должны иметь положения Конституции. Принцип  законности означает также, что уголовные  законы должны соответствовать реальным социально-политическим и экономическим  условиям жизни российского общества, т.е. быть социально обусловлены.

Статья 55 Конституции в  ч. 2 указывает, что «в Российской Федерации  не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы  человека и гражданина», т.е. нельзя произвольно устанавливать уголовную  ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских граждан. Это указание Конституции  соответствует положениям Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г., и Международному пакту о  гражданских и политических правах 1966 г.

Так, в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Никто не может  подвергаться произвольному вмешательству  в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции  или на его честь и репутацию». Это положение закреплено и в  ст. 17 Международного пакта о гражданских  и политических правах.

Реализация принципов  законности и неотвратимости ответственности  предполагает обязательное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда. Согласно ч. 4 ст. 390 УПК РФ приговор суда должен быть обращен к исполнению судом первой инстанции не позднее  трех суток со дня его вступления в законную силу либо возвращения  дела из апелляционной или кассационной инстанции.

В соответствии с принципом  законности применение уголовного закона по аналогии не допускается. Однако несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет не несут  уголовной ответственности за такие  преступления, как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). В этих случаях их признают виновными в преступлении, предусмотренном ст. 105 УК РФ, и назначают наказание в пределах санкции этой статьи с учетом положений ст. 88 УК РФ.

Запрет аналогии имеет  в виду запрет аналогии закона и  только. Поэтому вполне возможна, а  в определенные моменты правоприменения  и необходима аналогия правоприменительных  актов, которая не выходит за рамки  правоприменительных предписаний. Такое положение может возникнуть, например, при оценке оценочных признаков. Например оценочный признак «крупный ущерб», установленный в качестве конститутивного признаков неправомерных  действий при банкротстве (ст.195 УК РФ) вполне может быть приравнен по признакам, которыми его наделил правоприменитель, к такому же оценочному обстоятельству преднамеренного банкротства (ст.197 УК РФ), тем более, что преступления в виде неправомерного банкротства  являются одновидовыми. Принцип законности содержит два исключения, которые  следует признать необходимыми. Первое исключение содержится в ч.3 ст.12 УК РФ, где установлено, что субъект  подлежит уголовной ответственности  не только в силу предписаний УК РФ, но и когда такое положение  предусмотрено международными договорами. Таким образом, не только Уголовное  законодательство России, но и нормы  международных пактов могут создавать  негативные последствия для субъекта. Второе исключение императивно установлено  в ч.3 ст.331 УК РФ. Согласно норме статьи 331 УК РФ в военное время или  в боевой обстановке может действовать  не Уголовный кодекс РФ, а иное законодательство - законодательство военного времени. Исключения из общего принципа законности вовсе не колеблют его универсальный  статус. Более того - подчеркивают незыблемость принятых законоустановлений, верность принципам международного общежития  и стремление государства максимально  обезопасить своих граждан от преступных посягательств с учетом соответствующей обстановке совершения противоправных деяний.

    1. Принцип равенства граждан перед законом.

«Закон - это паутин, муха запутается в ней, а шмель пролетит».

Рем и Ромул, основатели древнего Рима.

Устанавливаемый ст.4 УК принцип  равенства граждан перед законом  конкретизирует в уголовном праве  применительно к уголовной ответственности  общеправовое положение Конституции  РФ о равенстве перед законом  и судом. Это положение следующим  образом сформулировано в УК: "Лица, совершившие преступления, равны  перед законом и подлежат уголовной  ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также других обстоятельств".

Этот принцип тоже является конституционным, так как основан  на ст. 19 Конституции РФ, которая  полностью соответствует ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 2 Международного пакта о гражданских  и политических правах (1966 г.), ст. 4 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Формула УК не содержит упоминания о равенстве перед судом. Уголовно-правовой принцип фиксирует внимание на равной обязанности граждан нести ответственность  за нарушение уголовно-правовых запретов. Устанавливаемое этим принципом  юридическое равенство граждан  перед уголовным законом проявляется  в закреплении одинаковых оснований  и пределов уголовной ответственности, одинаковых условий применения наказания  и освобождения от уголовной ответственности  и наказания, одинаковых оснований  и порядка устранения иных последствий  осуждения лица, например, при погашении  судимости. Рассматриваемый принцип  не исключает применения различных  мер уголовной ответственности  за однотипные общественно опасные  деяния для рядовых граждан и должностных лиц либо лиц, наделенных специальными полномочиями (например, совершение контрабанды с использованием своего служебного положения - п. «б» ч. З ст. 188 УК).

Признание состава преступления единственным основанием уголовной  ответственности служит гарантией  осуществления принципа равенства  граждан перед законом в деятельности правоохранительных органов. Равная для  всех обязанность нести ответственность  за совершенное преступление означает, что каждый гражданин, нарушивший уголовный  закон, должен быть привлечен к ответственности  и не вправе быть от нее освобожден помимо суда, если в его действиях  содержится состав преступления. Это  положение именуется в теории уголовного права принципом неотвратимости ответственности и является основополагающим для утверждения начала справедливости в уголовном праве.

Принцип равенства перед  уголовным законом означает, что  при наличии в действиях лица состава преступления социальные данные о его личности не могут служить  препятствием для привлечения этого  лица к ответственности. Однако из этого  не следует, что все осужденные должны приговариваться к одинаковым мерам  наказания. Равенство оснований  уголовной ответственности должно сочетаться с принципом соответствия суровости наказания тяжести  преступления. Особое значение применение рассматриваемого принципа имеет при  определении уголовной ответственности  должностных лиц государственного аппарата. Принцип равенства перед  уголовным законом не противоречит установлению ответственности за преступления, совершаемые специальными субъектами. Эти лица, как правило, и совершать  должностные преступления могут  лишь благодаря занимаемому положению. При этом некоторые особенности  имеет порядок привлечения к  уголовной ответственности ряда категорий должностных лиц, которым  закон предоставил особый статус в целях обеспечения выполнения своих функций в условиях независимости  и самостоятельности (к ним относятся  депутаты Государственной Думы, судьи  и некоторые иные должностные  лица). Эти лица не освобождаются  от уголовной ответственности в  случае совершения преступлений, но закон устанавливает особый порядок привлечения их к ответственности, обеспечивающий их неприкосновенность в целях создания возможности беспрепятственного исполнения возложенных на них функций.

Принцип равенства перед  законом выражается как в том, что невиновный не должен быть привлечен  к ответственности, так и в  том, что виновный должен подлежать  уголовной ответственности. Эти  положения закреплены, в частности, в ст. 299 («Привлечение заведомо невиновного  к уголовной ответственности») и 300 («Незаконное освобождение от уголовной  ответственности») УК.

В прошлом имели место  случаи, когда высокопоставленные лица из партийной и номенклатурной элиты  не привлекались к ответственности  за злоупотребление служебным положением, превышение власти, получение взяток и хищения. Не возбуждались или незаконно  прекращались уголовные дела и в  отношении знаменитых спортсменов. Подобная практика недопустима и противоречит Конституции РФ и Уголовному кодексу РФ. Уголовно-правовой принцип равенства не означает равную (одинаковую) ответственность и наказание граждан, т.е. равные пределы и содержание уголовной ответственности и наказания. Более того, различие в этом может быть существенным, имея в виду, например, пол или возраст лица, его служебное положение. Так, к женщинам в отличие от мужчин не может быть применена смертная казнь (то же наказание не может применяться к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста, а также к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет (ст. 59 УК)). Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения может повлечь повышенное наказание (например, в соответствии с ч. 3 ст. 160 УК наказание усиливается, если присвоение или растрата чужого имущества, вверенного виновному, совершается лицом с использованием своего служебного положения).

Информация о работе Принципы уголовной ответственности